Найти тему
Константин Чайкин

Независимый часовщик о сложных часах, философски

Константин Чайкин разрабатывает сложные часы, включая в них не только уже известные усложнения, но изобретает свои собственные, не имевшие прецедентов индикаторы и функции. Приведу несколько наиболее впечатляющих примеров. Начну со стрелочного индикатора даты предстоящей Пасхи по православной традиции, указателя аналеммы и интеллектуального индикатора запаса хода с тремя типами оповещения о запасе хода, созданных для ультра-сложных настольных часов «Московская Пасхалия» с 27 усложнениями, самых сложных часов, когда либо сделанных в России, и одних из наиболее сложных настольных часов в мире.

Затем, это турбийон, функционирующий в темпе вращения Марса и совмещённый указатель даты и дня недели марсианского календаря системы Томаса Гангале, разработанных для уникального экземпляра «Марсианского Турбийона».

-2

Это только несколько примеров, можно продолжить этот список усложнений, изобретённых мастером и никогда ранее не появлявшихся в часах. В настоящий момент Чайкин обладает 94 патентами – найдите мне другого часовщика, столь плодотворного в изобретательстве. (Подсказка – таких не существует).

-3

Константин Чайкин иногда напоминает мне фокусника в современном часовом деле, у которого в рукаве всегда найдётся ещё один туз. Или джокер? 29 июня на сайте Only Watch появилась информация о его новой разработке, часах «Звездочет» – это суперсложный ристмон, самые сложные наручные часы Чайкина. Более того, это, пожалуй, самые сложные часы из всего, что представлено на этом аукционе, как по числу деталей, так и по числу усложнений.

-4

Необходимый дисклеймер: Patek Philippe ещё не раскрыл, какие часы выставит на этот аукцион, однако, судя по тизеру, речь идёт о любимых часах Филиппа Стерна, то есть о вечном календаре, и вряд ли Patek Philippe второй раз выставит свой Grandmaster Chime.

Добавлю ещё пять центов: для «Звездочёта» Чайкин нашёл ещё два беспрецедентных астрономических усложнения. Представляете, ещё не всё открыто в этом самом древнем направлении часового дела. Поэтому я решил задать Константину несколько вопросов на тему сложной часовой механики, поскольку в свете всего изложенного меня очень интересует вопрос: как мыслит этот человек, что творится в его голове? Так как окончательный продукт, его часы, как очень сложные, так и не очень сложные, нам прекрасно известны.

-5

– Константин, вы в своих коммуникациях много раз подчёркивали, что самым главным в создании новых часов для вас является концепция – философская, дизайнерская или техническая. Что насчёт разработки усложнений?

– Всякий раз я запускаю проект, только когда у меня возникает чёткая концепция, которая действительно может быть далека от непосредственно часового дела. Это, как правило, могут быть какие-то ассоциации: культурные, философские, дизайнерские, художественные. Всё это действует и по отношению к тому проекту, который вы упомянули. Пока что я воздерживаюсь от того, чтобы раскрывать полную информацию, поскольку проект ещё официально не запущен. Подождите, скоро всё узнаете.

-6

Я бы хотел поговорить о другом аспекте часового дела, о котором я много размышлял в процессе разработки и изготовления. Представьте наручные часы «Звездочет», выполненные в дизайне моей коллекции ристмонов, с 16 усложнениями и калибром, собранным из 664 деталей – по всем параметрам это сверхсложные часы. Так вот, в процессе разработки этого проекта мне не раз приходили мысли о философской интерпретации усложнений в часовом деле.

-7

Из чего исходит часовщик, когда он только приступает к изготовлению часов? Не только часы, но и вообще всё, что создаётся разумным существом в этой вселенной, требует четырёх составляющих: это материя, энергия, время и информация. Эта мысль представляется мне в самом прямом смысле философской и основополагающей. Разумеется, я не философ по образованию, и не думаю, что открою что-то новое в философии, однако, я искал аналоги у мыслителей, но безуспешно. Надеюсь, читатели вашего сайта помогут мне в этом.

-8

Процесс создания часов, как правило, начинается с исходного материала – металлов, сплавов, композитов, синтетического сапфира – это первая компонента, материя. Впоследствии в дело вступают остальные составляющие. Во-первых, это энергия, впрочем, сравнительно скромная в сопоставлении с другими видами созидательной человеческой деятельности. Во-вторых, это время, затрачиваемое в нашем случае в огромном количестве, так как часы быстро не делаются. И наконец, информация, четвёртый основополагающий фактор: при создании часов задействуется масса уникальной информации, накопленной как самим часовщиком, так и всей индустрией в целом.

-9

Поэтому, когда мы говорим о факторе информации, мы обязательно должны учитывать колоссальный накопленный опыт. Например, над часами «Московская Пасхалия» я непосредственно работал в течение всего двух лет, но если не был бы задействован мой уже имевшийся к тому моменту обширных опыт разработки и изготовления сверхсложных пасхальных астрономических часов, фактически сделать часы «Московская Пасхалия» с нуля за два года было бы абсолютно невозможно, поскольку базовой составляющей являются мои многочисленные предыдущие наработки.

-10

– Очень интересно. Честно говоря, мне никогда не доводилось встречаться с такой интерпретацией часового дела. В чём тогда особенность очень сложных часов?

– Мы говорим об очень сложном механизме, который обладает усложнениями, число которых значительно превышает три–пять, может быть, шесть стандартных функций простых часов. На первый взгляд, в производстве очень сложных часов в принципе всё то же самое, что в производстве простых часов. Кто-нибудь скажет: больше деталей, и всё. Однако исходя из своего 20-летнего опыта независимого часовщика, я могу отметить, что сложность накапливается лавинообразно, тогда как главным фактором в разработке становится информация, которой владеет часовщик.

-11

Здесь начинается самое интересное. Существует физическая и, как я полагаю, также философская концепция энтропии, меры беспорядка. Энтропия – одна из основополагающих концепций в физике – вплоть до масштабов вселенной. Также считается, что информация – это концепция, являющаяся противоположностью энтропии. Когда из беспорядочной материи, а именно набора простых исходных материалов создаётся высокоупорядоченный часовой механизм, обладающий многочисленными дополнительными функциями, здесь явно возникает что-то противоположное хаосу, беспорядку, то есть энтропии. Я полагаю, часовая механика как упорядоченная сущность является материальным воплощением информации, то есть тех знаний, опыта, которые накоплены часовщиком. В целом, не только конкретным часовщиком, но и всеми представителями этой профессии за столетия. Современные часовщики, которые в своей работе обязательно так или иначе пользуются этим достоянием, вместе с тем продолжают приумножать его, когда создают, изобретают, придумывают новое.

-12

Но энтропия не сдаётся! Добавление любого последующего усложнения в механизм повышает сложность проекта сразу на порядок. Воздействие нового усложнения разнопланово, это далеко выходит за рамки тех нескольких новых деталей, которые предстоит изготовить и установить. Обязательно требуется интегрировать новый механизм в уже сложившийся калибр. То есть нужно найти для этого пространство, которое ограничено внутренним объёмом корпуса часов.

-13

Необходимо постоянно заново пересчитывать потоки энергии – в усложнённом механизме все функциональные модули – как новый, так и уже существующие – должны получать достаточно энергии. Требуется пересмотреть дизайн, так как встраивание новых индикаторов не должно вызывать помехи прежним дисплеям, и не ухудшать читабельности циферблата в целом. Нельзя упускать из виду эстетику – внешний вид часов должен оставаться гармоничным.

-14

Появление новых деталей при усложнении механизма сразу влияет на все другие части системы – интеграция требует тщательного анализа, чтобы не было неучтённого вредного взаимодействия с другими деталями и модулями. Эта интеграция включает не только взаимодействие конкретных деталей, но и взаимодействие усложнений. В качестве примера скажу о всего лишь одной показательной проблеме из множества возникающих в таких ситуациях: как повлияет остановка сплит-стрелки на переключение вечного календаря, когда эти два процесса совпадут по времени? И наоборот.

-15

Всё это приводит к лавинообразному нарастанию сложности осуществления проекта. Мне это напоминает известную притчу о вознаграждении изобретателя шахмат. Помните? Раджа согласился вознаградить изобретателя, попросившего дать ему одно зёрнышко на первой клетке шахматной доски, два на второй, четыре на третьей и так далее. Казалось бы, очень скромное вознаграждение при подсчёте каждой последующей клетки в какой-то момент – при приближении к последней, 64-й клетке – начинает превосходить все разумные пределы. Так и в случае сверхсложных часов – с каждым новым усложнением трудности не складываются, но умножаются.

-16

Помимо того, следует отметить ещё одни факт. Вы найдёте очень мало сверхсложных часов, обладающих новыми, беспрецедентными усложнениями. Гораздо проще работать с существующими усложнениями и классическими сочетаниями функций, испытанными и обкатанными многими поколениями часовщиков в течение столетий, тогда как новые, беспрецедентные усложнения – для часовщика это терра инкогнита.

-17

Если собрать информацию о сверхсложных наручных часах, то в этом списке будет очень ограниченный круг именитых брендов. Лишь им посильна разработка таких часов, во многом благодаря накопленному ими опыту многих поколений часовщиков. Есть усложнения, которые практикуются некоторыми брендами в течение столетия и даже более! Разумеется, современные технологии проектирования часов делают работу часовщика намного проще, чем, например, в 19 или 20 веке – до конца 1980-х, так как были запущены компьютерные системы проектирования. Тем не менее, весь процесс строится из проектирования отдельных модулей, которые были разработаны ранее либо самим часовщиком, либо так или иначе им получены.

-18

Если речь идёт о новом усложнении, то оно обязательно тестируется в отдельном макете, который производится в увеличенном масштабе с использованием 3D-печати – мы делаем в масштабе 10:1, а также в натуральном масштабе в виде отдельного макета – прототипа, на нём снова происходит проверка функционирования. И весь этот софт, все правильно организованные стадии разработки и производства всё же не являются гарантией, что часы будут функционировать без проблем. Более того, такие ситуации встречаются постоянно, они часть рабочего процесса проектирования.

-19

– Расскажите, пожалуйста, о проблемах такого рода из вашей практики.

– Значительные проблемы возникают, когда пытаешься встроить новую функцию, а места для неё нет. Приходится либо перестраивать весь калибр, либо раздвигать отдельные элементы, чтобы найти место. В этой связи мне вспоминаются часы «Марсианский Турбийон», созданные для Only Watch 2021.

-20

Если помните, в этих часах вообще нет ничего стандартного, там все усложнения «впервые в мире» – турбийон, действующий в темпе вращения Марса, часы и минуты марсианского времени, марсианский календарь с совмещённой индикацией дней недели и даты. Поэтому работа была крайне напряжённой, трудной, поскольку приходилось проходить всё впервые.

-21

Пожалуй, наименьшие трудности составил турбийон – хотя он работал на нестандартной частоте, из-за чего пришлось тщательно составить пару баланс-спираль, но в остальном он более-менее обычный. Для турбийона, конечно. И всё же именно турбийон преподнёс мне самый неприятный сюрприз. Заранее поймать такой казус было трудно, он остался незамеченным в компьютерном динамическом тестировании, и обнаружился если не в последний момент, то почти. Механизм был готов, и я проводил дежурные испытания.

-22

Помню, когда работа над механизмом в целом была завершена, я установил в него каретку турбийона, завёл механизм и ушёл из мастерской, оставив его на ночь. Когда утром вернулся, смотрю, механизм остановился. В чём дело? Оказалось, что при определённом угле поворота каретки и также при определённом угле поворота анкерного колеса его зубец останавливается на выступе моста промежуточного колеса. В результате пришлось изменять форму моста.

-23

– Был ли гладким процесс разработки «Звездочёта»?

– Что касается нового ристмона для Only Watch, увеличение сложности происходило не просто для того, чтобы встроить новые индикаторы, но расположить их в заранее продуманных позициях, сохраняя антропоморфный стиль циферблата – это был сложный вызов.

-24

Должен сказать, путь проекта «Звездочёт» к реализации был непростым, запутанным. Когда я продумывал, какими могут быть новые часы для Only Watch 2023, я решил, что на этот раз попробую себя в жанре сверхсложных часов. Как легко понять, было великое множество вариантов. Сначала было намерение сделать невероятно сложные часы с огромным числом усложнений, наверное, вдвое против того, что в результате есть у «Звездочёта». Однако я понял, что такой проект неосуществим, так как чисто физически не хватит времени. Я свёл число функций до набора, который я успевал бы реализовать к дате этого аукциона, и в итоге понял, что придуманное ранее наименование проекта – что-то вроде «Король часового дела» – уже не годится.

-25

Я начал искать новое название и, поскольку почти все запланированные мною усложнения были астрономическими, я понял, что совершенно логичным вариантом смотрелось бы название «Звездочёт». Астрономические функции в часах «Звездочёт» – это очень правильно, – подумал я тогда, но должны же быть звёзды! Конечно, я включил в дизайн звёзды, которые поставил на оба ободка и оба циферблата – кстати, предлагаю квест читателям вашего сайта: станьте звездочётом, посчитайте, сколько в «Звездочёте» всего звёзд? Но только звёзд в дизайне было для меня мало, мне нужны были функции, связанные со звёздами. Казалось бы, ответ очевиден – планисфера, карта звёздного неба, однако, для большой подробной карты на циферблатах этого ристмона абсолютно не было места, и я решил поставить очень маленький дисплей с звёздной картой.

-26

Предлагаю воспринимать это как специфический часовой юмор – самая маленькая звёздная карта, когда-либо появлявшаяся в часах. Полагаю, что это так, хотя этот факт крайне трудно проверить. Есть и продолжение этой шутки: на антропоморфном циферблате планисфера поставлена на лоб, то есть это своего рода третье око «Звездочёта». Представьте, он наблюдает за звёздами своим внутренним, астральным взором.