4,9K подписчиков

Вовка в ТрИИдевятом царстве

Мой дед рассказывал, как 30-е годы прошлого века учил уроки при свете лучины и писал в тетради чернилами. Он уже был пожилым человеком, когда мне, студенту техникума, купили первый компьютер. Дед не совсем понимал, зачем нужна эта машина, но уважал глубину её цифровых знаний.

Сейчас я чувствую себя таким же древним стариком, когда вижу, какие технологии доступны современным школьникам. Они даже приручают искусственный интеллект! Вместе с семилетней дочкой мы выбрали 3 технологии на основе ИИ, которыми пользуются она и её друзья — ученики 1 класса обычной сельской школы. Но условились: дочка выберет одно преимущество, а я один недостаток.

1. Голосовой помощник

В этом году, обсуждая с друзьями желаемые подарки детей на Новый год, я не был удивлён, что первое место в рейтинге займёт голосовой помощник — кто-то выбирал «Марусю», кто-то «Алису». Возраст детей, которым адресован подарок, — от 4 до 7 лет. У остальных, как правило, уже есть «говорящая» колонка. Поэтому считаю это первым примером искусственного интеллекта, с которым сталкиваются наши дети (если что, в нашем случае это был фантастический Терминатор!). Пока ещё специалисты считают такой ИИ слабым и уверены, что сильным — то есть способным решать любые задачи, доступные человеку — он станет примерно к 2029 году.

Комментирует Даша, 7 лет:

— Когда родители заняты, с «Алисой» можно поговорить. Она мне ставит песни k-pop. Ты что, не знаешь, что они сейчас очень модные? А названия у них сложные и групп много — я сама не могу найти. А она находит! Это весело.

Комментирует папа Серёжа, 42 года:

— Придираться сложно. Но мне удалось найти один недостаток «Алисы», которая интегрирована в браузер в смартфоне. Она не умеет решать задачи! Спрашиваю её: «Сколько будет два плюс два». Отвечает: «Четыре». А потом усложняю: «На ветке сидели две птицы, две ещё прилетели. Сколько птиц стало на ветке?» Отвечает: «Давайте поищем в интернете».
На этом примере я показал дочке, что она, семилетняя девочка, всё же умнее учёной машины и это нужно понимать. Как и то, что недалеко то время, когда машина научится решать задачи. И посложнее.

2. Нейросети для создания текстов

Честно признаюсь, в первом классе нет большой необходимости использовать нейросети для создания текстов. Но такой инструмент появился и странно думать, что им не станут пользоваться школьники. Особенно нейросетью, которая создаёт контент по вашему описанию. Например, сочинение на тему «Женские образы в романах Толстого». У нашего поколения были сборники готовых сочинений. У поколения наших детей — ИИ.

Мы решили с дочкой задать интересующий запрос ИИ, и найти в первых двух-трёх абзацах текста свои преимущества и недостатки. Использовали первый попавшийся бесплатный генератор текстов онлайн.

Задача для ИИ от Даши:

— Написать песню про школу.
Вот что получилось:
«Школьные годы – время необыкновенное,
Где сердце бьётся и смеётся громко.
Мечта, надежда, трепет и вдохновенье,
Вот что дарит школа нам, здесь, вместе с друзьями.

В классе, на переменах, в коридоре,
Мы встречаемся снова друг с другом,
Песни поются в хоре, дружно, согласно,
Здесь, в школе, мы дарим радость друг другу.

А учителя – фары яркие,
Они ведут нас сквозь жизнь трудным путём.
Мудрость, терпение – их главные черты,
Очень благодарны мы им за это».

Комментарий папы:

Видимо, дочка ожидала чего-то другого, потому что отнеслась к результату равнодушно. Я же решил придраться к словам.
«Учителя — фары яркие»,
«сердце смеётся громко»,
«песни поются согласно»...
Мы люди так не говорим, а вот ИИ ничего не смущает в таком словоупотреблении.
Из положительного — это возможность генерировать тексты по любому поводу. Будь то «трогательное поздравление начальнику литейного цеха с 23 февраля» или короткий пост для соцсетей. Выходит вполне сносно, а если немного отредактировать, то от «человеческого» текста не отличишь. Так что будьте бдительны: школьники наверняка попробуют использовать генераторы текстов для написания сочинений. Уникальность такого текста гарантирована. Правда, обещают, что должны появиться и сервисы для проверки таких текстов — написаны они ИИ или человеком.
А это изображение, сгенерированное нейросетью по запросу: "Папа и дочка изучают нейросети" Ну, что ж, художник сказал: "Я так вижу!"
А это изображение, сгенерированное нейросетью по запросу: "Папа и дочка изучают нейросети" Ну, что ж, художник сказал: "Я так вижу!"

3. Рекомендательные системы

Это общее название для комплекса сервисов и программ, который анализирует предпочтения пользователей и пытается предсказать, что может их заинтересовать. Например, вы недавно искали семена огурцов, а теперь реклама настойчиво предлагает вам купить парник. Или в разделе рекомендация на маркетплейсе вы видите куртку точно того цвета и фасона, который нравится именно вам. Откуда интернет-магазин это знает? Ему подсказал ИИ, заложенный в рекомендательную систему.

Комментарий Даши:

— Папа, смотри — это же моя любимая фирма!
В этот момент дочка показывает шар-сюрприз с игрушкой в рекомендациях на сайте детского магазина. Естественно, она считает плюсом, что ей показывают именно то, что ей нравится.
Одна из недавних рекомендаций дочке. Не знаешь, что больше впечатляет — натуралистичность игрушки или её цена
Одна из недавних рекомендаций дочке. Не знаешь, что больше впечатляет — натуралистичность игрушки или её цена

Комментарий папы:

— Если у вас в семье воспитывается дошкольник и вы включаете ему мультики или ролики с известного видеохостинга, вы наверняка замечали, что в рекомендациях всегда одно и то же и очень сложно найти новенькое. Например, там будут только те мультики, которые вы часто смотрели или нечто очень похожее. Мы столкнулись с тем, что из-за навязчивых рекомендаций стало гораздо сложнее что-то новое интересное найти.
А всё потому, что ИИ собрал все необходимые данные о пользователе (он понимает, скорее всего, какого возраста и пола человек, какого достатка, что любит) и теперь навязывает то, что считает нужным — для вас. Скармливая рекламу, товары, контент. И здесь важна осознанность потребления. Об этом тоже стараюсь говорить с ребёнком. Особенно, когда она просит купить очередную рекомендованную ИИ игрушку тысяч за 5-7.

В целом, в случае с младшими школьниками помощь ИИ пока не слишком актуальна. Вместе с тем, избежать использования ИИ невозможно, да и не нужно отказываться от такого блага в нашем цифровом настоящем и будущем. Но об этом с детьми точно нужно говорить. Что не стоит просить ИИ написать за школьника сочинение. Зато чат GPT можно использовать, например, попросив придумать «10 интересных вопросов о Лермонтове и пусть один из них будет про его бабушку». Или попросить составить пару примеров предложений с новым словом на английском. А с голосовым помощником — на досуге поиграть в города или попросить убавить в комнате свет, если он подключён к «Умному дому». Просто тут актуален вопрос: кто умнее? Если всё ещё человек, тогда всё в порядке.

Автор: Сергей Трофимов