Хрустальная ночь: Первые шаги на пути к холокосту

1,7K прочитали

10 ноября 1938 года войдет в историю Германии как «Хрустальная ночь». И для человека незнающего, на первый взгляд , может показаться, что в этом названии таится что-то романтичное и красивое. Если не знать другого названия этого события – «ноябрьские погромы».

В ту ночь нацисты били витрины магазинов и лавочек, принадлежащих евреям, тротуары были покрыты толстым слоем битого стекла. Но пострадали не только окна, штурмовики вламывались в любые принадлежавшие евреям помещения, устраивали погромы и уносили все, что видели.

Витрины магазинов после погромов. Источник: Яндекс картинки
Витрины магазинов после погромов. Источник: Яндекс картинки

Сегодня я расскажу о "Хрустальной ночи", которая считается одной из ключевых вех радикализации нацистского режима на пути к Холокосту, когда впервые государство санкционировало и одобрило бессудные расправы над людьми исключительно из-за их "расы".

Систематическая дискриминация евреев в Германии началась задолго до Хрустальной Ночи, еще сразу по приходу к власти нацистов. К апрелю 1933 г. нацисты запретили евреям работать на государственной службе, заниматься юриспруденцией и медициной. Кроме того, евреи были исключены из различных профессиональных ассоциаций, что фактически закрывало им доступ в эти сферы.

В первую очередь это коснулось "интеллектуальных" профессий - врачей, адвокатов, учителей, журналистов, редакторов, работников культуры. В школах и университетах было введено правило, согласно которому число студентов-евреев не должно было превышать 1,5% от общего числа учащихся.

Но благодаря вмешательству президента Гинденбурга евреи, воевавшие на стороне Германии в Первой мировой войне или потерявшие на войне родственников, были избавлены от некоторых из этих дискриминационных мер. Примерно половина пострадавших евреев воспользовалась этим послаблением, поэтому в течение следующих нескольких лет в Германии еще оставались еврейские чиновники, судьи, прокуроры, врачи и адвокаты. Нацистам удалось уволить оставшихся еврейских чиновников, судей и прокуроров только в сентябре 1935 года, после смерти Гинденбурга.

Пауль фон Гинденбург. Источник: Яндекс картинки
Пауль фон Гинденбург. Источник: Яндекс картинки

Тут стоит пояснить, что Гинденбург это великий политический деятель Германии и бывший командующий времен Первой мировой войны, а в 30-е президент Веймарской республики. И если в современной Германии должность президента сравни статусу королевы в Великобритании (то есть, мало что решает и во внутренней и во внешней политике), то в те времена Гинденбург был полноправным главой государства, имевшим серьезный авторитет и вес.

Правда, при всей своей власти, он не был способен заглянуть в будущее, и сделал огромную ошибку: 30 января 1933 года на пост рейхсканцлера он назначил Адольфа Гитлера и президентским декретом поручил ему сформировать правительство.

Но вернемся к антисемитской политике в Германии при нацистах.

Одновременно были приняты Нюрнбергские расовые законы, давшие юридическое определение "еврейства" и разделившие граждан Германии на "арийских" рейхсбюргеров и "неарийских" "государственных подданных", которые были лишены политических прав. Браки и сексуальные отношения между "неарийцами" и "арийцами" были запрещены. Это означало, что евреи все больше отстранялись от участия в общественной и политической жизни.

Несмотря на это, в первые пять лет нацистский режим не подвергал серьезному преследованию экономическую деятельность и имущество евреев. Бойкоты еврейских магазинов и бизнеса были кратковременными, а единичные случаи насилия объяснялись скорее действиями местных активистов, чем официальной политикой.

Кроме того, Германия была экономически слабее своих западноевропейских коллег и США, поэтому экономические последствия преследования евреев для нацистского руководства были сомнительны. В то же время низовые активисты, такие как штурмовики (проще говоря боевые отряды нацистов), которые первоначально поддерживали нацистское движение против евреев, разочаровались в нем.

В общем, пока евреев старались просто выдавить из страны. И для того чтобы они не вывозили с собой дефицитную валюту, была налажена целая система по фактическому ограблению эмигрантов через завышенные «налоги на выезд». Для многих людей это становилось препятствием для эмиграции, так как уезжать без гроша в кармане представлялось ещё более худшим вариантом, чем оставаться в нацистской Германии.

Однако значительная часть евреев все же эмигрировала, это около 40 тыс. человек из 500 тыс. еврейской общины, а в последующие годы уровень эмиграции держался на уровне 20 – 25 тыс. человек в год. Такими темпами окончательный выезд евреев из Германии наряду с естественным вымиранием стариков завершился бы лишь к концу 1940-х гг. Другие страны при этом не слишком стремились помогать.

Евреи покидают Германию. Источник: Яндекс картинки
Евреи покидают Германию. Источник: Яндекс картинки

Так в июле 1938 года по инициативе президента США Франклина Рузвельта была созвана Эвианская конференция во Франции, в которой приняли участие 32 страны. На ней обсуждали пути решения проблемы еврейских беженцев, но из всех стран-участниц только Доминиканская Республика изъявила желание принять евреев у себя. Европейские же страны, США и Австралия отказались предоставить евреям дополнительные квоты на въезд. А Великобритания вообще отказалась принимать их даже в Палестине.

Дальше ситуация стала обостряться. Ведь в течение всего 1938 года в стране царила "военная тревога". Первый Судетский кризис (напомню ,что Судеты это область Чехословакии, где большинство жителей были немцами) разразился в мае: немецкие войска были размещены на чехословацкой границе, Прага начала мобилизацию, а Париж и Лондон оказывали давление на Гитлера, требуя от него публично отказаться от агрессивных намерений в отношении Чехословакии.

Немецкие войска двигаются в сторону границы с Чехословакией. Источник: Яндекс картинки
Немецкие войска двигаются в сторону границы с Чехословакией. Источник: Яндекс картинки

Более значительный Судетский кризис произошел в сентябре, когда в течение нескольких недель Европа считала, что крупномасштабная война неизбежна. В этой наэлектризованной атмосфере положение евреев, заклейменных нацистской пропагандой как "пятая колонна" предателей, казалось еще более тяжелым.

В апреле был принят закон, обязывающий евреев регистрировать все свое имущество и финансовые активы. Эти активы могли быть конфискованы в интересах государства. В связи с этим началась волна распродажи еврейской собственности за мизерные суммы, от которой выиграли как партийные функционеры, так и руководители крупных корпораций.

К августу евреев обязали добавлять к своим "немецким" именам для официальных записей "Израиль" или "Сара" - имена из Ветхого Завета. В сентябре же еврейским предприятиям было отказано в заключении государственных контрактов и продлении лицензий. А к октябрю у евреев отобрали паспорта и выдали удостоверения личности с отчетливой буквой "J".

Но оказались в таком страшном положении не только граждане Германии еврейского происхождения. Между двумя войнами на немецких территориях оказалось множество польских евреев. К концу 1930-х годов их в Германии осело до 70 тыс. человек.

Некоторые из них ранее имели немецкое гражданство, но нацисты аннулировали их натурализацию в соответствии с одним из первых антисемитских законов, направленных, в частности, против тех, кто приехал в Германию в эпоху Веймарской республики.

Часть этих польских евреев не получила немецкого гражданства еще до нацистского режима, сохранив формальное польское гражданство. Многие из них годами не бывали в Польше, были оторваны от польского языка и культуры и сохраняли польское гражданство только потому, что родились на польской территории.

К 1938 году эти люди оказались между двумя деспотичными антисемитскими режимами. В марте того же года в Польше, находившейся под властью авторитарной диктатуры, был принят закон, предусматривающий лишение гражданства лиц, проживавших за пределами страны более пяти лет и не имевших связей с польскими дипломатическими представительствами. Эта мера была направлена на предотвращение притока еврейских иммигрантов с польскими паспортами из недавно аннексированной Австрии.

Семья польских евреев в Германии. Источник: Яндекс картинки
Семья польских евреев в Германии. Источник: Яндекс картинки

Это событие поставило нацистскую Германию перед серьезной дилеммой. Значительная часть еврейского населения страны в результате появления этого закона оказалась "без гражданства", и перед нацистами встал вопрос о том, что делать с этими людьми. И он был быстро найден… Под руководством шефа гестапо Рейнхарда Гейдриха 28 и 29 октября 1938 года по всей Германии были проведены масштабные облавы.

В ходе этих операций было схвачено около 17 тыс. человек. Их имущество было конфисковано, а сами они были насильственно депортированы в Польшу. Поляки, не готовые к такому наплыву, были ошеломлены внезапной депортацией. Изгнанные евреи были собраны в лагерях для беженцев на польской стороне границы и находились в тяжелых условиях до августа 1939 г., когда им было разрешено передвигаться по территории Польши.

Катализатором Хрустальной Ночи стала не совсем однозначная история, которая в умелых руках превратилась в священный грааль антисемитских политиков.

Семья Гриншпанов, которую депортировали из Ганновера в Германию, осталась без средств для существования. Они через почту связались со своими родственниками во Франции, моля о пересылке хоть каких-нибудь денег. Одним из этих родственников был 17-летний Гершель Гриншпан.

Он жил в Париже с 1936 г., нигде особо не работал, сидел на шее у дяди. Не имея вида на жительство во Франции, Гершель должен был быть депортирован из страны в августе 1938 г., но скрывался от полиции. Польский паспорт у него уже был просрочен, а в Германию по понятным причинам еврея никто бы больше не пустил.

Получив весточку от родных, 7 ноября Гершель пришел в немецкое посольство. Его принял Эрнст фом Рат – 29-летний аристократ, который по семейным стопам делал дипломатическую карьеру. Еще до прихода Гитлера к власти Рат вступил в НСДАП - это Национа́л-социалисти́ческая неме́цкая рабо́чая па́ртия, если расшифровать аббревиатуру и перевести.

Судя по всем биографическим описаниям, Рат не был таким уж последовательным нацистом и даже позволял себе открыто сожалеть о гонениях против евреев. Впрочем, как и у большинства остальных немецких аристократов, умеренная критика режима не заходила дальше разговоров на кухне, и молодой дипломат продолжал работать в этой жестокой системе.

У историков нет консенсуса по поводу того, знали ли Гриншпан и Рат друг друга. Одни утверждают, что судьба совершенно случайно свела этих людей в тот день. Другие выдвигают более интригующую версию: якобы Гриншпан и Рат были знакомы и, более того, являлись любовниками. Точно известно, что Рат был гомосексуалом, лечился от анальных венерических заболеваний в Германии и был завсегдатаем гей-клубов Парижа. Гриншпана тоже регулярно видели в подобных местах.

Однако независимо от того, знали ли Рат и Гриншпан друг друга до этого, 7 ноября 1938 г. они встретились. Но вместо разговора Гриншпан выхватил пистолет и выстрелил в немецкого дипломата пять раз. Убийца не пытался скрыться, и был немедленно арестован французской полицией. На первом допросе он заявил, что своим поступком желал выразить протест и привлечь общественное внимание к гонениям на евреев в Германии.

Гершель Гриншпан и Эрнст фом Рат. Источник: Яндекс картинки
Гершель Гриншпан и Эрнст фом Рат. Источник: Яндекс картинки

Тогда французские власти начали подготовку к судебному процессу. Геббельс послал в Париж немецкого юриста, чтобы тот защищал там интересы Германии. Нацисты надеялись превратить суд в процесс над «всемирным еврейским заговором». Однако начало судебных разбирательств затянулось, так как стороны не могли договориться о степени представленности Германии на суде, а также о том, следует ли вызывать из Польши родственников Гриншпана, которые могли свидетельствовать об антисемитской политике нацистов.

Защита Гриншпана разделилась во мнениях. Одни адвокаты утверждали, что следует упирать на политический мотив убийства, чтобы «перевернуть» ход процесса и фактически превратить разбирательство из суда над Гриншпаном в суд над нацизмом. В межвоенной Европе такой трюк уже прокатывал.

Например, в 1923 г. швейцарский суд оправдал белоэмигранта Мориса Конра́ди, убившего советского дипломата Вацлава Воровского, так как защита упирала на ужасы большевизма в России. Другие защитники Гриншпана, напротив, желали убрать из процесса всю политику и гнули версию, будто Гриншпан застрелил Рата на почве личного гомосексуального конфликта.

С началом войны между Германией и Францией юристам стало не до того, хотя Гриншпана по-прежнему продолжали держать в заключении. В хаосе французского разгрома летом 1940 г.(французская армия была тогда разгромлена буквально меньше, чем за месяц) Гриншпану удалось сбежать на неоккупированный Юг Франции, но там его поймали уже власти режима Виши (одного из союзников нацистов) и депортировали в Германию.

В Рейхе над Гриншпаном изначально собирались провести показательный процесс. Однако парень начал угрожать следствию, что начнёт публично на суде рассказывать о своих гомосексуальных отношениях с Ратом (так до конца и непонятно, то ли это была правда, то ли Гриншпан просто повторял версию своих французских защитников с довоенных времён). В «Третьем Рейхе» гомосексуалы являлись одной из преследуемых групп, что подобные заявления точно запятнали бы убитого немецкого аристократа. Поэтому показательный процесс решили не проводить.

Тем не менее в Берлине новости из Парижа вызвали пристальное внимание. Министр пропаганды Йозеф Геббельс, по-видимому, первым среди нацистского руководства осознал, что убийство немецкого дипломата евреем может стать поводом для начала решительной экономической атаки на еврейское население.

Так Геббельс убедил Гитлера, что "время пришло", и получил высочайшее одобрение на организацию общенационального погрома, а убийство Рата в итоге было представлено в нацистской прессе как результат всемирного еврейского заговора против Германии.

Йозеф Геббельс. Источник: Яндекс картинки
Йозеф Геббельс. Источник: Яндекс картинки

Первые погромы начались в провинции, 7. В качестве исполнителей были выбраны штурмовики, годами жаждавшие "действий" против евреев. Но указания Геббельса были четкими: уцелевшее после погрома имущество евреев должно охраняться для последующей конфискации.

Полиции и пожарным запрещалось вмешиваться в беспорядки, им поручали лишь не допустить распространения пожаров на "арийскую" собственность. Генрих Гиммлер, рейхсфюрер СС, соперничавший с Геббельсом за "симпатию фюрера", отдавал аналогичные приказы своим подчиненным. Гестапо было поручено арестовать большое количество состоятельных евреев, у которых впоследствии можно было вымогать деньги.

Общенациональный погром достиг своего апогея в ночь с 9 на 10 ноября, а в отдельных регионах рейха погромы продолжались и до 13 числа. За эти дни было уничтожено или повреждено около 7,5 тыс. объектов недвижимости, принадлежавших евреям. Было разрушено около 1 500 синагог по всей Германии.

По предварительным инструкциям эсэсовцы задержали около 30 тыс. зажиточных евреев, отправив их в концентрационные лагеря и мгновенно удвоив число заключенных. Арестованных гнали до мест заключения через города и сёла на глазах у всего остального населения.

Погромы сопровождались публичными унижениями. Евреев, которых посреди ночи вытаскивали из кроватей, заставляли публично заниматься гимнастикой на потеху штурмовикам и зевакам. В Баден-Бадене штурмовики собрали в местной синагоге членов еврейской общины и заставили их зачитывать антисемитские пассажи из нацистских газет, а затем хором скандировать: «Мы грязный и мерзкий народ».

Полиция громит еврейский дом. Источник: Яндекс картинки
Полиция громит еврейский дом. Источник: Яндекс картинки

Вопрос о том, как отреагировало немецкое большинство на вакханалию насилия и грабежи, остаётся дискуссионным. В исследовательской литературе и в мемуарах можно найти достаточное количество совершенно разнонаправленных свидетельств.

Где-то местные жители сами присоединялись к штурмовикам и начинали бить евреев, присваивая их имущество. Впрочем, судя по всему, превалирующей реакцией «глубинного народа» было глухое неодобрение столь дикого беспредела, которое, впрочем, никоим образом не выразилось ни в массовых протестах, ни вообще в каком-либо отказе от поддержки режима.

А чтобы вы могли взглянуть на происходящие глазами участников, я расскажу вам пару историй очевидцев и жертв той ночи.

Максу Ури в 1938 году было 17 лет. Он был сыном торговца мануфактурой. Вот, как он вспоминал Хрустальную Ночь.

«Трое эсэсовцев вошли в магазин моего дяди и потребовали отдать им ключи. Но мой дядя Моисей Цвик отказался. Тогда они выбили ему все зубы, забрали ключи, и он никогда больше не смог переступить порог своего магазина. Таков был конец фирмы «Ури и Цвик».

Меня арестовали и заключили под стражу в девятом округе, в школе верховой езды на Прамергассе, вместе с тысячью других евреев, которых хватали по домам: многие были в пижамах и белье. Около трех часов утра они освободили тех, кому не было 18 лет, и тех, кто был старше 60-ти, и велели идти по домам. Однако снаружи собралась толпа и ждала нас. Полицейский офицер в высоких чинах согласился взять нас под защиту, но лишь на то время, что он будет считать до десяти. Я кинулся бежать. К счастью, я был спортсменом».

Вторая история коснулась Гертруды Критцер, что родилась в 1923 году в Крумбахе. Ее выслали в Вену прямо перед Хрустальной ночью.

«Я шла домой из корабельной школы вместе с отцом. На рыночной площади мы увидели моего учителя иврита – я успела сходить к нему на занятия лишь дважды до того, как их запретили. Он сидел на стуле, который был поставлен на стол. Этот человек страдал эпилепсией, и люди в форме выбрали его специально. Они отрезали ножницами его бороду, по лицу его текла кровь, а они снимали его, вероятно, для «Штурмовика» (антисемитской газеты) и кричали ему: «Покажи уши, у вас не бывает маленьких ушей!» По всей видимости, на фотографии они увеличили уши и представили его в «Штурмовике» как уродливого еврея. Один раз увидев такое, забыть это невозможно».

Гертруда Критцер. Источник: Яндекс картинки
Гертруда Критцер. Источник: Яндекс картинки

Нацисты возложили на еврейскую общину ответственность за ущерб, нанесенный в те две ночи. По данным Мемориального музея Холокоста США, они наложили на них штраф в размере одного миллиарда рейхсмарок (что в 1938 г. равнялось 400 млн. долл.). Они также конфисковали все возмещения, которые обычно выплачивались евреям по страховым случаям. Нацисты также ожидали, что еврейская община будет сама расхлебывать последствия.

Тем ценнее были примеры гражданского мужества тех немногих немцев, кто не побоялся проявить солидарность с жертвами погромов. Например, офицер берлинской полиции Вильгельм Крюцфельд, ссылаясь на закон об охране памятников культуры, выгнал из здания Новой синагоги отряд поджигателей антисемитов.

На следующий день ему объявили выговор, но дальнейших последствий для Крюцфельда этот эпизод не имел, и он продолжил служить в полиции вплоть до выхода на пенсию. Свой голос в защиту евреев публично с кафедр во время проповедей подавали отдельные протестантские и католические священники, в то время как более высокопоставленные лица из церковной иерархии предпочли отмолчаться.

По официальным данным нацистской Германии в дни погромов погибли около 100 евреев. Подсчёты историков оценивают число жертв до 1,5 – 2 тыс. человек, включая в него убитых непосредственно во время погромов, погибших после от полученных ран, покончивших с собой и арестованных, что погибли в концлагерях. Остальные, после нескольких недель издевательств, были отпущены к началу 1939 г. под обязательства немедленно с семьями эмигрировать из Германии, оставив в стране большую часть своего имущества.

Пожар, случившийся из-за погромов. Источник: Яндекс картинки
Пожар, случившийся из-за погромов. Источник: Яндекс картинки

Никто не понес наказания за все эти убийства. Гитлер запретил судить виновных. Единственные судебные преследования касались лишь случаев изнасилования, и не из сочувствия к жертвам, а из презрения к нарушителям расовых законов, которые запрещали сексуальные связи «арийцев» с евреями. За это виновным светили исключения из партии и уголовные наказания, а за убийства – ничего.

Конечно, "Хрустальная ночь" обернулась для нацистского режима некоторыми проблемами. Одной из них стало резкое падение международной репутации нацистов. Звучит нелепо, скажете вы. Это же нацисты, какая репутация? И действительно, режим Гитлера с самого момента его прихода к власти воспринимался на Западе, как дефективный и «неправильный», НО это совсем не значило, что с ним нельзя было договориться.

Тем не менее, в МИД Рейха стали поступать официальные ноты протеста, а США отозвали своего посла из Берлина. Посол Германии в Вашингтоне сетовал на то, что всплеск общественного возмущения мешает планомерной работе по продвижению немецких интересов в стране. В Великобритании оптимизм, вызванный недавним заключением "мирного" соглашения с Германией, быстро угас. Движение за бойкот немецких товаров набрало новые обороты, в результате чего многие немецкие предприятия, занимающиеся внешней торговлей, понесли значительные убытки.

Примерно через две недели после "Хрустальной ночи" под давлением гуманитарных организаций британский парламент одобрил программу "Киндертранспорта". Это инициатива по перемещению еврейских детей из Германии в Великобританию в обход миграционных квот. До начала Второй мировой войны по этой программе из Рейха было вывезено около 10 тыс. детей, что в конечном итоге спасло их от Холокоста. Но важно отметить, что в США аналогичные меры в Конгрессе не принимались. Несмотря на всеобщее возмущение, США так и не пересмотрели свое иммиграционное законодательство, чтобы сделать его более благоприятным для беженцев.

Интересно, что даже самой нацистской элитой "Хрустальная ночь" была воспринята скорее в негативном ключе. Наряду с негативными дипломатическими последствиями, общенациональный погром оказал пагубное влияние на экономику. В результате погромов был нанесен ущерб в размере 25 млн. марок, из которых 3 млн. марок пришлось на разбитые витрины.

В то время в Германии отсутствовало собственное производство стекла, что вынуждало тратить дефицитную валюту на его импорт из-за рубежа - валюту, необходимую для перевооружения. Это привело в ярость Германа Геринга, который был одним из соратников Гитлера и вел Четырехлетний План, который был создан для повышения экономической силы и перевода Германии на военные рельсы. Весь цинизм и жестокость этого человека уместились в гневной фразе, с которой он обратился к руководителям акции хрустальной ночи:

"Лучше бы вы убили пару сотен евреев вместо того, чтобы уничтожать столько ценного имущества!"

Геринг и Гиммлер дошли до того, что пытались убедить Гитлера снять Геббельса с должности инициатора этой вредной и дорогостоящей акции. Однако Гитлер защитил своего министра, тем более что в конечном итоге он сам санкционировал начало погромов. Таким образом, Геббельс мог считать, что вновь завоевал расположение Гитлера.

12 ноября Геринг председательствовал на совещании высших должностных лиц Рейха, которое можно назвать первым совещанием такого рода, посвящённым исключительно решению «еврейского вопроса». 5 млн. марок страховых выплат, которые по закону причитались евреям, чьё имущество пострадало во время погромов, были конфискованы государством. На еврейское сообщество был наложен единовременный «карательный» налог в 1 млрд. марок.

На фото Геринг, Гиммлер и Гитрел. Источник: Яндекс картинки
На фото Геринг, Гиммлер и Гитрел. Источник: Яндекс картинки

Изданное в тот же день «Постановление об устранении евреев из экономической жизни» полностью изгоняло евреев из розничной торговли и ремёсел, а представители «еврейской расы» должны были быть уволены. Новые распоряжения по социальной изоляции евреев запрещали им владеть оружием, посещать театры, кино, цирки и кабаре, их дети исключались из государственных школ.

3 декабря очередное «Постановление о залоге еврейских активов» предписывало евреям распродать всю свою собственность, включая недвижимость, ювелирные украшения и предметы искусства. Вырученные средства поступали на государственные счета, и хотя формально деньги были записаны на имена своих номинальных владельцев, фактически они находились в полном распоряжении государства, которое могло тратить их, как ему заблагорассудиться.

Все этим меры окончательно обанкротили оставшихся немецких евреев, пополнив государственную казну на несколько миллиардов марок. При этом следует иметь в виду, что никакого решающего вклада в милитаризацию экономики эти деньги не внесли, так как суммы, спускавшиеся на перевооружение, исчислялись двузначными числами в миллиардах марок.

С 1934 по 1937 гг. из Германии выезжало примерно около 20 – 25 тыс. человек в год. В 1938 г. эмигрировали уже до 40 тыс. человек. А 1939 г. стал пиковым годом еврейской эмиграции, когда были вынуждены уехать 80 тыс. Таким образом, к началу Второй мировой войны из Германии успела уехать половина всех находившихся в стране евреев. Большая часть из тех, кто остался по тем или иным причинам оказались обречены на гибель во время Холокоста.

Миграция евреев из Германии. Источник: Яндекс картинки
Миграция евреев из Германии. Источник: Яндекс картинки

Но каковы были причины всего этого ужаса? Конечно, первое , что справедливо приходит в голову, это антисемитские настроения, существовавшие в Европе на протяжении многих веков.

Например, евреи в средневековой Европе часто не имели права владеть землей и заниматься определенными профессиями из-за ограничений, наложенных христианскими правителями. В результате многие евреи стали заниматься денежным кредитованием и финансовой деятельностью, что вызвало экономическое недовольство нееврейского населения. Или во время пандемии "черной смерти" в XIV веке некоторые обвиняли евреев в распространении этой болезни. Это необоснованное обвинение привело к массовым преследованиям, резне и изгнаниям.

Но почему именно нацистский режим под руководством Адольфа Гитлера активнее всех пропагандировал такую зверскую политику?

Простого ответа тут не будет. С одной стороны, повлиял рост национализма в Германии в XIX веке. Он еще больше осложнил положение евреев. Ведь идея единой немецкой нации часто исключала еврейские общины, что способствовало формированию представления о евреях как о врагах, которым не место в воображаемом национальном сообществе.

Сыграла свою роль и расовая псевдонаука: В конце XIX - начале XX вв. расовая лженаука пропагандировала теории арийского превосходства и расовой чистоты. Поэтому евреи изображались как отдельная и неполноценная раса, что подпитывало веру в то, что они представляют угрозу для немецкого "расового сообщества".

Да и политическая нестабильность, возникшая после Первой мировой войны, создала благоприятные условия для развития радикальных идеологий. Экономические трудности и недовольство, вызванное Версальским договором, сделавшим немцев главным козлом отпущения, способствовали росту экстремистских группировок, в том числе нацистской партии, которая использовала антисемитские настроения в качестве своей платформы.

Эти многогранные факторы создали благодатную почву для укоренения и процветания антисемитизма в Германии. К моменту прихода к власти нацистского режима в 1933 году антисемитские настроения были глубоко укоренены в немецком обществе на протяжении многих веков.

Не забываем также про роль Геббельса и чисто экономические мотивы политики, о которых я говорил ранее.

"Хрустальная ночь" стала важным и переломным событием в преддверии Холокоста и поворотным пунктом в истории нацистской Германии. Эта жестокая и срежиссированная кампания насилия против евреев ознаменовала всю опасность антисемитской политики, которую, наверное, понимали только в СССР.

Общенациональный погром привел к массовому уничтожению принадлежащих евреям предприятий, синагог и имущества, что повлекло за собой значительные экономические потери. Кроме того, физический и психологический ущерб, нанесенный евреям, был неизмерим.

Последствия погромов. Источник: Яндекс картинки
Последствия погромов. Источник: Яндекс картинки

Хрустальная ночь также показала мировому сообществу истинную природу нацистского режима. Жестокие кадры разрушений и страданий, запятнавшие репутацию Германии, вызвали осуждение и возмущение в разных странах мира. Правительства зарубежных стран, в том числе США и Великобритании, выразили протест и недовольство действиями нацистского режима, пусть и не слишком стремились активно действовать.

В нацистском руководстве "Хрустальная ночь" вызвала внутренние разногласия и высветила конфликт между идеологическим рвением и прагматическими соображениями. Если одни представители нацистской элиты были обеспокоены дипломатическими и экономическими последствиями, то другие видели в этом возможность активизировать антисемитскую программу.

В конечном счете, "Хрустальная ночь" стала леденящим душу предвестником ужасов, которые развернутся во время Холокоста. Она ознаменовала собой явный переход от институциональной дискриминации к организованному насилию и предвосхитила систематическое уничтожение еврейского общества, которое произошло в последующие годы. Память и понимание событий "Хрустальной ночи" - это не только торжественное признание прошлого, но и напоминание о важности борьбы с предрассудками, нетерпимостью и ненавистью во всех их проявлениях.

Главные организаторы «Хрустальной ночи» из высшего нацистского руководства – Гитлер, Геббельс, Гиммлер и Гейдрих, по понятным причинам избежали судебного наказания. Геринг, как известно, был приговорён к смертной казни на Нюрнбергском процессе, но за внешнюю политику, а не внутреннюю, однако успел совершить самоубийство. Более мелкие региональные организаторы и местные исполнители в целом также избежали серьезного наказания. Их ещё могли взять в оборот суды по денацификации во второй половине 1940-х гг., но после создания Западной Германии политика денацификации была свернута (ведь теперь всех заботило начало Холодной войны), и бывшие нацисты, в том числе и погромщики, в интересах консолидации нового государства, были избавлены от уголовного преследования.

Сегодня в Германии события «Хрустальной ночи» изучают в школах, о них вспоминают и с трибун канцлеры ФРГ. А евреи могут спокойно жить в Германии, где города изобилуют израильскими скульпторами, художниками и музыкантами.