Найти тему
Детективная нора

Интервью с Еленой Бриолле: о творчестве, книгах и искусстве.

Сегодня у нас в гостях

Художница детективных романов, вдохновительница на сложные проекты, мастерица цитат - писательница

ЕЛЕНА БРИОЛЛЕ

Елена, здравствуйте! Спасибо что согласились дать интервью!

Про творчество

Что пришло первым в ваше творчество: картины или детективы? Последовательность увлечений?

Елена Бриолле: Сначала я ходила в художественную школу и читала серьезную литературу, на которую особенно тянет, когда тебе пятнадцать-двадцать лет. Я до сих пор считаю, что экзистенциалистов и Шпенглера нужно читать в юности.

С детективами сложилось все чуть позже. К этому жанру я пришла через «Имя розы» Умберто Эко и приключенческие романы Артуро Переса-Реверте.

Когда вы пишете эмоционально изматывающую сцену (трагичную, грустную и.т.д), что помогает вам попасть в настроение?

Елена Бриолле: Нельзя передать эмоции в такой сцене, не пережив их лично. Я не включаю музыку, потому что когда пишу, то у меня все происходит в голове: и музыка, и шум, и картинки, и чувства персонажей, — музыка мне для этого не нужна. Я просто настраиваюсь и начинаю видеть сцену глазами героя, начинаю чувствовать то, что чувствует он в этот момент. Иногда от этого накрывает сильнее, чем в жизни.

Только потом все равно нужно редактировать. Если сначала ты писатель и живешь в мире своих героев, то на втором этапе нужно проверить, будет ли чувствовать то же самое читатель.

Расскажите о самой необычной картине, которую вы когда-либо рисовали?

Елена Бриолле: Самые необычный опыт у меня был, когда я рисовала с натуры с танцующей модели. Натурщица все время находится в движении, и у тебя всего несколько мгновений, чтобы поймать ее настроение и жесты. В такие моменты ты уже не контролируешь свою руку и словно погружаешься в транс — это удивительное состояние.

Планируете работу в соавторстве? Если да, то с кем бы хотели? Если нет, то почему?

Елена Бриолле: Я не пробовала писать в соавторстве, поэтому, наверное, и не верю в соавторство. По-моему, текст должен рождаться целиком таким, как его видит писатель. Можно с кем-то обсуждать идеи, можно вместе с кем-то редактировать написанное, но сесть и написать текст должен один человек. И он же потом несет за свои слова ответственность.

Расскажите историю публикации «Черный, как тайна, синий, как смерть»? Где была опубликована, первые отзывы.

Елена Бриолле: Когда я написала роман, его согласился прочитать Антон Чиж, и он же отправил его в издательство «Эксмо». Роман понравился редактору отдела остросюжетной литературы Екатерине Ирмеш, и она быстро ответила, что издательство заинтересовано в публикации романа и серии. Это было в июне 2022 года.

Мы обсудили обложку. Мне хотелось, чтобы она темной и с элементами стиля ар-нуво. Издательство заказало иллюстрации, я их увидела уже в макете верстки, а в ноябре книга вышла из печати.

Для меня выход первого романа сам по себе стал волнительным и важным событием. Это потом я узнала, что сегодня автор должен не только писать, но и вести соцсети, и отправлять свою книгу блогерам, и готовить какой-то мерч… В общем, при выходе первого романа я ничего для продвижения книги не сделала. Но треть тиража ушла в первый месяц, я стала получать первые положительные отзывы, и в 2023 году роман вышел в лонг-лист премии «Русский детектив». Можно сказать, что мне повезло.

По поводу отзывов: я очень благодарна всем, кто их оставляет, но не отслеживаю все отзывы на книги. Когда читаю, то сначала реагирую эмоционально: к хорошим отзывам отношусь хорошо, а к плохим — плохо, а потом уже анализирую.

Один из самых первых и дорогих отзывов я получила от девушки, которую книга вдохновила на то, чтобы найти силы на реализацию ее творческого проекта. Еще одна мама написала, что теперь решила больше гулять с дочерью, чтобы укреплять ее иммунитет. Никогда не знаешь, какие слова отзовутся в сердце читателя, но такие отзывы получать очень приятно.

Если по вашей книге захотят снять фильм, кого из знаменитостей вы бы рассматривали в качестве главного героя?

Елена Бриолле: Мне сложно выбрать. Главное, чтобы актер был талантливым и чтобы его игра отражала характер Габриэля Ленуара. Внешность для меня второстепенна.

Про себя

-2

Посещали ли вы в детстве кружки. Если да, то какие?

Елена Бриолле: Да, я закончила художественную школу, а еще ходила на все возможные дополнительные занятия по истории, искусству и математике. К слову, я выбрала исторический факультет не потому, что не знала математику. Наоборот, я любила геометрию и физику. Одно время мне даже предлагали поступить на физфак. Просто меня больше интересовали история и языки.

Любимое место во Франции, где вы набираетесь сил, вдохновляетесь? В Санкт-Петербурге?

Елена Бриолле: В Париже я люблю Люксембургский парк, район Марэ и Латинский квартал. Я ведь приехала сюда учиться в Сорбонне, поэтому с Латинским кварталом связано много светлых воспоминаний.

В Петербурге я люблю Таврический сад, сад моего детства, а еще мне нравится гулять по набережным Фонтанки и канала Грибоедова.

Если бы вы могли владеть одной вещью, которой у вас сейчас нет, что бы это было?

Елена Бриолле: Владение вещами, даже самыми неожиданными и оригинальными, не делает меня счастливой. Я, наоборот, часто хочу избавиться от вещей. Сложнее всего получается расставаться с книгами.

Если бы мне все-таки пришлось выбирать, то я бы взяла себе картину. Причем это был бы портрет, исполненный в реалистичном стиле. Например, портрет Антонелло да Мессина или Валентина Серова.

Какая жизнь больше нравится: когда все кипит вокруг или спокойная и размеренная?

Елена Бриолле: Мне нравится, когда все вокруг кипит, но в позитивном смысле: когда нужно строить, создавать что-то новое, а не разрушать.

Когда вы в последний раз пробовали что-то новое? Что это было?

Елена Бриолле: Я люблю все новое и самобытное, даже если это просто новое слово в японском, или новая книга или новая мысль.

Последний новый опыт – проехала на выходных на велосипеде по тропинкам Сен-Жерменского леса, чтобы посетить замок.

А еще я всегда очень горжусь собой, когда могу что-то починить самостоятельно: например, разобраться и заново установить защиту барабана в стиральной машине. Для меня это словно параллельный мир, поэтому когда в январе я сменила шину на велосипеде сына, то потом еще час пребывала в таком восторженном состоянии, словно сходила на салют.

Как ваши дети, семья относятся к вашему творчеству?

Елена Бриолле: Мне очень повезло: мой муж меня очень поддерживает, потому что он тоже любит сочинять и рассказывать истории. Только у него это лучше получается устно, он прекрасный оратор, а у меня – письменно. Муж – француз, поэтому он читает все мои книги и рассказы через онлайн-переводчик!

Мой восьмилетний сын тоже рассказывает, что мама пишет книги. Но самое главное, что теперь он сам периодически закрывается в своей комнате, чтобы написать историю. И я этому очень рада!

Про то как писать

-3

Детективная формула писателя Елены Бриолле?

Елена Бриолле: Чем больше я читаю, тем больше понимаю, что есть разные формулы. За два года я провела два писательских курса, где мы анализировали в чем специфика и «основная формула» скандинавского нуара и французского триллера. В этом году я готовлю курс по японским детективам. Там тоже есть свои особенности.

А формула моих детективов пока такая: захватывающая история расследования сыщика Габриэля Ленуара на основе конфликта + Париж начала XX века + щепотка юмора + неожиданные повороты и финал.

С чего начать работу над детективом?

Елена Бриолле: При написании исторических детективов я начинаю работу с идеи, со сбора материалов и выстраивания гипотез. Например, почему и как преступник совершил убийство? За что жертву мог бы убить кто-то другой? Возможно ли это в условиях заданного времени и места? Если да, то как? Если нет, то как герой будет действовать дальше?

А уже после того, как выстраивается эта паутинка, я уже продумываю ход расследования сыщика и так далее.

Самое важное в создании преступника?

Елена Бриолле: Его мотивы. То есть почему он пошел на преступление? Что для него важнее чужой человеческой жизни? Почему смерть другого человека поможет преступнику сохранить то, чем он дорожит, или получить то, к чему он стремится? Почему он этого хочет? На что он готов пойти, чтобы сохранить тайну преступления? Какие у него есть для этого средства (психологические особенности, сила, власть, деньги, связи) и чего ему не хватает?

Цитаты нужно придумывать заранее или это происходит само собой?

Елена Бриолле: Мои читатели часто выделяют цитаты из моих книг, но я никогда не придумываю их заранее. Все происходит само собой. Я выбираю только эпиграфы к роману, когда рукопись уже написана.

О чем никогда не стоит забывать, будучи писателем детективов?

Елена Бриолле: О том, что сначала нужно придумать историю и детективную интригу. Это форма жанра, и ей нужно соответствовать. А дальше, то, чем вы наполняете эту форму, каких персонажей создаете, какие чувства или мысли хотите передать через эту форму, – вы решаете сами. Это наполнение полностью зависит от желания и таланта писателя.

Если оставить только форму, то получится пустой детектив, который так любят ругать любители серьезной литературы.

Если убрать форму, то писатель начнет растекаться мыслями по древу и не сможет написать детектив.

Кстати, даже если вы пишете не детектив, у вашей истории должна быть какая-то форма, хотя бы самая простая: завязка, развитие, кульминация и развязка. Иначе это не история, а просто текст.

Советы для начинающих авторов:

Елена Бриолле: Начинать – самое сложное, но дорога в тысячу ли начинается с первого шага. Сначала будет все болеть и вы будете идти или слишком медленно, или настолько быстро, что выдохнитесь. Начало – необходимый и самый сложный этап. Через него все проходят, расставаясь по дороге с иллюзиями и открывая новые возможности.

А дальше нужно продолжать. Как в книге Мураками «Что я говорю, когда говорю о беге».

Смотрите сразу на писательство как на путь, а не как на достижение результата. Наслаждайтесь писательством как процессом.

Елена благодарю за теплые, искренние ответы! Желаю вам неиссякаемого потока вдохновения, необычных сюжетов и воплощения в жизни всех творческих идей!

С вами была Венера Журавлёва и канал "Детективная нора"

Не забудьте поставить лайк, подписаться на канал — и ждите новых статей.

Бомбических детективов !

Telegram

#интерьвьюсавтором