Впервые я столкнулась с разделением людей на "правильных" и "неправильных" на Маврикии. Каждое утро, сидя на балконе, я наблюдала за трудолюбивым старичком садовником. В один из дней я увидела, как к нему подошел менеджер, дал какие-то распоряжения и положил лист бумаги на землю. Старичок поклонился и после ухода босса поднял лист. Меня насколько удивила эта сцена, что я не удержалась и спросила, зачем нужна была такая странная процедура. Менеджер удивился моей бестолковости, вежливо ответив, что старичок относится к касте неприкасаемых и он не может напрямую передавать ему никакие предметы.
Второй случай был в Непале. В окрестностях Катманду есть деревня мусорщиков, улицы которой завалены черными мусорными мешками. Все жители деревни от мала до велика занимаются сортировкой и переработкой. С раннего детства до самой смерти люди занимаются только этим и шансов вырваться из этого круга у них практически нет. Есть лидеры, которые время от времени создают петиции и организовывают забастовки с требованием более выгодных условий. Но даже после победы они возвращаются и снова сортируют бесконечные мешки, кучи которых подчас достигают размеров выше крыш домов. Принадлежность к касте держит крепче любых кандалов.
Кастовое деление было характерно для многих стран, включая Европу, Азию и Африку, и в некоторых из них сохраняется до сих пор. Самая сложная и жесткая система в Индии. Информации о кастах предостаточно в литературе и фильмах, я в этой статье просто кратко опишу эту систему, поскольку, рассказывая об Индии, невозможно обойти эту тему. Но более интересно, как сейчас обстоят дела с кастовостью. Так ли тяжело живется неприкасаемым? Так ли хорошо живется брахманам?
Что такое каста (или точнее, варна)?
Это социальная группа, для которой характерны принадлежность по рождению, наследование определенной профессии или рода занятий, невозможность покинуть эту группу. Более правильное слово – варна («цвет»), слово каста появилось в 16м веке, когда завязавшие контакты с Индией португальцы назовут эти сообщества словом casta ( «порода»). Четыре основные сословия индийского общества называются варнами, а не кастами. Внутри варны есть множество джати (или каст). У каждой варны свой цвет: белый — цвет брахманов, красный — кшатриев, желтый — вайшьев, черный — шудр. Разделение всех жителей современной Индии на джати — профессионально-территориальные социальные группы — не было изначальным. Великие Ригведы, современники переселения ариев из Средней Азии в долину Ганга около 1500 лет до н. э., про касты молчат. Касты как инструмент социального управления понадобились, скорее всего, когда ариям пришлось выстраивать отношения с аборигенами-дравидами и многочисленными завоевателями с запада в первые десять веков нашей эры. С привязкой кармы к наказанию за грехи предыдущих перерождений получилась стройная система контроля.
Варна вообще-то означает "цвет". Есть предположение, что касты изначально различались по расовому принципу (цвету кожи). Идеологическим обоснованием кастеизма стала небольшая новелла "Пуруша-сукта", содержащая пресловутую связку между частями тела небесного прародителя Пуруши и четырех каст:
- Рот — священники и ученые-брамины;
- Руки — воители-кшатрии;
- Бедра — фермеры и торговцы-вайшья,
- Ноги — шудра, работяги.
Как части единого тела, все органы должны осознавать свою роль и гордиться предназначением. У каждой варны своя дхарма (долг и цель в жизни) и карма (судьба). Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры – это не касты. Это варны, которые в свою очередь подразделяются на подгруппы - джати. Поэтому невозможно даже приблизительно подсчитать число социальных единиц, обладающих минимально необходимыми признаками джати. К 1990 году в Индии было зарегистрировано 4635 джати. Считалось, что пребывание в определенной варне является следствием кармы, то есть совокупным результатом его действий и поступков в прошлых жизнях. Чем лучше вел себя человек в прошлых жизнях, тем больше шансов у него было в следующей жизни воплотиться в более высокой варне. Ведь варновая принадлежность была дана по рождению и не могла измениться в течение всей жизни человека. Для современного западного человека это может показаться странным, но подобная концепция, полностью господствующая в Индии на протяжении нескольких тысячелетий вплоть до сегодняшнего дня, создавала, с одной стороны, основу для политической стабильности общества, с другой — являлась нравственным кодексом для огромных слоев населения.
Можно ли поменять касту?
Нет, это невозможно. Смена профессии не ведет за собой смену кастового статуса, «традиционная профессия» останется с вами. Именно поэтому никакой «касты программистов» в современной Индии возникнуть не может. Правда, сама каста может улучшить свое положение в иерархии – этот процесс называется «санскритизация»: члены касты начинают имитировать поведение и ритуалы касты, обладающей более высоким социальным статусом. Также из касты можно быть исключенным за те или иные проступки – самым ярким примером здесь служит исключение из касты Махатмы Ганди (поводом послужило то, что он вопреки всем запретам отправился учиться в Лондон). Есть уловка, которой активно пользовались неприкасаемые - если ты переходишь в другую религию, то деление на касты на тебя не распространяется. Впервые далиты начали в заметных количествах переходить в буддизм в конце XIX века. Самый простой путь — смена религии. Человек, переходящий в буддизм, ислам или христианство, технически выпадает из кастовой системы. Есть пример борца за права далитов доктора Амбедкара, обратившегося в буддизм вместе с полумиллионом неприкасаемых. Последняя такая массовая церемония прошла в Мумбаи в 2007 году — тогда одновременно буддистами стали сразу 50 тысяч человек. Но уже 7 штатов запретили изменение религии, и многие другие хотят к этому запрету присоединиться.
С кастовостью пытались бороться (в том числе и Махатма Ганди), но кастовость победила. После провозглашения независимости в 1947-м правительство Индии начало формировать из разноплеменного и сословного общества нацию. В принятой в 1950 году Конституции Индии было провозглашено равноправие каст. В стране была введена система позитивной дискриминации. Для угнетенных ранее каст — неприкасаемых, или далитов, — были установлены квоты в высших учебных заведениях, органах государственного управления и даже в местных парламентах.
Как обстоят дела сейчас?
Каста до сих пор оказывает громадное влияние на жизнь каждого индуса, определяя место его жительства не только в деревне, но и в городе (особые улицы или кварталы), влияя на состав работающих на предприятии или в учреждении, на выдвижение кандидатов для выборов. Внешние проявления касты ныне почти отсутствуют, особенно в городах, где вышли из моды кастовые значки на лбу и получил распространение европейский костюм. Но как только люди знакомятся ближе — называют свою фамилию, определяют круг знакомых,— они тут же узнают о касте друг друга. Дело в том, что подавляющее большинство фамилий в Индии — это бывшие кастовые обозначения. Бхаттачария, Дикшит, Гупта — обязательно члены самых высоких брахманских каст. Сингх — это либо член воинской касты раджпутов, либо сикх. Ганди — это член торговой касты из Гуджарата. Редди — член земледельческой касты из Андхры.
Когда я была на Маврикии, где есть деление на касты, то полюбопытствовала у моего водителя, как они узнают неприкасаемых (ну, чтобы случайно не пожать руку, например). Он ответил, что тот должен назвать свою фамилию Suryanarayan (точно не помню, это для примера). "Хорошо, - говорю я, - а если он не назовет правильную фамилию, а из протеста скажет уважаемую фамилию?". Тут водитель разволновался и ответил, что тот не имеет права так делать. Не имеет. это понятно. Ну, а если он хулиган, или из протеста, так скажет?. В общем, водитель заглючился на время всей поездки, и только время он времени бормотал "не имеет он права так делать".
Хорошо ли живется брахманам?
Скажем так - брахман брахману рознь. Они очень разнородны по образу жизни, доходам и возможностям. Брахманов все больше, а священников там много не требуется, так что они работают чиновниками, учителями, врачами. Профессии прекрасные и уважаемые, но такая жизнь подвергает испытанию те догмы, по которым они должны жить. Как ни удивительно, но у варны брахманов одновременно больше запретов и привилегий, чем у других каст. Они ограничены в выборе профессий, и главные запреты - не пахать землю и не работать с шкурами животных. Еще строгие правила — браки только между представителями одной варны, принимать еду и питье только из рук равных себе. С другой стороны, они получают лучшее образование и наиболее защищены от насильственной смерти. Убить жреца, учителя или чиновника считается у индусов главным грехом. Могут ли члены касты брахманов потерять свои привилегии? Только если их изгонят из касты. Это возможно из-за брака с низшим сословием, работы со шкурами или на бойне, или из-за убийства другого брахмана. Тогда они становятся париями, людьми без касты и прав. В городах требования к брахманам становятся не такими жесткими, а вот в удаленных районах следование догмам варны обязательно.
Так ли плохо быть далитом?
Ответ однозначный - и плохо, и сложно. Примерно 170 миллионов человек, 16,6 процента от всего населения, относятся к далитам. Средний уровень грамотности по стране составляет 75 процентов, среди далитов — чуть больше 30. Почти половина детей далитов по статистике бросают школы из-за унижений, которым они там подвергаются. Именно далиты составляют основную часть безработных, а тем, кто трудоустроен, как правило, платят меньше, чем представителям высших каст.
Но в любом правиле есть исключения - много далитов, которые изменили сценраий своей судьбы. Сейчас в Индии насчитывается примерно 30 далитов-миллионеров. Среди далитов многие добились успеха - 5 всемирно известных ученых, 16 актеров и музыкантов, 16 высокопоставленных политиков, 2 президента Индии, 1 премьер министр и 7 министров, 11 членов парламента, 9 писателей, 4 священника высокого ранга.
Конечно, на фоне 170 миллионов бедняков и нищих — это капля в море, но они своей жизнью доказывают, что можно добиться успеха, и будучи далитом. Как правило, это действительно выдающиеся люди. И я, кстати, знаю одного известного бизнесмена в России, который принадлежал к далитам. А в самой Индии реально много далитов, которые стали писателями, журналистами, политиками, экономистами, артистами, священниками, музыкантами. Все возможно достичь, только для далитов барьеров и преград намного больше, чем для кого-либо другого. И тех, кто вырвался из нищеты и унижений, невероятно мало, просто капля в индийском океане.
Если рассматривать законодательные инициативы, то у далитов дела неплохи. За ними закреплены официальные льготы на получение высшего образования. У неприкасаемых даже есть квоты на государственные должности, также закрепленные Конституцией. Но даже это по-прежнему не гарантирует нормального отношения к далитам в индийском социуме. Многие дети и студенты из неприкасаемых бросают учебу из-за издевательств представителей высших варн.
А что будет, если брахман женится на ком-то из низшей касты? Если он принадлежит к высшей касте, то это означает нарушение обычая. Далее все зависит от того, насколько его семья придерживается неписаных традиций. Дело может дойти до изгнания из дома, разрыва с родными и даже «убийства чести». Если же семья и друзья смотрят на вещи более прогрессивно, то социальный статус останется прежним.
Забавный вопрос - а вот если бы я пожала руку старичку-садовнику, а потом бы протянула лапку управляющему отеля (он таки принадлежал к брахманам, как я узнала потом)? Забавность заключается в том, что в принципе сами иностранцы считаются нечистыми, поскольку находятся вне кастовой системы. Так, например, в Непале нам было запрещено заходить в местные индуистские храмы ибо мы "нечистые".
Индийское правительство очень много уделяет внимания выравниванию прав, но все не так просто. Возможности представителей варны брахманы намного больше – именно поэтому они могут дать лучшее образование своим детям.
Западному человеку сложно понять такое деление в современном обществе, хотя касты были ранее присущи большинству стран (об этом будет следующая статья). Но с точки зрения индуизма, жить «в своей варне» означает жить в соответствии со своими природными способностями, врожденной предрасположенностью к определенному виду деятельности и согласно своему призванию в этой жизни. Это может дать ощущение внутренней успокоенности и удовлетворенности тем, что человек проживает свою, а не чужую жизнь и судьбу (дхарму).
«Лучше исполнять свои обязанности даже несовершенно, чем чужие обязанности в совершенстве. Лучше умереть, выполняя свой долг, чужой путь опасен». Бхагавадгита
Но мир меняется и границы каст размываются все быстрее, и способности становятся более важными, нежели изначальная принадлежность к определенной группе. Индии нужен экономический рывок, а для достижения целей все средства хороши. Индийское правительство сейчас вкладывает огромные средства в образование, особенно школьное образование. И даже в отдаленных горных районах Гималаев сейчас отрывают государственные технологические колледжи с прекрасными зданиями и инфраструктурой, предназначенные для местных жителей.
Продолжение следует: "Касты в разных странах мира"