Это очередная статья из цикла публикаций по теме ремонта электрофона akords 001.
Сразу уточню, что в данных электрофонах предусилитель-корректор, так же как ЭПУ, выпускался в разных вариантах: на германиевых транзисторах - в ранних версиях, и на микросхемах - в более поздних.
Мне достался ранний вариант - было решено его и оставить, только провести профилактику.
Сразу под замену пошли конденсаторы с дурной славой - К50-6 и МБМ.
Сначала напичкал устройство "китаем", но позже передумал, и запаял отечественные к42у-2.
На всякий случай измерил параметры выпаянных конденсаторов. По результатам замеров они подтвердили что им пора на помойку.
Несколько раз встречал в интернете высказывания о том что "хорошо бы в нём ещё кт315 заменить на германиевые..."
Среди любителей качественного звука (у которых нет зацикленности на лампах) некоторые отдают предпочтение усилителям на германиевых транзисторах.
Давайте разберемся, почему так.
Германий в полупроводниковых приборах имеет ряд преимуществ и ряд недостатков. По этой причине нельзя однозначно решить что лучше - кремний или германий.
Итак, начнем с достоинств.
1) падение напряжения на p-n переходе германиевого полупроводникового прибора составляет 0,1 — 0,3 В, а на n-p переходе кремниевого — 0,6 — 0,7 В
2) сопротивление открытого канала коллектор-эмиттер ниже, чем у кремниевых транзисторов
3) Подвижность электронов в три раза выше
Недостатки германиевых транзисторов:
1) Заметная зависимость параметров от температуры. Низкая термостабильность
2) Низкая теплопроводность германия - сложнее отводить тепло.
3) допустимая температура не выше 60 градусов (у кремниевых до 150градусов)
4) высокая стоимость производства
-------------
Если не вдаваться в физические характеристики, а ориентироваться на субъективную оценку звука прошедшего через "германиевый усилитель" - звук разный. По отзывам, "разница чувствуется как различие в окраске звука. Кроме того, наблюдается зависимость восприятия от жанра музыки. Более динамичную музыку германиевые усилители передают хуже."
Но это было чужое мнение. Мне же интересно самому на практике сравнить и понять. Поэтому я решил привести в порядок этот фонокорректор и сравнить его с более поздним, на микросхемах, а также с фонокорректором на OPA2134 и с ламповым на 6н16б+6н17б по схеме Игнатенко Ю.В.
Продолжение следует...
Напишите своё мнение, имеет ли смысл применение в звуковоспроизводящей аппаратуре германиевых транзисторов?