Найти тему

Учебная деятельность в детском саду. Разложим всё по полочкам. Часть 1.

Начнём с того, что применительно к детскому саду можно говорить о формировании лишь предпосылок учебной деятельности. Почему?

К пяти годам дети уже освоили различные виды деятельности (игровая, рисование, конструирование и др.), в которых они многому научились.

Учебная деятельность отличается от них своим специфическим содержанием и внутренней структурой.

Учебная деятельность направлена на результат. Но результат этот своеобразен. Он заключается не во внешних изменениях (как это наблюдается, например, в изобразительной или трудовой деятельности), а во внутренних, которые происходят в самом ребёнке – в приобретённых им знаниях, умениях и навыках. Надо не забывать, что направленность на такой результат складывается у детей постепенно.

Каждая деятельность побуждается определёнными мотивами. Назовём две основные группы мотивов учебной деятельности в младшем школьном возрасте:

- социальные мотивы учения, или мотивы, связанные с потребностями ребёнка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с его желаниями занять определённое место в системе доступных ему отношений;

- мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в обладании новыми знаниями, умениями, навыками.

Эти значимые для учебной деятельности мотивы возникают, как правило, лишь к концу дошкольного возраста.

Значимую роль в учебной деятельности имеет и такой её компонент, как способ действия. Чтобы успешно учиться, необходимы определённые навыки и умения. В их числе – специфические умения и навыки, необходимые на определённых уроках (сложение, вычитание, чтение, письмо и т.п.).

И наряду с ними значимы обобщённые умения, которые нужны на любом занятии. Назовём основные из них:

  • умение слушать и слышать, выполнять инструкцию педагога, руководствоваться его указаниями при выполнении учебного задания;
  • умение работать по образцу;
  • умение осмысливать учебный материал, выделять в нём главное, рационально запоминать учебную информацию;
  • умение моделировать, использовать простейшие приёмы моделирования выделенных отношений и зависимостей в предметах и явлениях окружающей действительности;
  • умение осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности и её результатов, оценивать их, исходя из критериев, заданных педагогом;
  • учебно-организационные умения.

Многие из этих умений предполагают не только относительно высокий уровень познавательного развития, но и достаточную сформированность волевой сферы и произвольности.

Даже краткая характеристика учебной деятельности даёт основание для сомнений, что ею способен овладеть ребёнок дошкольного возраста. Вот поэтому усилия педагога детского сада должны быть направлены на формирование лишь предпосылок учебной деятельности. А самой учебной деятельностью ребёнок овладеет, когда станет школьником.

В следующих статьях разберём, что может способствовать успеху в формировании предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.