40,6K подписчиков

Касты: трудно ли жить брахманам и неприкасаемым в Индии

16K прочитали
Все фотографии из открытых источников
Все фотографии из открытых источников

Впервые я столкнулась с разделением людей на "правильных" и "неправильных" на Маврикии. Каждое утро, сидя на балконе, я наблюдала за трудолюбивым старичком садовником. В один из дней я увидела, как к нему подошел менеджер, дал какие-то распоряжения и положил лист бумаги на землю. Старичок поклонился и после ухода босса поднял лист. Меня насколько удивила эта сцена, что я не удержалась и спросила, зачем нужна была такая странная процедура. Менеджер удивился моей бестолковости, вежливо ответив, что старичок относится к касте неприкасаемых и он не может напрямую передавать ему никакие предметы.

Второй случай был в Непале. В окрестностях Катманду есть деревня мусорщиков, улицы которой завалены черными мусорными мешками. Все жители деревни от мала до велика занимаются сортировкой и переработкой. С раннего детства до самой смерти люди занимаются только этим и шансов вырваться из этого круга у них практически нет. Есть лидеры, которые время от времени создают петиции и организовывают забастовки с требованием более выгодных условий. Но даже после победы они возвращаются и снова сортируют бесконечные мешки, кучи которых подчас достигают размеров выше крыш домов. Принадлежность к касте держит крепче любых кандалов.

Кастовое деление было характерно для многих стран, включая Европу, Азию и Африку, и в некоторых из них сохраняется до сих пор. Самая сложная и жесткая система в Индии. Информации о кастах предостаточно в литературе и фильмах, я в этой статье просто кратко опишу эту систему, поскольку, рассказывая об Индии, невозможно обойти эту тему. Но более интересно, как сейчас обстоят дела с кастовостью. Так ли тяжело живется неприкасаемым? Так ли хорошо живется брахманам?

Что такое каста (или точнее, варна)?

Впервые я столкнулась с разделением людей на "правильных" и "неправильных" на Маврикии. Каждое утро, сидя на балконе, я наблюдала за трудолюбивым старичком садовником.-2

Это социальная группа, для которой характерны принадлежность по рождению, наследование определенной профессии или рода занятий, невозможность покинуть эту группу. Более правильное слово – варна («цвет»), слово каста появилось в 16м веке, когда завязавшие контакты с Индией португальцы назовут эти сообщества словом casta ( «порода»). Четыре основные сословия индийского общества называются варнами, а не кастами. Внутри варны есть множество джати (или каст). У каждой варны свой цвет: белый — цвет брахманов, красный — кшатриев, желтый — вайшьев, черный — шудр. Разделение всех жителей современной Индии на джати — профессионально-территориальные социальные группы — не было изначальным. Великие Ригведы, современники переселения ариев из Средней Азии в долину Ганга около 1500 лет до н. э., про касты молчат. Касты как инструмент социального управления понадобились, скорее всего, когда ариям пришлось выстраивать отношения с аборигенами-дравидами и многочисленными завоевателями с запада в первые десять веков нашей эры. С привязкой кармы к наказанию за грехи предыдущих перерождений получилась стройная система контроля.

Варна вообще-то означает "цвет". Есть предположение, что касты изначально различались по расовому принципу (цвету кожи). Идеологическим обоснованием кастеизма стала небольшая новелла "Пуруша-сукта", содержащая пресловутую связку между частями тела небесного прародителя Пуруши и четырех каст:

  • Рот — священники и ученые-брамины;
  • Руки — воители-кшатрии;
  • Бедра — фермеры и торговцы-вайшья,
  • Ноги — шудра, работяги.

Как части единого тела, все органы должны осознавать свою роль и гордиться предназначением. У каждой варны своя дхарма (долг и цель в жизни) и карма (судьба). Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры – это не касты. Это варны, которые в свою очередь подразделяются на подгруппы - джати. Поэтому невозможно даже приблизительно подсчитать число социальных единиц, обладающих минимально необходимыми признаками джати. К 1990 году в Индии было зарегистрировано 4635 джати. Считалось, что пребывание в определенной варне является следствием кармы, то есть совокупным результатом его действий и поступков в прошлых жизнях. Чем лучше вел себя человек в прошлых жизнях, тем больше шансов у него было в следующей жизни воплотиться в более высокой варне. Ведь варновая принадлежность была дана по рождению и не могла измениться в течение всей жизни человека. Для современного западного человека это может показаться странным, но подобная концепция, полностью господствующая в Индии на протяжении нескольких тысячелетий вплоть до сегодняшнего дня, создавала, с одной стороны, основу для политической стабильности общества, с другой — являлась нравственным кодексом для огромных слоев населения.

Можно ли поменять касту?

Впервые я столкнулась с разделением людей на "правильных" и "неправильных" на Маврикии. Каждое утро, сидя на балконе, я наблюдала за трудолюбивым старичком садовником.-4

Нет, это невозможно. Смена профессии не ведет за собой смену кастового статуса, «традиционная профессия» останется с вами. Именно поэтому никакой «касты программистов» в современной Индии возникнуть не может. Правда, сама каста может улучшить свое положение в иерархии – этот процесс называется «санскритизация»: члены касты начинают имитировать поведение и ритуалы касты, обладающей более высоким социальным статусом. Также из касты можно быть исключенным за те или иные проступки – самым ярким примером здесь служит исключение из касты Махатмы Ганди (поводом послужило то, что он вопреки всем запретам отправился учиться в Лондон). Есть уловка, которой активно пользовались неприкасаемые - если ты переходишь в другую религию, то деление на касты на тебя не распространяется. Впервые далиты начали в заметных количествах переходить в буддизм в конце XIX века. Самый простой путь — смена религии. Человек, переходящий в буддизм, ислам или христианство, технически выпадает из кастовой системы. Есть пример борца за права далитов доктора Амбедкара, обратившегося в буддизм вместе с полумиллионом неприкасаемых. Последняя такая массовая церемония прошла в Мумбаи в 2007 году — тогда одновременно буддистами стали сразу 50 тысяч человек. Но уже 7 штатов запретили изменение религии, и многие другие хотят к этому запрету присоединиться.

С кастовостью пытались бороться (в том числе и Махатма Ганди), но кастовость победила. После провозглашения независимости в 1947-м правительство Индии начало формировать из разноплеменного и сословного общества нацию. В принятой в 1950 году Конституции Индии было провозглашено равноправие каст. В стране была введена система позитивной дискриминации. Для угнетенных ранее каст — неприкасаемых, или далитов, — были установлены квоты в высших учебных заведениях, органах государственного управления и даже в местных парламентах.

Как обстоят дела сейчас?

Каста до сих пор оказывает громадное влияние на жизнь каждого индуса, определяя место его жительства не только в деревне, но и в городе (особые улицы или кварталы), влияя на состав работающих на предприятии или в учреждении, на выдвижение кандидатов для выборов. Внешние проявления касты ныне почти отсутствуют, особенно в городах, где вышли из моды кастовые значки на лбу и получил распространение европейский костюм. Но как только люди знакомятся ближе — называют свою фамилию, определяют круг знакомых,— они тут же узнают о касте друг друга. Дело в том, что подавляющее большинство фамилий в Индии — это бывшие кастовые обозначения. Бхаттачария, Дикшит, Гупта — обязательно члены самых высоких брахманских каст. Сингх — это либо член воинской касты раджпутов, либо сикх. Ганди — это член торговой касты из Гуджарата. Редди — член земледельческой касты из Андхры.

Когда я была на Маврикии, где есть деление на касты, то полюбопытствовала у моего водителя, как они узнают неприкасаемых (ну, чтобы случайно не пожать руку, например). Он ответил, что тот должен назвать свою фамилию Suryanarayan (точно не помню, это для примера). "Хорошо, - говорю я, - а если он не назовет правильную фамилию, а из протеста скажет уважаемую фамилию?". Тут водитель разволновался и ответил, что тот не имеет права так делать. Не имеет. это понятно. Ну, а если он хулиган, или из протеста, так скажет?. В общем, водитель заглючился на время всей поездки, и только время он времени бормотал "не имеет он права так делать".

Хорошо ли живется брахманам?

Впервые я столкнулась с разделением людей на "правильных" и "неправильных" на Маврикии. Каждое утро, сидя на балконе, я наблюдала за трудолюбивым старичком садовником.-6

Скажем так - брахман брахману рознь. Они очень разнородны по образу жизни, доходам и возможностям. Брахманов все больше, а священников там много не требуется, так что они работают чиновниками, учителями, врачами. Профессии прекрасные и уважаемые, но такая жизнь подвергает испытанию те догмы, по которым они должны жить. Как ни удивительно, но у варны брахманов одновременно больше запретов и привилегий, чем у других каст. Они ограничены в выборе профессий, и главные запреты - не пахать землю и не работать с шкурами животных. Еще строгие правила — браки только между представителями одной варны, принимать еду и питье только из рук равных себе. С другой стороны, они получают лучшее образование и наиболее защищены от насильственной смерти. Убить жреца, учителя или чиновника считается у индусов главным грехом. Могут ли члены касты брахманов потерять свои привилегии? Только если их изгонят из касты. Это возможно из-за брака с низшим сословием, работы со шкурами или на бойне, или из-за убийства другого брахмана. Тогда они становятся париями, людьми без касты и прав. В городах требования к брахманам становятся не такими жесткими, а вот в удаленных районах следование догмам варны обязательно.

Так ли плохо быть далитом?

Впервые я столкнулась с разделением людей на "правильных" и "неправильных" на Маврикии. Каждое утро, сидя на балконе, я наблюдала за трудолюбивым старичком садовником.-7

Ответ однозначный - и плохо, и сложно. Примерно 170 миллионов человек, 16,6 процента от всего населения, относятся к далитам. Средний уровень грамотности по стране составляет 75 процентов, среди далитов — чуть больше 30. Почти половина детей далитов по статистике бросают школы из-за унижений, которым они там подвергаются. Именно далиты составляют основную часть безработных, а тем, кто трудоустроен, как правило, платят меньше, чем представителям высших каст.

Но в любом правиле есть исключения - много далитов, которые изменили сценраий своей судьбы. Сейчас в Индии насчитывается примерно 30 далитов-миллионеров. Среди далитов многие добились успеха - 5 всемирно известных ученых, 16 актеров и музыкантов, 16 высокопоставленных политиков, 2 президента Индии, 1 премьер министр и 7 министров, 11 членов парламента, 9 писателей, 4 священника высокого ранга.

Конечно, на фоне 170 миллионов бедняков и нищих — это капля в море, но они своей жизнью доказывают, что можно добиться успеха, и будучи далитом. Как правило, это действительно выдающиеся люди. И я, кстати, знаю одного известного бизнесмена в России, который принадлежал к далитам. А в самой Индии реально много далитов, которые стали писателями, журналистами, политиками, экономистами, артистами, священниками, музыкантами. Все возможно достичь, только для далитов барьеров и преград намного больше, чем для кого-либо другого. И тех, кто вырвался из нищеты и унижений, невероятно мало, просто капля в индийском океане.

Если рассматривать законодательные инициативы, то у далитов дела неплохи. За ними закреплены официальные льготы на получение высшего образования. У неприкасаемых даже есть квоты на государственные должности, также закрепленные Конституцией. Но даже это по-прежнему не гарантирует нормального отношения к далитам в индийском социуме. Многие дети и студенты из неприкасаемых бросают учебу из-за издевательств представителей высших варн.

А что будет, если брахман женится на ком-то из низшей касты? Если он принадлежит к высшей касте, то это означает нарушение обычая. Далее все зависит от того, насколько его семья придерживается неписаных традиций. Дело может дойти до изгнания из дома, разрыва с родными и даже «убийства чести». Если же семья и друзья смотрят на вещи более прогрессивно, то социальный статус останется прежним.

Забавный вопрос - а вот если бы я пожала руку старичку-садовнику, а потом бы протянула лапку управляющему отеля (он таки принадлежал к брахманам, как я узнала потом)? Забавность заключается в том, что в принципе сами иностранцы считаются нечистыми, поскольку находятся вне кастовой системы. Так, например, в Непале нам было запрещено заходить в местные индуистские храмы ибо мы "нечистые".

Индийское правительство очень много уделяет внимания выравниванию прав, но все не так просто. Возможности представителей варны брахманы намного больше – именно поэтому они могут дать лучшее образование своим детям.

Впервые я столкнулась с разделением людей на "правильных" и "неправильных" на Маврикии. Каждое утро, сидя на балконе, я наблюдала за трудолюбивым старичком садовником.-9

Западному человеку сложно понять такое деление в современном обществе, хотя касты были ранее присущи большинству стран (об этом будет следующая статья). Но с точки зрения индуизма, жить «в своей варне» означает жить в соответствии со своими природными способностями, врожденной предрасположенностью к определенному виду деятельности и согласно своему призванию в этой жизни. Это может дать ощущение внутренней успокоенности и удовлетворенности тем, что человек проживает свою, а не чужую жизнь и судьбу (дхарму).

«Лучше исполнять свои обязанности даже несовершенно, чем чужие обязанности в совершенстве. Лучше умереть, выполняя свой долг, чужой путь опасен». Бхагавадгита

Но мир меняется и границы каст размываются все быстрее, и способности становятся более важными, нежели изначальная принадлежность к определенной группе. Индии нужен экономический рывок, а для достижения целей все средства хороши. Индийское правительство сейчас вкладывает огромные средства в образование, особенно школьное образование. И даже в отдаленных горных районах Гималаев сейчас отрывают государственные технологические колледжи с прекрасными зданиями и инфраструктурой, предназначенные для местных жителей.

Продолжение следует: "Касты в разных странах мира"