Дореволюционный паровоз на склоне Афонской горы и его история

Из раза в раз, возвращаясь к истории Ново-Афонского монастыря, вольно-невольно становится крайне интересным разузнать, что же за паровоз скрыт от посторонних глаз на склоне Афонской горы (Акуи) у подножия монастыря. Да и многие, я уверен, слышали о нем, а подробности как-то особо не освещаются.

Для начала все же обратимся к истории монастыря и быту монахов ХIX века* (А.Артамонов "Госдачи Черноморского побережья Кавказа"), чтобы немного разобраться в том, зачем им вообще потребовался паровоз.

фото 1912 года
фото 1912 года

История создания Ново-Афонского монастыря очень тесно соединена с иеромонахом Арсением, в миру Александром Ивановичем Мининым - православным духовным писателем, издателем и иеромонахом русского Пантелеймонова монастыря на Афоне в Греции. А.И. Минин родился в обеспеченной купеческой семье в Новоторжском уезде Тверской губернии. Образование получил в Мамадышском уездном училище и начал службу с управляющего по откупам у золотопромышленника и мецената И.Ф. Базилевского в Санкт-Петербурге, а во время досуга занимался преимущественно изучением различных гуманитарных наук. В 1840-х годах он перешел работать бухгалтером на золотые прииски в город Енисейск. Затем он оказывается в Афоне, где пройдя различные послушания, постригся в монашество с именем Арсений. 28 августа 1862 года А.И. Минин отправился для сбора пожертвований на греческий монастырь в долгое путешествие по Российской империи. В 1873 году Арсений просил дозволения возвратиться обратно на Афон, но афонские старцы поручили ему найти на Кавказе место для устройства новой иноческой обители. Плодом интенсивных его поисков стала Ново-Афонская Симоно-Кананитская обитель в Кутаисской губернии, Сухумского округа, в селении Псырцха.

Фото 1930 года
Фото 1930 года

Так, строительство монастыря началось в ноябре 1875 года у подножия Афонской горы под руководством иеромонаха Иерона, знакомого с инженерным делом и архитектурой. Новый монастырь, построенный у древнего храма апостола Симона Кананита у селения Псырцха, получил название Ново-Афонского Симоно-Кананитского и со временем превратился в крупнейший религиозный центр Черноморского побережья Кавказа. А сам Арсений Минин после тяжелой болезни (туберкулез) скончался 17 ноября 1879 года и был похоронен на территории Ново-Алексеевского монастыря в Москве.

А мы тем временем наблюдаем, что же происходило дальше на территории монастыря, кроме богослужений и молитв. По инициативе настоятеля Ново-Афонского монастыря игумена Иерона на реке Псырцха в период 1892–1909 годов были построены бетонная однопролетная водосливная плотина, шиберные затворы, шлюзы, водохранилище, русловый водоток и гидроэлектростанция мощностью 18 МВт, давшая ток как для монастыря, так и окрестным административным, а также жилым зданиям. Все каменные и кирпичные здания монастыря выстроены из кирпича своего завода и камня своих каменоломен. В монастыре были созданы собственные мастерские: механическая и столярная, сапожная и портняжная, иконописная и переплетная, оснащенные современными станками немецкого и бельгийского производства. Деревянные настилы, меблировка и утварь изготовлены в основном из своего материала и своими силами, на собственной монастырской лесопилке. У обители имелись также свои чугунолитейный, алебастровый, кожевенный и конный заводы, молочная ферма и три пасеки в предгорье. К 1917 году на территории монастыря действовала железно-конная дорога, начинающаяся у пристани (сохранилась вплоть до настоящего времени!) и захватывающая на своем пути все главные хозяйственные учреждения обители.

 Вид из окна дома иеромонаха Тиверия. На переднем плане хорошо видно строение для пролеток, которое с 1948 г. будет использоваться как гараж госдачи № 8 ГУО МГБ. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1912 г
Вид из окна дома иеромонаха Тиверия. На переднем плане хорошо видно строение для пролеток, которое с 1948 г. будет использоваться как гараж госдачи № 8 ГУО МГБ. Фото С.М. Прокудина-Горского. 1912 г

При монастыре имелся образцовый фруктовый сад, в котором выращивались ранее невиданные в этих краях культуры – мандарины сорта Сатсума/Уншиу, апельсины сорта Яффо (Шамаути), лимоны сортов Коммуне и Вилла Франка, маслины греческих сортов Каламата, Сотти-Зейтун и Манаки, французский чернослив сорта D’Ente, выращенный из саженцев, закупленных в городе Ажен (административный центр департамента Ло и Гаронна, расположенного в регионе Аквитания во Франции). Цитрусы приносили монастырю очень большой доход. Плоды из Нового Афона отправлялись в крупные магазины Москвы и Петрограда. В 1913 году оливковые деревья дали около 1000 пудов маслин, а высушенный французский чернослив в большом количестве вывозился из монастыря и продавался по всей Российской империи. Занимались в монастыре виноградарством и виноделием как из западных сортов (Изабелла), так и из местных – абхазских (Ауасырхуа, Абгара, Качич, Амлаху, Ахардан и др.), которые были не подвержены заражению филлоксерой (вредители винограда, вид насекомых из семейства Phylloxeridae). В течение многих лет (находился в должности агронома с 1891 по 1915 год) всей агротехнической службой Ново-Афонского монастыря заведовал иеромонах Тиверий (1837–1915). Сам о. Тиверий состоял членом Сухумского сельскохозяйственного общества и за свои заслуги в области садоводства и плодоводства был награжден несколькими наградами. О. Тиверий до службы в монастыре в Новом Афоне на поприще агротехники проявил себя сначала в Киево-Печерской лавре, потом в Афонском Пантелеймоновом монастыре. В 1900 году отец Тиверий в Ново-Афонском олеарии (участок, где культивируются масличные деревья) впервые в Российской империи начал опытные работы по получению оливкового масла путем холодного отжима при помощи виноградного пресса.

фото 1913 года
фото 1913 года

Важно отметить, что кроме продажи собственной сельскохозяйственной продукции (в том числе меда и воска) Ново-Афонский монастырь имел большой доход от пожертвований и ежегодного наплыва паломников со всей необъятной Российской империи. Для размещения огромного количества православных паломников близ обители монастырь в течение 5–7 лет построил целую сеть гостиниц разной степени удобства, в том числе апартаменты класса люкс для фабрикантов, высших чинов духовного сословия и дворянской знати. Эти здания, построенные в начале XX века, до сих пор стоят в нижней части комплекса старых зданий обители. Некоторые из них частично или полностью разрушены во время грузино-абхазского конфликта 1992–1993 годов, другие стали магазинами, жилыми домами, пансионатами. Интенсивная хозяйственная деятельность монастыря требовала сооружения транспортных линий по новейшим технологиям того времени.

Фото 1950 года
Фото 1950 года

Именно в этот «монастырский» дореволюционный период были построены и активно эксплуатировались узкоколейная железно-конная дорога (конка), горная узкоколейная железная дорога и фуникулер.

Тот самый фуникулер и узкоколейка
Тот самый фуникулер и узкоколейка

Серьезной статьей дохода братии стал лесопильный завод, для обслуживания которого в 1890–1910 годах монахами была построена десятикилометровая узкоколейная железная дорога (УЖД) на Афонскую гору (высота 902 м) мимо села Акуи.

Существует легенда, по которой паровоз подарил монахам Александр III в начале девяностых годов XIX века, по причине своего удивительного спасения по дороге в Новый Афон от очередного покушения. Так ли это на самом деле – неизвестно, но судя по тому, какая стабильная финансовая независимость была у монастыря, он вполне мог сам себе позволить такое приобретение. Кроме того, по данным историка Л.М. Москалева, приведенным в его книге «Узкоколейные паровозы» («Железнодорожное дело», 2012) известно, что: «…16 августа 1902 года для Симоно-Кананитского (Новоафонского) мужского монастыря через германскую торговую фирму Arthur Koppel GmBh был поставлен трехосный танк-паровоз Jung D № 597 мощностью 20 л. с. с шириной колеи 890 мм, весом 5,6 тонн, произведенный на заводе компании Aktiengesell schaftfьr Feld- und Kleinbahnen-Bedarfvormals ORENSTEIN & KOPPEL, Berlin в 1902 году с использованием узлов и технологий фирмы Arnold Jung Lokomotivfabrikin Kirchen GmbH. Паровоз малой мощности, с машиной насыщенного пара, предназначенный для работ на коротких плечах и на маневрах. Паровоз мощностью 20 л/с развивал скорость около 10 км/ч и силу тяги порядка 1200 кг…»

1927 год: паровоз еще в полной работоспособности, ухоженный и эксплуатируемый, изрядно попортивший нервы номенклатурным отдыхающим в Доме отдыха ЦИК/ СНК Абхазской ССР.
1927 год: паровоз еще в полной работоспособности, ухоженный и эксплуатируемый, изрядно попортивший нервы номенклатурным отдыхающим в Доме отдыха ЦИК/ СНК Абхазской ССР.

Система горной узкоколейной лесовозной железной дороги состояла из двух элементов: линии узкоколейной железной дороги и полукилометровой линии фуникулера, верхняя станция которого являлась одной из конечных точек узкоколейки. Смотрите карусель фото:

Там же располагалась и лесопилка, пилы которой вращались от локомобильного привода, произведенного на Людиновском локомобильном заводе, который, в свою очередь, получал пар от паровоза по специальному рукаву. Для нужд железной дороги был построен огромный резервуар для воды, сегодня из него берет начало водопровод, снабжающий село Анухва питьевой водой. По железной дороге возили лес, сельхозпродукцию, мед с пасеки и пассажиров до верхней станции фуникулера.

Локомотив тянул вагоны вверх от станции фуникулера до конечной точки УЖД, по ходу движения на них погружались бревна, которые по деревянным желобам спускали к железнодорожной линии с горных лесоповалов. Затем состав шел уже обратно – задним ходом до станции фуникулера, где подготовленную древесину перегружали на вагонетки фуникулера для отправки на нижнюю станцию, находившуюся недалеко от здания монастыря, напротив дома иеромонаха о. Тиверия.

Эта узкоколейная дорога, так необходимая Ново-Афонскому монастырю для заготовки и последующей продажи ценной древесины, после закрытия обители в ноябре 1924 года продолжила свою работу уже для нужд Псырцхинского лесхоза при Наркомземе ССР Абхазии и функционировала до весны 1948 года. Вся деятельность узкоколейки и фуникулера на горе Акуи (иначе Афонская) в течение всех этих лет сопровождалась постоянными грохотом вагонов и надрывным скрежетом фуникулера, периодическими свистками паровоза и криками рабочих лесхоза, разносившимися в утренней предрассветной тишине на много километров вокруг. Для местных жителей поселка Новый Афон, сел Анухва и Псырцха этот ежедневный кавардак и какофония, связанные с деятельностью узкоколейки, не создавали видимых неудобств, в отличие от номенклатурных отдыхающих из СНК ЗСФСР, центрального аппарата СНК и ЦИК СССР, а также членов Политбюро ЦК ВКП(б), которые располагались в бывшем доме отца Тиверия, реквизированном для нужд партийно-государственной элиты и превращенном в Дом отдыха ЦИК/СНК ССР Абхазии. Сейчас на фундаменте его дома располагается гос.дача И.В. Сталина.

Таким образом, заброшенный паровоз в Новом Афоне является своеобразным памятником первой абхазской железной дороге. Гора Акуи упокоила также и последнего машиниста этого паровоза – Ефрема Исааковича Сморжока, он похоронен неподалеку с достопримечательностью. Первым – был монах Новоафонского монастыря по имени Милентий. Он водил паровозик до самой Октябрьской революции. После смерти Ефрема Исааковича машинистом стал Нури Смыр, но проработал всего 5 лет, поскольку началась Вторая мировая война. Видимо, поэтому Сморжока принято считать последним, кто управлял локомотивом.
На данный момент
за паровозом присматривает местный лесник, в чьих владениях находится техническое чудо начала XX века. Корпус паровоза, когда-то помогавшего монахам Нового Афона исправно вести хозяйство, изрядно поржавел от сырости и дождей, хотя его периодически подкрашивают.

Благодарю за прочтение!