Однажды утром 39-летняя женщина тайком взяла автомобиль своего мужа, усадила в него двоих детей и отправилась к своей матери в Пфорцхайм, находящийся в 100 километрах от их дома в Мангейме.
Сегодня такой историей никого не удивишь.
Но важно помнить, что это произошло в 1888 году, когда не существовало GPS, мобильных телефонов, автомобильных дорог (лишь тропы, вытоптанные лошадьми и повозками) и даже заправочных станций! Её автомобиль был простой двуколкой с двигателем внутреннего сгорания.
Мужчина, у которого она "одолжила" это транспортное средство, носил имя Карл Бенц, а её звали Берта. И именно эта отважная женщина совершила первое в истории длительное автомобильное путешествие, доказав всему миру жизнеспособность изобретения своего мужа.
Удивительная Берта
Всё началось в 1870 году, когда 21-летняя Берта решила инвестировать часть своего приданого в мангеймскую чугунолитейную фабрику, на тот момент принадлежащую малоизвестному изобретателю Карлу Бенцу. Их знакомство произошло в поезде, где Берта безоговорочно влюбилась в Карла. Вместо того чтобы слагать романтические баллады, Карл делился с Бертой своей мечтой о создании транспортного средства, способного передвигаться без лошадей. Берта была настолько пленена Карлом и его идеями, что через два года вышла за него замуж.
Берта оказывала финансовую поддержку всем начинаниям Карла, в том числе и основанной в 1883 году компании Benz и Cie, которая занималась производством промышленных двигателей и различных машин. Именно ее инвестиции сыграли ключевую роль в разработке и реализации мечты Карла о безлошадном экипаже. В 1885 году был представлен Benz Patent Motorwagen — первый в мире автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, который получил патент в 1886 году. Затем последовали ещё две модели — Motorwagen Model II и Model III, оснащённые двумя передачами и способные развивать скорость до десяти миль в час.
Все было прекрасно в этом проекте, кроме одного: никто не хотел покупать. Motorwagen, несмотря на свою инновационность, воспринимался лишь как изысканная новинка, способная совершить краткосрочный выезд и вернуться обратно, и то только при участии инженеров.
Карл Бенц оказался на грани отчаяния, постепенно скатываясь в депрессию. В то время как Карл пребывал в подавленном состоянии, Берта, напротив, увидела настоящую ценность автомобиля, в который она вложила не только средства, но и веру.
Жена изобретателя была убеждена в том, что машина способна преодолевать значительные расстояния. Однако, не найдя поддержки у мужа, Берта решила действовать самостоятельно и доказать ему практическую ценность изобретения.
Именно поэтому ранним утром 5 августа 1888 года она отогнала автомобиль подальше от дома, чтобы избежать шума и не разбудить Карла, посадила в машину двоих сыновей 15 и 13 лет, и отправилась в путешествие, которое войдет в историю.
Трудности на дороге
Конечно, по пути к маме Берту Бенц ожидали многочисленные испытания.
Во-первых, в то время не было удобных навигаторов или карт, поэтому она опиралась на свою память, интуицию и случайные указатели.
Во-вторых, очень остро стоял вопрос с топливом (так как заправочные станции на тот момент отсутствовали). К тому же, у модели Motorwagen Model III, на которой она совершала путешествие, не было топливного бака, а в карбюраторе помещалось всего четыре литра бензина, что требовало частых остановок для дозаправки. Она использовала лигроин (петролейный эфир, широко известный как бензол), который тогда широко продавался в аптеках. Первая такая "заправка" произошла в Вислохе, а та аптека до сих пор считается "первой в мире заправочной станцией".
Импровизировать Берте приходилось неоднократно. Для очистки забитого бензопровода она использовала шляпную булавку. Когда произошло короткое замыкание на проводе зажигания, она нашла необычное решение, обмотав его своей подвязкой в качестве изоляции. Проблемы с охлаждением двигателя требовали регулярных остановок у водоемов для доливания воды, чтобы машина не перегревалась. При подъемах на возвышенности машина часто теряла мощность, и сыновьям Берты приходилось выходить и толкать ее. Спуски с холмов также были весьма затруднительны из-за быстро изнашивающихся тормозных колодок. Но даже здесь Берта нашла выход, обратившись к сапожнику, который обтянул колодки кожей для увеличения их износостойкости.
Когда я представляю себя на месте этой женщины, которая трясется в своей двуколке с двумя детьми, мне кажется, что она немного сумасшедшая :) С другой стороны, ее вера в победу, вера в проект и мужа – просто завораживает!
Переломный момент
По возвращении домой (также на автомобиле) Берта поделилась с мужем трудностями, с которыми ей пришлось столкнуться в дороге. Карл Бенц ее выслушал и внес значительные усовершенствования в конструкцию автомобиля, которые позволили преодолевать холмы и тормозить.
В современном мире Берта могла бы претендовать на патенты за все эти инновации, однако в те времена женщинам не разрешалось быть указанными в патентных документах, и вся слава досталась Карлу.
Первый в истории вирусный маркетинг
Карл вышел из депрессии, воспрял духом и стал активно готовиться к предстоящей автомобильной выставке в Мюнхене. Стоит отметить, что путешествие Берты вызвало значительный общественный резонанс и приводило местных жителей в неописуемый восторг! Газеты по всей Германии (а затем и по всему миру) сообщили об этом путешествии, сделав прекрасную рекламную кампанию автомобилю (бесплатно!). Люди толпами приходили посмотреть на машину и на Берту. Стали появляться заправки. Продажи пошли в гору.
Берта оставалась верной спутницей Карла на протяжении всей его жизни, поддерживая его и их сыновей во всех начинаниях. Карл Бенц всегда признавал огромный вклад своей жены в успех своего дела, говоря: «Когда казалось, что наш маленький корабль жизни готов погрузиться на дно, только один человек остался со мной. Это была моя жена».
Эта история является напоминанием о том, что за каждым великим достижением стоит вера в себя и свои идеи. Берта Бенц показала всему миру, что даже в самые трудные времена, необходимо иметь нотку авантюризма, смелость духа и идти до конца, несмотря на все препятствия.
Иногда для изменения мира нужен всего один человека, который верит в свою мечту. И, даже если у вас нет такой Берты, у вас есть вы. И этого может быть вполне достаточно.