Согласно пункта 1.3. Правил дорожного движения Российской Федерации (утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) ,
участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Правила дорожного движения описывают какие бывают сигналы светофоров и что они означают.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2019 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков,
разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, в пункте 7.5.1 устанавливает, что
все светофоры, установленные на одном светофорном объекте (кроме светофоров Т.4 любых исполнений), должны работать во взаимосогласованных режимах.
(светофоры Т.4 - реверсивные)
И вот ситуация для примера: на перекрестке установлено 2 светофора, регулирующих одно направление, один из которых основной (по правой стороне в начале перекрестка), второй - дублирующий (за перекрестком по левой стороне).
Дублирующий светофор не имеет дополнительной секции как на основном, а, к тому же, на основном светофоре неисправны/неразличимы некоторые его сигналы. В правилах дорожного движения:
- отсутствуют понятия основного и дублирующего светофора;
- не определен порядок действий водителя при противоречии сигналов светофоров, регулирующих одно направление и являющиеся основным и дублирующим друг к другу.
Если принимать во внимание абзац 2 пункта 13.3. правил дорожного движения, то в таком случае водители должны руководствоваться знаками приоритета, так как выходит, что взаимосогласованного режима работы светофоров нет, соответственно, светофорный объект не исправен. Однако такой перекресток становится очень опасным, а организация дорожного движения не соответствует требованиям безопасности, ГОСТ Р 52289-2019 не соблюдается.
В целях обеспечения безопасности водители не имеют право игнорировать запрещающий сигнал светофора, даже если нет конкретики в правилах дорожного движения в отношении описанной ситуации. Но должен ли водитель нести ответственность перед государством за проезд на запрещающий сигнал светофора где отсутствует исполнение первичных обязательств со стороны организаторов дорожного движения!? Можно ли применить в данном случае один из принципов обеспечения безопасности дорожного движения:
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении (статья 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
?