Псалом 108 спасает от врагов?

Вы когда-нибудь пробовали размышлять над Псалмом 108? Вас ничего не смущает, когда Вы его читаете?

Если Вы действительно верующий человек, то навряд ли Вас порадуют строки, которые написаны там. Разве может человек, который полагается на милость Бога, желать проклятий пусть даже врагам?

Отрывок из 108 Псалма
Отрывок из 108 Псалма

Попробуем разобраться в этом.

Весь Новый Завет изобилует текстами о прощении. Одна только молитва Отче Наш сразу дает нам это понять: “и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого... Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших." (Евангелие от Матфея 6:12-15)

Или вот еще: “Но вы любите врагов ваших… и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете…” (Евангелие от Луки 6:35-37)

И там же: “любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.” (Евангелие от Луки 6:27-28)

В принципе эти строки хорошо известны даже тем, кто мало знаком с Библией. И тема прощения, так же как и тема любви - это тема всей Библии.

Тогда тем более, как могли появиться строки Псалма 108?

А может до пришествия Мессии на землю было все по другому? И не надо было прощать и любить врагов? Давайте попробуем заглянуть в Ветхий Завет: “Не радуйся, когда упадёт враг твой, и да не веселится сердце твоё, когда он споткнётся.” (Притчи 24:17)

“Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою…” (Притчи 25:21)

Получается, что Новый Завет всего лишь напоминает то, что уже было сказано изначально. Так что же нам делать с Псалмом 108? Разве там, где есть прощение могли появиться строки:”...да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его…” (Псалом 108:12)?

И это еще не самое удручающее, что звучит из этого Псалма. Есть в нем строки более жесткие.

Стоит однако вспомнить, что книга Псалмов - это необычная книга. Во-первых, она поэтическая. И в древности эти стихотворные произведения пели в самых разных ситуациях. К ним обращались самые разные люди - простые и знатные, богатые и бедные, образованные и не имеющие больших знаний.

А еще эта книга любима многими народами на протяжении многих веков. Каждая душа находила здесь для себя и утешение, и ободрение, и обличение (если это необходимо). Пожалуй, эту книгу в Библии читают чаще всего.

Но надо вспомнить и о том, что Псалмы оставлены на страницах Священного Писания не только для поддержки и утешения. Здесь же очень много говорится о Владычестве Бога, о Его делах и о путях, которыми Он вел свой народ в прошлом.

Есть в этой книге и строки, которые относятся к страданиям, воскресению и вознесению Христа. Такие Псалмы обычно называются Мессианскими. В них описывается то, что должно произойти с Мессией, когда Он придет.

И здесь же описывается, что произойдет с теми, кто будет отвергать Мессию.

Например, когда Иисус уже был на кресте, то воины, которые распяли его, бросали жребий о Его одежде. Об этом можно прочитать в Евангелии от Матфея 27:35. А вот Псалом 21:18-19 об этом же: “Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий.”

О ненависти к Иисусу можно прочитать в Евангелии от Иоанна 15:25. Но за несколько сотен лет об этом было написано в Псалме 68:5: “Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились.”

К этой же теме относится и Псалом 108, о котором мы размышляем. Здесь же, можно прочитать о страданиях Мессии, которые произойдут через несколько веков: “Колени мои изнемогли от поста, и тело моё лишилось тука. Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами.” (Псалом 108:24-25)

Тогда получается, что проклятия, которые написаны в этом Псалме, относятся к тем, кто распинал Иисуса и предал Его на распятие?

Но ведь Сам Иисус молился за тех, кто распинал Его: “Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.” (Евангелие от Луки 23:34)

Но вспомним, что были те, кто при распятии всю ответственность взял на себя: “И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.” (Евангелие от Матфея 27:25)

Так не о них ли звучат строки 108 Псалма? В Современном переводе Библейской лиги в тексте 18 этого Псалма написано: “Проклятия стали частью его повседневной жизни, они слились воедино с сущностью его. С такой же лёгкостью он проклинает, как будто бы одежды он сменяет иль воду пьёт, иль маслом тело натирает.”

Когда человек “производит” в своей жизни зло, то он сам становится частью этого зла. А если при этом он даже не собирается поворачиваться лицом к Богу и раскаиваться за содеянное, то последствия будут напрашиваться сами собой.

Так значит, строки, которые в 108 Псалме это не пожелание проклятий кому-то, так как это в принципе противоречит Библии. Но все эти проклятия предсказываются как свершившийся факт в жизни тех, кто сам себе отказал в покаянии.
Давайте будем помнить об этом, читая 108 Псалом. И как бы порою нам не было горько, больно и обидно, мы должны понимать, что от нас ожидается прощение и любовь. Даже тогда, когда это кажется невозможным с человеческой точки зрения.

“Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. (Послание к Филиппийцам 4:13)