Кристофер Нолан более всего известен серией про супергероев ("Интерстеллар" сюда же, конечно), ну а теперь он взялся за реального супермена - Роберта Оппенгеймера, "отца ядерной бомбы".
Если честно, то я не вполне понимаю этой дурацкой тенденции: серьезный фильм должен быть скучным... Трёхчасовая тягомотина, насыщенная "оригинальными" режиссёрскими находками, угу.
К коим относятся, разумеется, совсем не оригинальные стилистические приёмы - чередование цветных и чёрно-белых эпизодов, запутанная хронология, смена "повествователя" (то герой сам о себе, то близкие о герое, то "взгляд со стороны").
Огромное количество персонажей (большинство из которых, конечно же, совсем не раскрыты) добавляет скуки - в какой-то момент просто перестаешь даже пытаться разобраться "ху из ху". Ну а для оживляжа - адюльтер и всё такое.
Роберт Оппенгеймер (Киллиан Мёрфи) представлен этаким эталонным гением не от мира сего, который не ведает, что творит. Потом-потом он "прозреет" и ужаснётся, за что его, конечно же, обвинят в симпатии к коммунистам и подвергнут обструкции.
Плохой дядька, который якобы начал травить гения, тоже имеется (но, разумеется, смешно возлагать обвинения на конкретного человека в эпоху "охоты на ведьм").
Фильм снят по книге "Триумф и трагедия Американского Прометея" Мартина Шервина и Кая Бёрда; в книге 800 страниц, и когда это знаешь, то понимаешь, что Нолан пытался в хронометраж фильма "впихнуть невпихуемое" и попросту потерялся в исходном материале.
Да, верю, что Нолану было очень трудно выбрать из книги те эпизоды, без которых нельзя обойтись. Верю, что ему всё ощущалось важным, что резать собственное детище - невыносимо.
Но здесь совершенно тот случай, когда "ножницы" пошли бы на пользу, прибавив динамики и оставив только то, что реально нужно для погружения в тему.
Вторая моя претензия - к созданному образу Оппенгеймера.
Нет, разумеется, я понятия не имею - каким он был в реальности. Но поверить в наивного дяденьку я не могу, хоть убейте. Если юный паренек подсовывает отравленное яблоко профессору, отношения с которым не задались, то, простите, нет в этом пареньке никакого гуманизма даже где-то в глубине души.
Это не наивный мальчик, это человек, осознающий себя вершителем судеб, который твердо знает - чего хочет добиться. И добивается.
А потому все сопли, которые Оппи говорит потом-потом (в реальности тоже говорил) выглядят полнейшим лицемерием. Вот отрывок из книги Шервина и Бёрда:
"Вскоре Оппенгеймер начал публично выражать свои тайные сомнения. «Мы создали эту штуку — самое ужасное оружие, — сказал он, выступая перед Американским философским обществом, — и она резко, глубоко изменила природу мира... сообразно всем нормам того мира, в котором мы выросли, эта штука есть зло. Совершив этот поступок, мы вновь подняли вопрос: является ли наука для человека добром..?»
«Отец ядерной бомбы» давал понять, что атомная бомба по определению — это оружие террора и агрессии. Причем недорогое. Сочетание этих качеств способно однажды привести к гибели всей цивилизации. «Атомное оружие даже по меркам нашего сегодняшнего знания, — говорил он, — можно изготовить недорого... ядерные вооружения не сломают экономический хребет нации, пожелавшей обзавестись им. Характер использования атомного оружия задала Хиросима»".
Так вот, ни разу я не верю в то, что Оппенгеймер ничего не понимал и считал, что делает агрегат для полива цветочков в пустыне, который внезапно оказался ядрён батоном.
И лично мне хотелось бы, пожалуй, увидеть фильм про настоящего Оппи - умного, хитрого, очень амбициозного и абсолютно беспринципного гения.
Который отлично знал, что идея носится в воздухе, что всё сделают и без него, но был уверен, что сможет первым. И очень хотел быть первым...
Номинации на Оскар
- Лучший фильм
- Лучшая мужская роль (Киллиан Мерфи)
- Лучшая мужская роль второго плана (Роберт Дауни мл.)
- Лучшая женская роль второго плана (Эмили Блант)
- Лучший режиссер (Кристофер Нолан)
- Лучший адаптированный сценарий
- Лучшая работа оператора
- Лучшая работа художника-постановщика
- Лучшие костюмы
- Лучший монтаж
- Лучший саундтрек
Я бы не дал ничего, но подозреваю, что, как минимум, не обойдут Роберта Дауни-младшего (Льюис Штраусс)
Рейтинг КиноПоиска 8.2, IMDb: 8.4, моя оценка 6
Понимаю, что шестёрка выглядит немного странно на фоне разгромного мнения выше, но я надбавил за весьма неплохую работу оператора и не самые плохие эпизоды слушаний (во второй половине фильма).
Конечно, до накала "Рафферти" они не дотягивают, но, как это ни странно, малодинамичные по сути сцены сделаны намного лучше всей первой половины.