"Барби": совсем не то, что вы думали

Я вообще не собирался "Барби" (режиссёр Грета Гервиг) смотреть, но еще в прошлом году сестрёнка сказала - "Это совсем не то, что ты думаешь".

А я думал, что это - какой-нибудь очень сопливый ромком, ориентированный на подростков. Оказалось же - умный, ироничный и саркастичный фильм, причем, срежиссированный настолько хорошо, что ни разу не возникало мысли о том, чтобы что-то промотать.

Кадр из фильма "Барби" / Barbie (2023, США)
Кадр из фильма "Барби" / Barbie (2023, США)

Кратко сюжет фильма "Барби"

Есть такой город - Барбилэнд, он, конечно, сказочный, и он скрыт от реальных людей. Живут в нём, разумеется, Барби, а также Кены и прочие куклы (разумеется, все - от производителя Mettel).

И вот одна Барби (Марго Робби) вдруг становится нитакой - она внезапно задумывается о смерти, а дальше еще хуже - у неё появляется целлюлит, нога становится плоской, от ушибов на теле образуются ссадины и тому подобное.

То есть, она перестает быть идеальной куклой и превращается в подобие человека.

Кадр из фильма "Барби" / Barbie (2023, США)
Кадр из фильма "Барби" / Barbie (2023, США)

Самая умная в городке Барби ("неправильная") сообщает, что дело - в хозяйке куклы, что они потеряли связь. И что, если наша Барби хочет вернуть себя прежнюю, то ей придётся отправиться в мир людей, найти свою хозяйку и восстановить связь.

Барби и отправляется, а за ней увязывается её Кен (Райан Гослинг). Они исследуют мир людей, каждый понимает что-то своё, и это их понимание весьма меняет и их самих, и мир Барбилэнда.

О чем фильм "Барби"?

О взрослении, конечно.

И этим "Барби" здорово перекликается с "Бедными-несчастными" - только там про психопатов, а здесь - про людей, которым дали возможность не взрослеть.

Мы все видели таких людей, я бы сказал, что они - практически бич современного общества. А потому, конечно, "Барби" актуальнее и гораздо интереснее "Бедных-несчастных".

В некоторых рецензиях я встречал недоумение от утрированности матриархата Барбилэнда и патриархата, введённого Кеном после посещения человеческого мира. Например, так:

Фильм, насколько я понимаю, снимался для девочек, отсюда и зацикленность на женских проблемах. Этим возможно все и объясняется, но о какой борьбе со стереотипами и стандартами тогда может идти речь? Если весь фильм это большой стереотип.

Неа! Нет зацикленности на женских проблемах, как и зацикленности на мужских, а есть очень чёткий посыл о том, что ЛЮБОЕ общество, выстроенное инфантилами, будет дурацким.

Барби (Марго Робби) и Кен (Райан Гослинг) - впервые в Мире людей. Кадр из фильма "Барби" / Barbie (2023, США)
Барби (Марго Робби) и Кен (Райан Гослинг) - впервые в Мире людей. Кадр из фильма "Барби" / Barbie (2023, США)

Вот смотрите.

Исходно Кены в Барбилэнде - никто. У них, в отличие от Барби, нет ни профессий, ни занятий, ни жилищ, ни даже собственных личностей. Они вроде вечных щенков, живущих во дворе: дали им миску с едой, погладили, поиграли - они и рады.

Но ведь и Барби, хотя формально имеют профессии, точно такие же щеночки - их профессии понарошку, а реально они только и делают, что наряжаются и веселятся.

Когда Кен, вернувшись из мира людей, устраивает патриархат, Барби легко (и не рефлексируя) превращаются в прислугу Кенов, угождают им и сдувают пылинки. Казалось бы - почему? Ну, если они исходно всё решали и были главными, то с чего вдруг такая мгновенная деградация?

Да с того, что это не деградация, а просто другая игра. Прежняя немного наскучила, теперь можно поиграть в то, что Кены главнее. Откуда взяться рефлексии, когда игра?

И только та Барби, которая побывала в человеческом мире, и которая перешла в подростковый возраст (а теперь стоит на пороге настоящего взросления), видит, что этот новый мир ужасен. Осознавая, что и прежний был неправильным.

Ну да, она пока еще не знает, что надо делать, чтоб все "дети", всё-таки, взрослели, но её это рано знать - сначала самой надо пройти путь сепарации /в данном случае - от "хозяйки куклы"/ и самой принять решение о дальнейшей своей жизни.

А дальше - либо помочь подругам/друзьям, либо оставить их в покое, дав возможность "дозреть" до взрослости.

Единственный "пострадавший" тут - Кен, у него нет выбора, его сепарация будет насильственной и болезненной. Но, как минимум, он уже понял, что недостаточно быть мужчиной (или женщиной) для того, чтобы тебя уважали и с тобой считались. Надо каким-от образом "отращивать" личность.

И, пожалуй, это самая лучшая мысль из тех, что провозглашены в фильме. Да-да, не надо делиться (в социальном смысле) на мужчин и женщин, не надо принимать стереотипы, не надо никакой "борьбы за равноправие" - просто потому, что права должны появляться вместе с обязанностями. Кто справляется с ними, кто может брать на себя ответственность - то и молодец; а М он или Ж - дело десятое.

А еще это посыл к родителям, которые взращивают инфантильных дитачек: ведь рано или поздно эти дитачки превратятся в дворовых щенков, готовых на всё ради миски похлебки. Потому, что сами эту похлёбку добыть не в силах...

Райан Гослинг не сразу принял предложение сниматься. Но вскоре он увидел во дворе Кена, брошенного дочерью среди мусора. Актёр сфотографировал увиденное и отправил фото Грете Гервиг, одновременно дав согласие на съемки.
Райан Гослинг не сразу принял предложение сниматься. Но вскоре он увидел во дворе Кена, брошенного дочерью среди мусора. Актёр сфотографировал увиденное и отправил фото Грете Гервиг, одновременно дав согласие на съемки.

Номинации на Оскар

  • Лучший фильм
  • Лучшая мужская роль второго плана (Райан Гослинг)
  • Лучшая женская роль второго плана (Америка Феррера)
  • Лучший адаптированный сценарий
  • Лучшая работа художника-постановщика
  • Лучшие костюмы
  • Лучшая песня — «What Was I Made For?»
  • Лучшая песня — «I'm Just Ken»

Пожалуй, есть шансы по номинациям Лучшая мужская роль второго плана (Райан Гослинг) и Лучшие костюмы.

Не понял номинации "адаптированный сценарий", так как сценарий оригинальный... вроде бы...

Рейтинг КиноПоиска 6.6, IMDb: 6.9, моя оценка 7

Все претенденты на Оскар-2024

Советское Кино и не толькоПутеводитель по советскому кино. Иногда пишем о хороших постсоветских отечественных фильмах, вспоминаем дореволюционное кино, а также изредка не отказываем себе в радости поделиться информацией о достойном зарубежном кино - как старом, так и новом.
24,7K подписчиков