3,6K подписчиков

Пять парадоксов спектакля «Разговоры мужчин средних лет» от «Квартета И»

218 прочитали

Спектакль «Разговоры мужчин средних лет» - это театральный прообраз фильма «О чём говорят мужчины». А говорят они об изменах, искусстве, кризисе среднего возраста, коньяке, работе, деньгах. И, конечно, о женщинах. Мы с дочерью пришли в ДК Зуева – бессменное место обитания «Квартета И» в Москве – 8 марта. Я подарила себе на праздник четверых любимых мужчин, ну а она – пришла за компанию, доверяя моему вкусу)

На поклонах
На поклонах

Актеры в самом начале говорят: «Вот задаёмся мы на спектаклях вопросами, что автор хотел сказать, разбираемся в аллегориях. И вот что важно: сегодня здесь не будет никакой пьесы и вам ничего не нужно будет вычитывать между строк. Никаких символов и аллегорий. Вам не придётся думать, «что они хотели сказать». Что мы хотели сказать, то и сказали».

Я же отметила пять парадоксальных особенностей этого спектакля, о которых и расскажу (ну не о сюжете же говорить, его все в фильме видели, отличия незначительные).

1. Спектакль гомерически смешной!

Если фильм смотришь и улыбаешься, то на спектакле ты не смеёшься, а ржёшь до слёз! Даже не знаю, чем это объясняется. Те же актёры, тот же текст (про дефлопе же все знают, и чем крутон отличается от гренки – это всё ушло в народ). Те же интонации, те же шутки. Но в фильме ты просто усмехнулась и всё, а тут зал угорает, аплодирует и не устаёт это делать больше двух часов, что идет постановка. К слову, без антракта.

Атмосфееееерааааа…

2. Они не боятся ходить по краю

Монологи актёров несколько раз за спектакль прерываются видеозарисовками. Например, помните, в фильме Олег Меньшиков рассказывает, как было бы хорошо, если бы жизнь заканчивалась, как фильм?

Фильм, спектакль, всегда можно остановить в какой-то хороший момент. А жизнь? Вот бы был у неё всегда счастливый конец. Не умер! Потому что умер – это плохой конец. Ну вот, например, идёшь ты по набережной, прекрасный день, ты идёшь с прекрасной девушкой, вы целуетесь, и вдруг из-за горизонта начинают меееедленно подниматься титры. И ты говоришь: «Что, всё?! Фильм закончился? Подожди-подожди, а кто меня играл? Что, хорошо играл? Ну я надеюсь, вам всё понравилось?! Потому что закончилось всё замечательно». Вот бы так бы.

В спектакле этот монолог читает Михаил Полицеймако. С Меньшиковым, конечно, вообще не сравнить. Так вот, таких видеоремарок несколько. И первая из них – в исполнении сегодняшнего иноагента Андрея Макаревича. Он говорит о том, что в жизни не стало будущего. Оно, по его словам, стало настоящим - предсказуемым и понятным. Запись, правда, сделана много лет назад, когда он еще не наговорил всего, чего наговорил потом.

Мужчины говорят и о политике. Совсем мало и совсем аккуратно, но глаза не закрывают. Их шутки смешные, но очень деликатные. Это можно понять - фиг знаешь, кого и чем обидишь в наше время, когда свои чувства считают оскорбленными все и каждый, и непонятно, на что оскорбятся в следующий момент.

3. Они не боятся мата

Собственно, я тоже не боюсь, поэтому мне это было норм и смешно. Тех же, кто падает в обморок от слова «#опа» (я его запикала не потому что стесняюсь, а потому что Дзен увидит и ограничит статью, а у меня и так показы последнее время – обнять и плакать). Так вот, тех, кто падает в обморок от этого слова, ждут сюрпризы. Потому что ненормативная лексика есть.

Кстати, как порядочные люди, авторы первым делом перед спектаклем в титрах на экранах предупреждают, что в постановке будет использоваться мат. Так что тем, обморочным, можно встать и уйти сразу, если что. И если не жалко потраченных денег, конечно)

Мат у «Квартета И» совсем не тот, что, скажем, у Артемия Лебедева. Они на нём не разговаривают. Они – моё любимое – используют его как специю. То есть мало. Как соль – щепотку на кастрюлю. И от этого текст становится ярче, ёмче, образнее и роднее))

Кто первый в комментариях напишет "Из какова калхоза вылез афтар", того первым и заблокирую, мы, колхозники, как цари, - народ простой)

4. Они не просто актёры. Они – артисты!

И когда Леонид Барац сел за рояль и шикарнейшим образом исполнил танго из «Запах женщины», и когда Ростислав Хаит спел под гитару цоевскую «Звезду по имени Солнце», и когда Камиль Ларин невероятно смешно исполняет современный хореографический этюд (а мы сползаем с кресел в слезах и просто угораем), и когда все четверо они а капелла в идеальном многоголосии исполняют «Энди Уорхолл, чё ж ты вьёшься над моею головой» на мотив «чёрного ворона». Так вот во всех этих моментах они выступают как настоящие музыкальные таланты. Артисты! Учитывая, что и текст спектакля они написали сами, и на сцене они живые, настоящие и органичные – остаётся только восхищаться, наслаждаться и аплодировать.

5. Они не стареют

Да, они седеют, полнеют, лысеют… Но не стареют) На сцене два с лишним часа генерится энергия четырёх солнц. И вроде бы ничего такого не делают – разливают коньяк, раскладывают фрукты и закуску, выпивают, едят, убирают… Всё довольно просто. Но ты смотришь, и заряжаешься, и потом выходишь в ночную мартовскую Москву, и улыбаешься, и хочется обсуждать, повторять шутки, еще раз пересмеивать какие-то моменты.

И спектаклю уже много лет. Я не знаю, сколько, но прям много. Наверное, что-то в нём за это время шлифуется и подтачивается, но основа никуда не девается. Потому что говорят о вечном. О том, из чего состоит наша жизнь. Смешно, тонко, точно, по-доброму. И хоть я в заголовке и написала про парадоксы, но нет тут никаких парадоксов. Один сплошной талант. В смысле - четыре сплошь таланта)

Они смеются над собой

И да, они начинают со смеха над собой, продолжают это весь спектакль, и заканчивают тоже самоиронией. Скажем, в начале они рассуждают о том, что искусственный снег в спектакле – это роспись режиссера в собственном бессилии. «Поэтому он, не придумав ничего лучше, запускает этот искусственный снег, это эффектно, зритель ахает, что еще надо». А по окончании спектакля «Квартет И» выходит на поклон под искусственным снегом 😉

«Стесняюсь спросить, и почем же на них сейчас билеты?»

Этот вопрос задала моя приятельница, знатная театралка (мне до неё расти и расти). Я приобрела билеты на «Квартет И» по 5 тысяч рублей. Шестой ряд, сбоку. Видно, к слову, плоховато, поскольку в ДК Зуева зал построен при царе Горохе и с тех пор, похоже, не ремонтировался. Зал в лучших советских традициях - без подъема.

По центру в первых двух рядах видно было бы идеально, но и стоило бы 20 тысяч, моя приятельница знала, о чём спрашивала) Да, «Квартет И» - дорог. Но зал 8 марта был полон, раскупили всё – от первого ряда до последних рядов балкона. Что сделаешь, эти мужчины прекрасны)))

Несколько лет назад я уже была в ДК Зуева, тогда меня пригласили на спектакль «Квартета И» «В Бореньке чего-то нет» (Сааааш! «Вы помните? Вы всё, конечно, помните» 😉). Тогда мы сидели в центре, во втором, кажется, ряду и всё было как на ладони. Но и цена незабываемая – 10 тысяч. Для того времени - особенно. Я к чему. «Квартет И» - это всегда про дорого. Зато и беспроигрышно прекрасно!

________

Я в телеграм.