"Пока бьют часы": плохой фильм с прекрасными находками

Советское кино подарило нам множество потрясающих сказок - не только интересных, но и настолько многослойных, что их с удовольствием можно пересматривать в любом возрасте, улавливая все новые смыслы.

Однако везде есть творческие неудачи. Даже в советских киносказках (люди с синдромом утёнка, можете хвататься за голову и негодовать))))

Такой неудачей я считаю "Пока бьют часы".

Начнем с того, что это вольная экранизация по мотивам одноименной сказки Софьи Прокофьевой. Вернее, оригинальное произведение сначала носило название "Сказка о ветре в безветренный день", а потом было переименовано в "Пока бьют часы".

Так вот, сказка была оригинальной, несмотря на явную отсылку к Андерсену. В ней невидимая аристократия вконец достала простой народ мучениями и дикими планами. Главной героиней была находчивая девочка Татти. По ходу сюжета она разочаровывалась в близких людях, в борьбе, впадала в депрессию и прекращала сопротивляться злу. И только в финале к ней возвращалась вера в человечество. Героиня была очень живой и вызывала сопереживание.

Но "ПБЧ" зацепила меня еще кое-чем. В сказке рассматривалась проблема оголтелого лукизма, очень популярная нынче. Невидимки провозгласили себя самыми красивыми людьми в мире, а соответственно, полагали своим священным правом моральные и физические издевательства над всеми, кто не дотягивал до идеала. Спойлер: на самом деле оказалось, что невидимки, мягко говоря, не блещут красой, поскольку их мерзкий характер красноречиво отражался на лицах. Очень напоминает сегодняшнее сетевое пространство, где определенная категория людей считает возможным грязно оскорблять других (преимущественно женщин) за малейшее несоответствие выдуманным стандартом. И выдвигать в качестве ультимативного аргумента в любой дискуссии на любую тему "ТЫСТРАШНАЯ". Сами часто не являясь идеалами.

Что же фильм?

От сказки-первоисточника в нем остались только имена и идея невидимости. Но это не страшно, вполне можно было сделать самостоятельное произведение, не менее интересное, чем творение Софьи Прокофьевой.

Но увы, фильм абсолютно вторичен. "Пока бьют часы" сюжетно и визуально выглядит наспех слепленным миксом из "Города мастеров" и "Королевства кривых зеркал". Добрые ремесленники - есть. Заботливая тетушка - в наличии. Злой аристократ в черном, с плохим цветом лица и с карешечкой - на месте. Очень красивый, тонкий-звонкий герой - присутствует. Нежная блондинка с глубокими очами - обязательно. Мрачный замок по контрасту с веселым городом - тут. Звероподобные злыдни, которые превратятся, внезапно, в зверей - конечно же. Даже "попаданка" Маша похожа на Олю и Яло, как потерянная старшая сестра.

К слову о Маше. Она тут - абсолютно ненужный персонаж. Это парадоксально, потому что именно ей выпадает множество сюжетообразующих похождений. Но там сильнее странность. Героиня выглядит ужасающе чужеродным элементом. И дело не в том, что на ней галстук и фартук. Просто героиня лишает сказку конфликта и напряжения. Это такая Мэри Сью, которая, конечно же, в любой ситуации знает, как действовать, всегда придумает выход и всех спасет, сама подвергаясь исключительно бутафорской опасности. Напоминаю, что в сказке героиню похищали, преследовали и чуть не казнили по-настоящему. И что она проживала настоящий катарсис. Но зачем это все бравой пионерке? Под нее буквально подстраивается окружающий мир, да так, чтобы она всегда побеждала.

Что же я считаю обозначенными в названии "находками" если так разругала фильм?

Во-первых, злобного скрипача в исполнении артиста балета Махмуда Эсамбаева. Он демонстрирует невероятную летящую пластику движений и инфернальность интонаций. Чувствуя, что перед ними явно главная звезда фильма, создатели подчеркнули его особенности запоминающимся гримом и костюмом. В итоге получился очень яркий образ. Я вспомнила, что этот артист играл и в другом плохом детском фильме - "Честное волшебное" (тут можете опять ругаться), и там его злой Огонь также был великолепен, фильм стоило смотреть, в основном, ради него.

Во-вторых, момент, когда Миэль (главная романтическая героиня), испугавшись за жизнь возлюбленного, вскакивает с инвалидного кресла, бежит к нему и падает в пыль. Этот момент врезался в память с детства, и сейчас, когда его пересматривала, на глазах снова были слезы. Очень красиво и пронзительно сняли.

Советское кино подарило нам множество потрясающих сказок - не только интересных, но и настолько многослойных, что их с удовольствием можно пересматривать в любом возрасте, улавливая все новые смыслы.-3

В-третьих, музыка. В фильме целых два скрипача - добрый и злой - так что прекрасных мелодий хватает.

Ну и, конечно, игра мастеров старой школы, которые просто не умеют халтурить и хороши даже в откровенно плохих фильмах.

В целом же фильм вторичный, устаревший и неинтересный. Зачем порезали хорошую сказку, если из ее обрезков создали этот гибрид- непонятно.

Но романтические герои правда очень красивые. Я подумала, что девушка могла бы сыграть леди Ровену. Правда, мальчик больше тянет на Тиля Уленшпигеля, чем на Айвенго.

P.S. Люди, для которых ВСЕ советское кино по умолчанию лишено недостатков, просто примите тот факт, что кому-то что-то может не нравиться.