Найти тему
Душа России

КРИЗИС КУЛЬТУРЫ – О «КРАСНЫХ ЛИНИЯХ» В ИСКУССТВЕ



...Тут у нас тоже, увы, сплошная «метель»… Ну а где метель – там и бесы, как водится. Был такой в Германии писатель – Вольфганг Борхерт, не принявший нацистской идеологии. В июне 1941-го его отправляют на восточный фронт, в Россию. А дальше всё время войны он проводит между этим фронтом и тюрьмой в Германии: за самострел, за разложение солдат в армии антифашистскими стихами и т.д. – арестовывают, судят, а потом отправляют опять в пекло восточного фронта, и так – по кругу. Умер в 1947 году 26-ти лет от роду: здоровье было подорвано этой борьбой одиночки с целой системой коричневой чумы. Но по окончании войны он успел написать замечательную пьесу «Там, за дверью», главным героем которой является солдат побеждённого вермахта, который не может найти себе места в жизни в разрушенной Германии, не может найти никакой духовной мотивации, чтобы продолжать жить. И вот в сцене, где он приходит к директору театра в надежде получить там какую-то работу, сытый и уже хорошо устроившийся в поменявшемся пространстве директор отказывает герою, потому что его не устраивает болезненный, с печатью внутренних страданий
вид посетителя:

- Да у зрителей смех в горле застрянет, лапушка. У них волосы дыбом встанут от Вашего вида. Волосы дыбом от такого явления с того света. А публика, в конце концов, хочет искусства, хочет воспарить и наслаждаться и не желает видеть никаких окоченелых призраков. Нет, в таком виде Вас нельзя выпускать. Нечто гениальное, блистательное и радостное - вот что мы должны дать людям. Позитивное, позитивное, друг мой Вспомните Гете! Вспомните Моцарта! Орлеанская дева. Рихард Вагнер. Шмелинг. Ширли Тампль!

Здесь автором интересно выстроена историческая траектория, можно сказать, как немецкого, так и в целом западного искусства:
Гёте, Моцарт, Фр. Шиллер («Орлеанская дева»)… Рихард Вагнер…
и….
Шмелинг (Макс – немецкий боксёр), Ширли Тампль (американская актриса, прославившаяся детскими кукольными ролями).
Автор пьесы очень наглядно выстроил траекторию изменения
запросов публики и обозначил момент, когда совершился этот поворот от глубокого, вершинного искусства – к тому, что мы сейчас называем просто попсой.

В современном мире уже давно принято считать, что каждый может назвать себя художником и заявить, что он имеет
право на самовыражение. Помните скандальную историю с «произведением», выставленным в Третьяковке, – с обыкновенной веточкой, прикреплённой к фанере скотчем? За что «художнику» Андрею Монастырскому отвалили несколько миллионов рублей из фонда олигарха Потанина.

Что было хуже всего – «полотно» с веточкой намеренно (не сомневаюсь!) разместили так, чтобы оно загораживало истинный шедевр – картину А. Иванова «Явление Христа народу»:

-2

Вот так всё просто: сходил в лес, нашёл ветку «изячной» формы, присобачил её к фанере – и несколько миллионов в кармане! – Пардон за бедность речи, но… каков прецедент – таков и стиль. Иного сие «творение» не заслуживает.

Или вот не далее, как год назад, прогуливаюсь я между занятиями в знаменитом Regent’s Park, что неподалёку от моей работы в Лондоне, а там – нечто, называемое
модным словом «инсталляции»:

-3

То, что слева на переднем плане, понятное дело, косячит под С. Дали, как минимум (догадались уже, наверное). Ну а что там дальше – понимайте как хотите… Думаю, что и сами «авторы» вряд ли хорошо себе представляли, что изображали…

Или вот эта «прелесть», например:

-4

И это в одном их самых красивых парков Лондона!.. Стоят эти раскоряки как насмешка над природой. Так и вспоминаются знаменитые есенинские строки: «И клёны морщатся ушами длинных веток…»

И вот смотрю я на всё на это и думаю: «Господи, как же трудно я живу! Встаю в 4.20 утра, когда мне к первой паре. Читаю всю жизнь книги тоннами, не имею свободных вечеров и выходных – готовлюсь к занятиям, проверяю работы… А тут – взял проволочку, покрасил в красный цвет, изогнул, приделал курьи лапки, растопил полиэтиленовые пакетики – вылил из них шарики-пузырики – и вот ты уже и миллионер!..» Не сменить ли, в самом деле, профессию?!.
...Но тут внутренний голос хихикнул: «Да кто ж тебя, явление позапрошлого века, в этот модерновый гламурятник запустит?.. Не-е-ет! Вход туда только по специальным пропускам – гранты олигархов пилить позволено только «своим»!» Причём, не важно, что эти «свои» делают: миллионы спишут под что угодно. И отчитаются о сотворении, так сказать, невиданного в веках шедевра – красной проволоки на курьих ножках! Хотя нет – почему невиданное?.. Эти ножки ведь уже были! Были в русском фольклоре!

-5

Да, с «изячеством», трудолюбием, воображением и, главное, с совестью – у наших далёких предков было всё в порядке! И совершенно ведь бесплатно такое вот чудо-то было изобретено! Никто ведь и копеечки не заплатил первому сочинителю этого образа. Не запатентовали! – И потомки автора процент от образа не зарабатывают – вот ведь несправедливость-то какая!..

Ну, не в чудесную ли мы эпоху живём, друзья, право слово! И
название у этой эпохи – пост-постмодерн. Звучит навороченно, но солидно! Я не иронизирую тут: в английских источниках это официальный термин – post-postmodernizm. Кто его изобрёл? Думается мне, что сами «художники» эпохи попсового тоталитаризма в искусстве его и изобрели. Чтоб солиднее звучать! Но заковыка тут вот какая: художники понимают этот термин как «свобода без границ». Только вот умные критики (есть ведь ещё же и такие!) с ними совсем не согласны, и вот ведь злыдни – прямо так вот и пишут про это красивое слово:

«В своей работе 2006 года "Смерть постмодернизма и не только" британский ученый Алан Кирби
сформулировал социокультурную оценку пост-постмодернизма, который он называет "псевдомодернизмом". (фикцией, то есть). Кирби ассоциирует псевдомодернизм с банальностью и поверхностностью, возникающими в результате мгновенного, прямого и поверхностного участия в культуре, которое стало возможным благодаря Интернету, мобильным телефонам, интерактивному телевидению и подобным средствам: "В псевдомодернизме человек звонит, кликает, нажимает, серфит, выбирает, двигается, скачивает". (Какой чудесный глагольный ряд! – дёргания сумасшедшего напоминает..).

Кроме того,
"типичные интеллектуальные состояния" псевдомодернизма описываются как "невежество, фанатизм и беспокойство", и, как утверждается, он вызывает у тех, кто в нем участвует, "состояние, подобное трансу".
..................................................
Ну а в каком ещё состоянии такие опусы и можно представлять шедеврами! Это мы их воспринимаем как ветки со скотчем да проволоку на лапках, а художники-то – они ого-го! В их-то воображении это фигуры Эдема – не меньше! Чего только не привидится, наверное, в обкуренном состоянии…
.................................................
Чистым результатом этой медийной поверхностности и мгновенного участия в тривиальных событиях является "тихий аутизм", вытесняющий "невроз модернизма и нарциссизм постмодернизма". Кирби не видит эстетически ценных произведений, созданных "псевдомодернизмом". В качестве примеров банальности он приводит реалити-шоу, интерактивные новостные программы и прочий "бред…». Короче, смотри выше «инсталляции» :)))

Ну а то, что нам недавно представил гламурятник на вечеринке некой Ивлеевой (впервые многие тогда её фамилию услышали), этот голый шабаш, которому только один заголовок напрашивается – «Содом и Гоморра» - вот это всё, видимо, уже можно и
новым термином обозначить: пост-пост-постмодернизм. Ибо здесь уже не одним только «аутизмом» попахивает, но и необратимой шизофренией. И что с них в таком разе возьмёшь, с ущербненьких? Которые уж так-то извинялись, так-то слёзы лили после привлечения к уголовной ответственности, и даже, наконец, про милосердный русский народ (над культурой которого они с таким вызовом поглумились) Ивлеева вспомнила: мол, у нас принято прощать проступки, русский народ добрый…
Так и хотелось сказать: «Ты, душа пропащая, какой-никакой полезной деятельностью займись в соответствии с квалификацией мозгов: пол там где в полезном учреждении помой и подмети. Зарабатывай на жизнь трудом, а не из казны бюджетной, на которую русский народ пашет. Вливайся в ряды тружеников! А там, глядишь, и простят… Если, конечно, вспомнят, как тебя зовут…»

А уж Филя-то каким себя патриотом выставил! Хитрее Пугалкиных оказался: и гражданство-то у него одно, и Россию-то он любит… Так и хочется, как Станиславский, воскликнуть: «Не верю!» - Сядь на зарплату работника сибирской филармонии, распродай всё имущество и раздай нуждающимся, снимай жильё, как многие честные труженики, езжай с концертами на фронт с патриотическим репертуаром – вот тогда, возможно, поверим. Легко «любить» Родину, когда тебе позволяют её доить, не напрягаясь, и купаться в удовольствиях за её счёт. Попробуй полюбить её нищим – вот тогда в твоей любви никто не усомнится.

Но… вот и трёх дней не прошло с того события, как в новостях нам радостно доложили, что
Минкульт не будет лишать звания «народного» Филиппа К.!... Минкульт-то на то и занимается «культурой и искусством», чтобы быстрее правоохранительных органов соображать: тут же новое направление в искусстве наметилось – пост-пост-постмодернизм!.. Для ущербненьких и умом тронувшихся меньшинств от искусства – у них ведь тоже «есть права!», как это стало модным говорить на каждом шагу ныне.

«Ничего, что народ тошнит от такого «искусства», а звание «народного» мы всё равно оставим! Всё равно будете потреблять из всех утюгов, что
нам нравится! И под наши вкусы будешь подстраиваться, Страна! Никуда не денешься!» - только так эту новость от Минкульта и можно растолковать.
Ну и ещё одна деталь была: показали, как Филя уже на другой день выловил где-то аж самого секретаря президентского и жалился ему так слезливо, что вот, мол, а меня за шо? Только, мол, мимо полуголым по морозу пробегал, забежал на огонёк погреться на 5 минут… И всё - выплакал-таки! – Звание «народного» в кармане невредимо! А это, сами понимаете, и зарплату из того же бюджета обеспечивает, и, главное, к пенсии прибавку ого-го! А то так по морозу-то голым скакать, так и голос к пенсии пропадёт – кто ж тогда миллион на лапу кинет за выступление на очередной какой мажорной свадьбе? Видите, как всё у них просто? И это во время таких для страны испытаний…
--------------------------------------------------

Да, коварное оно, это слово «искусство». Исторический в нём корень -
-кус-, и отсылает нас он к ветхозаветному сюжету о грехопадении, к Адаму и Еве, вкусивших запретный плод. Добавили к слову приставку ис- - получили другое, само за себя говорящее слово – «искус», с ударением на первом слоге. Да, искусство связано с искушениями. Оно таит в себе этот смысл и эту опасность. Вступая в мир искусства, человек становится творцом… Или со-творцом Творца. Выбор за человеком, каким путём идти – за Малевичем или за Александром Ивановым:

-6
-7

Кстати, Малевич на выставке 1915 года разместил его «Чёрный квадрат» где?.. – Правильно – в красном углу, там, где всегда в домах висели иконы… Неслучайность этого его решения подтверждается его собственным признанием о смысле его творения: «В черном пространстве я видел — то, что когда-то видели люди в лице Бога".

Модернизм, переворот в живописи принято обозначать именно этой эпатажной и греховной выходкой художника.
Нам предложили чёрную зияющую пустоту вместо Лика Божьего. Такое искусство в России начала ХХ века работало на русскую катастрофу 1917-го, шло рука об руку с вождями этого переворота русской культуры. И не случайно вовсе, что на Западе до сих пор Малевич, Кандинский, Шагал наиболее часто упоминаемые художники (наряду с Эйзенштейном в кино и его «Броненосцем Потёмкиным»)… Лидерам их ведущих пропагандистских «утюгов» выгодно выдавать это за ценность в русском искусстве – неясное, абстрактное, где каждый может нафантазировать всё что угодно, рассматривая картины супрематистов и абстракционистов – эту «музыку» геометрии… И всё это для того, чтобы скрыть от глаз их наций настоящего русского Бога, светом которого было пронизано некогда всё необъятное пространство Руси:

Художник Жданов В.Ю.
Художник Жданов В.Ю.

О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку… -

В этих строчках Есенина – образ соединения, встречи, взаимопроникновения земли и Неба. Образ земного, беспрерывно тянущегося к небесному…

И вот
такая Русь не только малоизвестна рядовым западным христианам, но и у нас-то какой процент это вот так понимает и чувствует? Вот этот наш гламурятник ведь с детства приучили «ценить» бессодержательный эпатаж, глумление над СМЫСЛОМ, над истинным, превращать всё медийное пространство в одну сплошную пошлую попсу – и, пожалуйста, все им площадки КЕМ-ТО же на самом верху предоставлены были!.. Зачем? – Чтобы поить этим суррогатным пойлом нацию – каждый день, каждый час, каждую минуту – пока не захрюкают массово…
Этот
гламурятник не сам по себе образовался. Были люди во власти, которые их создали, продвигали и поощряли пошлость и распущенность в их так называемых представлениях! Поэтому в первую голову за то, что случилось на той мерзкой вечеринке, должны были бы ответить как раз СПОНСОРЫ гламурятника – за подлог, за подмену искусства развращающей души ПУСТОТОЙ.


И в завершение хочется привести неожиданное признание одного из самых знаменитых представителей -измов в живописи –
Пабло Пикассо. Признание, которое он сделал на своём последнем юбилее – прощальная речь, так сказать:

«
"Многие из нас становятся художниками по причинам, имеющим мало общего с искусством. Люди уже не ищут в искусстве утешения и чего-то высокого. Самая утончённая, состоятельная часть, дистилляторы квинтэссенции требуют нового, оригинального, экстравагантного и скандального. И я, начиная от кубизма и далее, доставлял удовольствие этим господам и критикам всевозможными экстравагантностями, которые мне приходили в голову, и, чем меньше их понимали, тем больше мною поражались, и, чем больше я забавлялся этими играми, всеми этими загадками, ребусами и арабесками, тем больше приходила ко мне слава. А слава для художника - значит распродажа, прибыли, богатство... Я - всего лишь развлекатель публики, который понял свое время».

… Гримаса публике, презревшей Божественную природу Творчества и первого Творца всего сущего и красоты самой Земли …
……………………………………………………………………………….

В качестве постскриптума. Художник Жданов, картина которого проиллюстрирована выше, - сибиряк. Родился и долгое время жил в Сибири, работал (писал картины) в таёжном селе – в «заточении», можно сказать, - как советовал всем настоящим художникам в широком смысле этого слова Н.В. Гоголь. Рисуя пейзажи с натуры, разработал технологии письма маслом и акварелью при низких температурах - до -40 градусов по Цельсию. В настоящее время живёт в Санкт-Петербурге.
Некоторые
картины его, как сообщается на сайте о его твочестве, находятся во многих частных коллекциях в России и за рубежом, в частности: у министра иностранных дел Германии, у мэра Нью-Йорка, у консула США в С.-Петербурге, в американском посольстве в Москве….

Интересненько, не правда ли?.. Себе политическая элита (и там, и здесь – повсюду) выбирает лучшее в искусстве, а массы кормит… сами поняли чем…

…. Но – «Свет во тьме светит»… - и доходит до того, кто в нём нуждается.

-9
-10
-11
-12

Теперь она, как в дымке, островками
Глядит на нас, покорная судьбе, —
Мелькнет порой лугами, ветряками —
И вновь закрыта дымными веками…
Но тем сильней влечет она к себе!

Мелькнет покоя сельского страница,
И вместе с чувством древности земли
Такая радость на душе струится,
Как будто вновь поет на поле жница,
И дни рекой зеркальной потекли…

Снега, снега… За линией железной
Укромный, чистый вижу уголок.
Пусть век простит мне ропот бесполезный,
Но я молю, чтоб этот вид безвестный
Хотя б вокзальный дым не заволок!

Пусть шепчет бор, серебряно-янтарный,
Что это здесь при звоне бубенцов
Расцвел душою Пушкин легендарный,
И снова мир дивился благодарный:
Пришел отсюда сказочный Кольцов!

Железный путь зовет меня гудками,
И я бегу… Но мне не по себе,
Когда она за дымными веками
Избой в снегах, лугами, ветряками
Мелькнет порой, покорная судьбе…

Н. Рубцов 1969 г.