Найти тему

Как одна смелая женщина увела у мужа машину и изменила ход автомобильной истории

Оглавление
Та самая женщина, которая тайком взяла автомобиль у мужа
Та самая женщина, которая тайком взяла автомобиль у мужа

Однажды утром 39-летняя женщина тайком взяла автомобиль своего мужа, усадила в него двоих детей и отправилась к своей матери в Пфорцхайм, находящийся в 100 километрах от их дома в Мангейме.

Сегодня такой историей никого не удивишь.

Но важно помнить, что это произошло в 1888 году, когда не существовало GPS, мобильных телефонов, автомобильных дорог (лишь тропы, вытоптанные лошадьми и повозками) и даже заправочных станций! Её автомобиль был простой двуколкой с двигателем внутреннего сгорания.

Мужчина, у которого она "одолжила" это транспортное средство, носил имя Карл Бенц, а её звали Берта. И именно эта отважная женщина совершила первое в истории длительное автомобильное путешествие, доказав всему миру жизнеспособность изобретения своего мужа.

Берта и Карл Бенц в 1870 году
Берта и Карл Бенц в 1870 году

Удивительная Берта

Всё началось в 1870 году, когда 21-летняя Берта решила инвестировать часть своего приданого в мангеймскую чугунолитейную фабрику, на тот момент принадлежащую малоизвестному изобретателю Карлу Бенцу. Их знакомство произошло в поезде, где Берта безоговорочно влюбилась в Карла. Вместо того чтобы слагать романтические баллады, Карл делился с Бертой своей мечтой о создании транспортного средства, способного передвигаться без лошадей. Берта была настолько пленена Карлом и его идеями, что через два года вышла за него замуж.

Берта оказывала финансовую поддержку всем начинаниям Карла, в том числе и основанной в 1883 году компании Benz и Cie, которая занималась производством промышленных двигателей и различных машин. Именно ее инвестиции сыграли ключевую роль в разработке и реализации мечты Карла о безлошадном экипаже. В 1885 году был представлен Benz Patent Motorwagen — первый в мире автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, который получил патент в 1886 году. Затем последовали ещё две модели — Motorwagen Model II и Model III, оснащённые двумя передачами и способные развивать скорость до десяти миль в час.

«Benz Patent-Motorwagen № 3» 1888 года
«Benz Patent-Motorwagen № 3» 1888 года

Все было прекрасно в этом проекте, кроме одного: никто не хотел покупать. Motorwagen, несмотря на свою инновационность, воспринимался лишь как изысканная новинка, способная совершить краткосрочный выезд и вернуться обратно, и то только при участии инженеров.

Карл Бенц оказался на грани отчаяния, постепенно скатываясь в депрессию. В то время как Карл пребывал в подавленном состоянии, Берта, напротив, увидела настоящую ценность автомобиля, в который она вложила не только средства, но и веру.

Жена изобретателя была убеждена в том, что машина способна преодолевать значительные расстояния. Однако, не найдя поддержки у мужа, Берта решила действовать самостоятельно и доказать ему практическую ценность изобретения.

Именно поэтому ранним утром 5 августа 1888 года она отогнала автомобиль подальше от дома, чтобы избежать шума и не разбудить Карла, посадила в машину двоих сыновей 15 и 13 лет, и отправилась в путешествие, которое войдет в историю.

Берта Бенц за рулем автомобиля
Берта Бенц за рулем автомобиля

Трудности на дороге

Конечно, по пути к маме Берту Бенц ожидали многочисленные испытания.

Во-первых, в то время не было удобных навигаторов или карт, поэтому она опиралась на свою память, интуицию и случайные указатели.

Во-вторых, очень остро стоял вопрос с топливом (так как заправочные станции на тот момент отсутствовали). К тому же, у модели Motorwagen Model III, на которой она совершала путешествие, не было топливного бака, а в карбюраторе помещалось всего четыре литра бензина, что требовало частых остановок для дозаправки. Она использовала лигроин (петролейный эфир, широко известный как бензол), который тогда широко продавался в аптеках. Первая такая "заправка" произошла в Вислохе, а та аптека до сих пор считается "первой в мире заправочной станцией".

Берта Бенц останавливается возле аптеки
Берта Бенц останавливается возле аптеки

Импровизировать Берте приходилось неоднократно. Для очистки забитого бензопровода она использовала шляпную булавку. Когда произошло короткое замыкание на проводе зажигания, она нашла необычное решение, обмотав его своей подвязкой в качестве изоляции. Проблемы с охлаждением двигателя требовали регулярных остановок у водоемов для доливания воды, чтобы машина не перегревалась. При подъемах на возвышенности машина часто теряла мощность, и сыновьям Берты приходилось выходить и толкать ее. Спуски с холмов также были весьма затруднительны из-за быстро изнашивающихся тормозных колодок. Но даже здесь Берта нашла выход, обратившись к сапожнику, который обтянул колодки кожей для увеличения их износостойкости.

Когда я представляю себя на месте этой женщины, которая трясется в своей двуколке с двумя детьми, мне кажется, что она немного сумасшедшая :) С другой стороны, ее вера в победу, вера в проект и мужа – просто завораживает!

Кадр из ролика-реконструкции 2018 года
Кадр из ролика-реконструкции 2018 года

Переломный момент

По возвращении домой (также на автомобиле) Берта поделилась с мужем трудностями, с которыми ей пришлось столкнуться в дороге. Карл Бенц ее выслушал и внес значительные усовершенствования в конструкцию автомобиля, которые позволили преодолевать холмы и тормозить.

В современном мире Берта могла бы претендовать на патенты за все эти инновации, однако в те времена женщинам не разрешалось быть указанными в патентных документах, и вся слава досталась Карлу.

Первый в истории вирусный маркетинг

Карл вышел из депрессии, воспрял духом и стал активно готовиться к предстоящей автомобильной выставке в Мюнхене. Стоит отметить, что путешествие Берты вызвало значительный общественный резонанс и приводило местных жителей в неописуемый восторг! Газеты по всей Германии (а затем и по всему миру) сообщили об этом путешествии, сделав прекрасную рекламную кампанию автомобилю (бесплатно!). Люди толпами приходили посмотреть на машину и на Берту. Стали появляться заправки. Продажи пошли в гору.

-7

Берта оставалась верной спутницей Карла на протяжении всей его жизни, поддерживая его и их сыновей во всех начинаниях. Карл Бенц всегда признавал огромный вклад своей жены в успех своего дела, говоря: «Когда казалось, что наш маленький корабль жизни готов погрузиться на дно, только один человек остался со мной. Это была моя жена».

Эта история является напоминанием о том, что за каждым великим достижением стоит вера в себя и свои идеи. Берта Бенц показала всему миру, что даже в самые трудные времена, необходимо иметь нотку авантюризма, смелость духа и идти до конца, несмотря на все препятствия.

Иногда для изменения мира нужен всего один человека, который верит в свою мечту. И, даже если у вас нет такой Берты, у вас есть вы. И этого может быть вполне достаточно.