Кто такие «котоняни», где побывал «котомобиль», как «укотовители» забирают детей с хвостами домой – в материале Readovka.News в честь Всемирного дня кошек.
Боевые действия на Донбассе стали испытанием не только для гражданского населения, но и для животных, многие из которых потеряли свой дом и хозяев из-за обстрелов украинской армии. Уже десять лет Евгения и Александр Михайловы ездят по населенным пунктам у линии боевого соприкосновения и спасают братьев наших меньших, оставшихся без попечения. Некоторым они находят новые дома, а других возвращают хозяевам. Подробнее об этом читайте в материале Readovka.News.
Когда началась специальная военная операция, животных на каждый эвакуационный рейс приходилось гораздо больше, рассказала директор донецкого приюта АНО «Кошкин Дом» Евгения Михайлова. Она и ее муж наравне с военными перемещались вперед.
«Впереди нас только штурмовики. Артиллерия уже за нами стояла, и не было никаких ограничительных мер для работы волонтеров в Мариуполе, Волновахе, Лисичанске», – рассказала Евгения.
По ее словам, на блокпостах у супругов каждый раз спрашивали, знают ли они, куда едут. После всех утвердительных ответов паре всегда желали успешной дороги и просили вернуться живыми. Михайлова поделилась, что выживших животных в зоне боевых действий очень много, но большая часть из них гибнет от голода и холода, стресса и снарядов.
Как рассказала волонтер, более двухсот хвостатых воссоединятся со своими родными семьями. В скором времени домой вернется собака, которая была вывезена из Чихирово, – ее хозяева, проживающие сейчас в Саратовской области, нашлись вчера.
«Самые первые возвращения – два года назад, в мае. Хозяйка прошла эвакуацию и прибыла в Россию в пункт временного размещения после того, как ее дом сгорел, а позже уехала к родственникам в Грузию. Мы нашли ее кота – за ним она приехала из Грузии на границу, где мы договорились встретиться. Когда мы перешли с котом границу, она плакала, у нее дрожал голос, потому что они все потеряли в Мариуполе. Они были уверены, что кот, который был частью их семьи, погиб, но он смог к ним вернуться», – поделилась волонтер.
Второе спасенное животное тогда находилось вместе со своими хозяевами в одной из многоэтажек на первой линии «Азовстали» – сейчас этот район «свечек» полностью снесен. Люди оставались внизу, а питомцев держали наверху, в квартирах. Никто не знал, что боевые действия будут настолько ожесточенными. По словам волонтера, многие надеялись, что смогут подняться и забрать своих любимцев, но в квартиры прилетел снаряд – несколько из них полностью выгорели.
«Их квартира была на восьмом этаже. Они были уверены, что животное сгорело. Ходили и искали, но в итоге уехали в эвакуацию. Когда взяли «Азовсталь», они вернулись и обнаружили свою кошку… у нас. Кошку мы подобрали в квартире, где от ветра захлопнулась дверь, в трех домах от того места, где жили они. Мы думали, что кошку бросили. С помощью соседей мы нашли хозяев, но они сказали, что свою кошку взяли, а этой у них не было точно. Мистику мы не поняли, но забрали», – рассказала Михайлова.
Когда «пепельная» кошка оказалась на попечении волонтеров, отозвались те самые мариупольцы – прислали фотографию, перечислили особенности характера, которые были неимоверно похожи. Шипа – именно так звали кошку – начинала шипеть каждый раз, когда ей что-то не нравилось, но при этом никакой агрессии не проявляла. Вернувшиеся в квартиру хозяева опознали животное, а Шипа отозвалась торжественным шипением.
Волонтер рассказала, что каждый возврат запоминается, так как моменты зачастую оказываются трогательными: человек не верил, что из той жизни что-то останется, а тут вдруг возвращается кот, за которым еще и следили «котоняни».
«Очень запомнилась история возврата Маруси из Попасной. Кошка прибилась к Ирине, которая там живет постоянно и кормит животных. Очень злобная кошка, которой не нравились собаки: она их гоняла, а псы ее боялись. Ирина не хотела отдавать Марусю, но та заболела тяжелой пневмонией, появились большие проблемы репродуктивной системы. Кошку вытянули с того света. Звонит женщина, говорит: «Это моя кошка. Я нахожусь в Луганске. Мне семьдесят лет. Я с большим трудом хожу. Может быть, вы с оказией привезете мне животное?» – поделилась Михайлова.
После этого было решено поехать в Луганск. Бабушка, из которой можно было бы «делать гвозди», стояла перед волонтерами, а по ее лицу бежали слезы. Из прошлой жизни у нее остались старое советское пальто и злобная кошка по кличке Маруся, что вернулась туда, где она родилась – в дом детей этой женщины. Десять лет назад Марусю забрали оттуда маленьким котенком, и все это время она жила в Попасной с бабушкой и дедушкой.
Когда начались боевые действия, дедушку убило снарядом в собственном дворе. Похоронить его смогли только через полгода, а бабушка выехала из Попасной, уверенная в том, что и кошка, и собака погибли. Пса найти не удалось, но Маруся вернулась к хозяйке, подлеченная и с восстановленным здоровьем. Теперь кошка не один год будет радовать женщину тем, что она есть.
Евгения поделилась, что люди приезжают за животными из другого конца города, а иногда и из Тулы и Рязани в Москву, с «горящими» глазами. Сейчас забронировать и выбрать кота можно через официальный канал АНО «Кошкин Дом» или на их сайте.
«Они приехали, чтобы взять таких же животных, какие у них во дворе есть – прикормленные местными бабушками. Но тех, у кого тяжелая судьба, они их принимают в свою семью, отдают им значительную часть своей души. Каждый момент счастливый. Надо видеть глаза этих людей – они по-другому будут смотреть на всю жизнь и станут другими, приняв это животное», – рассказала волонтер.
«Кошкин Дом» оказался среди первых, кто прибыл в Херсонскую область во время затопления. При себе у представителей организации была только рыбацкая лодка на веслах – на такой невозможно было бы справиться с течением, которое наблюдалось на улицах. Собрать средства на резвый моторный катер помогли откликнувшиеся люди. На нем Евгения вместе с мужем Александром заплывали в города – Олешки и Голую Пристань – и передавали людям продукты, а также медикаменты.
«Потребность была в медикаментах на тот момент, потому что у многих были проблемы со здоровьем. Люди успевали хлебнуть этой воды. Когда сидели на чердаках и кушали, помыть руки им было негде. Грязь и антисанитария были большой проблемой. Люди оказались заблокированы на своих чердаках, затащив туда своих животных. Мы видели, как с людьми на чердаке сидел теленок и небольшой табунчик коз. Спасали всех», – рассказала Михайлова.
По ее словам, некоторых животных забирали от людей, которые вытаскивали их наверх во время передачи гуманитарной помощи, но большую часть приносило течением на дерево, а кто-то забирался на выступ забора или плыл.
«Люди подобрали кота, который плыл в тазике. В обычном хозяйственном пластиковом тазике кота несло течением», – поделилась волонтер.
Работать в Херсонской области полноценно и массово могли только волонтеры. Яркие лодки МЧС сразу же попадали под удары противника.
«На тот момент ни дронами, ни артиллерией по волонтерам не целились. Нас проносило. Да, где-то падало, где-то был обстрел. При погрузке собак возле машины рязанских волонтеров упала мина, и осколки посекли борта машины. Один осколок зашел в машину в десяти сантиметрах от головы моего мужа, но это было из-за того, что стреляют регулярно. Специальной охоты за волонтерами тогда еще не было», – рассказала Михайлова.
Из Херсонской области «котомобиль», в котором Евгения и Александр перевозят всех животных, направлялся в ближайшие приюты, а иногда в Ростов и Донецк. Супругам удалось сделать многое – снять с крыш и заборов тех животных, кому оставалось жить не больше двух суток. Хвостатые гибли массово – у них была бессонница от жары, ночью на них обрушивался дождь, а днем жег лапы раскаленный от солнца шифер. Находясь на грязной и зараженной инфекциями земле, многие животные заболевали, но впоследствии они были вывезены.
Сейчас в ветеринарном штабе «Кошкиного Дома» есть все необходимое для того, чтобы оказать помощь на высоком уровне даже для Донецка и для Ростова, однако квалификации врачей и их количества не хватает. Во время разговора с Readovka.News Евгения везла тяжелое животное с пулей в грудной полости на операцию в Ростов, в клинику Кротова.
«Такая операция достаточно инвазивная. Умом мы понимаем, как ее провести, но технически здесь нужен аппарат с искусственной вентиляцией легких. Его пока нет, как и навыков работы торакальным хирургом», – поделилась Михайлова.
Волонтер выразила уверенность, что все-таки удастся воплотить в жизнь одну из нынешних целей «Кошкиного Дома» – создание специализированного центра помощи бездомным животным с высоким уровнем ветеринаров, оборудования и всего остального. Сейчас большинство тяжелых случаев приходится вести именно в клинике Кротова, которая поддерживает дончан лояльными условиями.
Среди самых распространенных травм котов, оказавшихся в зоне боевых действий, – это всевозможные инфекции от гемотропных организмов и кальцивироза до панлейкопении и лейкоза. Часто животные на линии боевого соприкосновения подхватывают кишечную палочку, употребляя грязную воду из луж или ловя совершенно нездоровых мышей. Небольшая часть болезней – это обострение того, чем животное заразилось в домашней жизни. Среди таких заболеваний мочекаменная болезнь, проблемы с желудком и сердцем, вызванные голодом и стрессом. Остальную часть составляют ранения.
«Мы стали делать рентген и чаще обнаруживать пули у котов. Судя по тому, как они вросли в организм, в теле они могут находиться несколько лет. В Олешках жил котик, очень был потрепанный и несчастный. Мы его забрали, и он у нас стал очень хорошо набирать вес, оброс шерстью. Сегодня стал тяжело дышать, как при картине после острого сердечного заболевания с болью. Мы взяли его на рентген. Оказалось, что у него в грудной полости, недалеко от нижнего края сердца, находится пуля из «воздушки». Нелюдь направил на несчастного и совершенного безобидного кота оружие. Ему предстоит тяжелая операция, потому что у него, судя по всему, открылось внутреннее кровотечение», – рассказала волонтер.
Михайлова отметила, что минно-взрывные и осколочные травмы характерны для Мариуполя. Раненые животные получили увечья недавно, поэтому была возможность спасти их. Сейчас в Авдеевке их хвостатые сородичи не могут дождаться медицинской помощи и, как правило, гибнут.
На данный момент «Кошкин Дом» занимается сразу несколькими направлениями. Первое из них – привоз корма, чтобы люди кормили своих подопечных на линии боевого соприкосновения. Кроме того, волонтеры также начали реализовывать программу стерилизации животных, оставшихся жить в зоне боевых действий.
«Ненужное потомство этих животных будет большой проблемой. Люди не понаслышке знают, что такое смерть. Взять и потопить несчастных котят они уже не смогут, а оплатить кастрацию они финансово не могут. Так, мы кастрируем животных, вакцинируем их от бешенства и возвращаем хозяевам», – поделилась Михайлова.
По ее словам, чем больше образуется безлюдных полос, тем выше вероятность возникновения очага бешенства. Планируется, что в будущем «Кошкин Дом» проведет точечную вакцинацию всех подопечных животных вдоль всей линии боевых действий.
«Кошкин Дом» – это проект не только о спасении животных, но и о помощи людям через животных. За каждым «хвостом» стоит или хозяин, который его потерял и очень хочет вернуть, или человек, который остался ради этого питомца и кормит его своей кашей или макаронами.
«Мы помогаем социально незащищенным людям, мирным людям, которым становится от этой помощи лучше. Многие в России живут своей жизнью, но через животных они подключаются. Видя изнеможденных, раненых и больных животных, они начинают помогать бойцам спецоперации. Сегодня ты взял кота, а завтра пошел плести маскировочные сети», – поделилась Михайлова.
В один из приездов, благодаря помощи обычных людей, целую газель загрузили гуманитарной помощью не только животным, но и людям. По словам Евгении, все, что делает людей сопричастными к решению беды и объединяет, то и должно реализовываться.
Кроме того, у «Кошкиного Дома» сейчас есть полноценный образовательный проект, который позволяет детям учиться оказывать помощь братьям нашим меньшим в приютах. Волонтеры проводят внеклассные занятия, где рассказывают, как можно помочь котам и собакам. На законодательном уровне Михайлова и ее команда делают все, чтобы решить вопрос бездомных животных.
«Бездомное и одинокое животное на улице не должно восприниматься как обыденность. Та ситуация, при которой человек выгоняет животное, должна становиться нонсенсом. Конечно, я очень хочу жить в том идеальном мире, в котором бездомных животных не будет», – подытожила Евгения.
Когда произошла трагедия с котом Твиксом, которого высадили из поезда, «Кошкин Дом» одним из первых предложил свои наработки по транспортировке. Письмо с рекомендациями и инструкциями для проводников о том, как правильно ухаживать за животными, Евгения Михайлова и ее коллеги направили в «РЖД» через пару дней после гибели Твикса.