Alex Ga

Поездка в Финляндию, которая больше никогда не повторится

Память верно хранит ценные воспоминания прошлого, оберегая их от забвения и затирания недавними эмоциональными переживаниями. Одно из таких воспоминаний - это поездка с друзьями и любимой женой в зимнюю Финляндию. Было это довольно давно, но, побывав в Финляндии три раза, могу смело утверждать, что кроме цен там ничего не меняется.

А музей муми-троллей сейчас закрыт, если верить Википедии.

Сборы и выезд

Хотел было написать, как легко и непринуждённо по молодости мог сорваться в любое авантюрное путешествие. Затем вспомнил перегон авто из Владивостока в Москву и осёкся. На тот момент в моём распоряжении был новенький Пежо, только что купленный в салоне.

Новенький, но уже грязненький.

Пора, когда мы с друзьями набивались по пять человек в старенькие Жигули и ехали на Юга, закончилась. Теперь каждый мог позволить себе передвигаться с комфортом, не более 3х человек в машине. Я с супругой и подругой в своём авто и ещё две машины друзей с похожей укомплектацией человеками. Из дома выехали ранним утром, в планах было добраться до мотеля на границе перед пропускным пунктом и заночевать. А по утру занять очередь перед КПП Торфяновка.

За 1км до границы с Финляндией.

Всё прошло по плану, заселение в мотель "Медведь" состоялось почти в запланированное время. Поздним вечером нам совершенно случайно подфартило со свободным номером люкс. От любых других номеров этот отличался повышенной комфортабельностью и наличию джакузи (нерабочего). Атмосфера здесь царила божественная! Как в том фильме: либо свет не включайте, либо окна не открывайте. Из крана тоненькой струйкой текла еле тёплая вода рыжего цвета, но мы люди не голубых кровей и видели ещё не такое. Заночевали под капли воды из неперекрывающегося крана и рванули в очередь перед КПП. Мороз тогда был под -30, что для жителей центрального региона РФ сродни лютому холоду.

Мчим тремя машинами по снежной Финляндии в сторону местечка Карьялохья.

Теплолюбивая столичная молодёжь не рискнула покорить Лапландию. Нам хватает своих оленей, да и дед Мороз имеется. Поэтому местом дислокации на 10 дней отдыха выбрали деревушку между Хельсинки и Турку.

По факту, вполне себе полноценный городок.

После относительно быстрого прохода границы выехали на просторное четырёхполосное шоссе где на круизе долетели до места назначения. Сразу отмечу шикарные дороги, по которым каджые несколько часов проезжает снегоуборочная техника с огромными отвалами. В населённых пунктах дороги посыпают мелкой гранитной крошкой, никаких реагентов здесь не используют. Ям я не встречал от слова совсем, даже на Богом забытых дорогах к отдалённым мызам.

Наш дом был в одном из таких мест, к которому петляла узкая дорога с ответвлениями через примерно каждый километр. Это были дорожки к соседским имениям. Иначе сказать язык не поворачивается. Ибо кто у нас в оживлённых местах России может позволить себе загородный дом с выходом к озеру, на приличном отдалении от соседей? Но не всё так замечательно и прекрасно, как выглядит.

К вечеру добрались.

Двухэтажный дом постройки первой половины прошлого века, после капитального ремонта. Содержать его, как оказалось, довольно накладно. Отопление изначально печное, сейчас дополнено электрическими обогревателями. Это именное владение от дедушки с бабушкой, где нынешние собственники проводили свои беззаботные летние деньки на каникулах. По-нашему, обычный деревенский дом. Только без непосредственных соседей, с отдельной баней и огромным хозблоком и сараем. И вся эта красота на берегу озера и без забора. Примыкающая земля вокруг - это земля собственника дома. До какой границы она простирается, знает только он сам и его ближайшие соседи.

Исследование территории

Что делает обычный россиянин, когда приезжает в незнакомое место отдыха? Вероятно, он исследует его. Именно этим я и занялся, а мои любопытные друзья поддержали меня. Очень уж к себе манили подвал и чердак дома. Не поймите меня превратно, цели поживиться чем-нибудь совершенно не было. Интерес был именно исследовательский, в познании чужой культуры и быта. Хоть дом и подвергся капитальному обновлению, но старая мебель и вещи оставались на своих местах, не тронутые на вид. Вот мы и решили их потрогать, повертеть в руках и изучить. Очень древние рождественские открытки, чугунные утюги, старые довоенные велосипеды, да чего тут только не было.

Зингер с педальным приводом.

Потрясающий дом-музей, не меньше! Забегая вперёд, скажу, что выезжали мы отсюда без проверки хозяином жилища. Оставили ящик нашего пива, положили ключ под коврик и съехали. Как инспектируют при выезде из апартаментов у нас, вы знаете. При сдаче подмосковного коттеджа, хозяева пересчитывали ложки с вилками. А тут безграничное доверие арендаторам. И мы старались оправдать такое радушное отношение к себе. Ни одна открытка не пропала!

Отмечаем заселение)

Финский хозблок в качестве хранилища для старых авто

Моему удивлению и возмущению не было предела, когда на втором этаже капитального хозблока, я обнаружил небольшое кладбище автомобилей. До сих пор не могу понять, почему хозяева просто не продали или не выкинули эти раритетные автомобили. Просто посмотрите на них сами:

-10
-16
-17
-18

Мы насчитали пять промёрзших раритетных авто с ключами и номерами. Должно быть здесь провёл свои лучшие года какой-то заядлый и безбедный любитель автомобилей. Некоторые из них я увидел так близко первый раз в своей жизни. Уходить отсюда не хотелось. Появилось непреодолимое желание попробовать запустить мотор хотя бы одного из них и проехаться по зимней Финляндии. Мечтать не вредно, подумал я и предложил растопить сауну, дабы обдумать увиденное в тишине и покое.

Сарай за баней

С такими мыслями я отправился в сарай за дровами. А Финский сарай, чтобы вам было понятно, совсем не похож на сарай российский. Какая-то грёбаная Нарния поджидала меня и тут. Лодки, автомобили, снегоуборочные машины и немного дров. Замечательный сарай, нечего сказать!

-19
-20
Какая-то сельская техника.

Лодки во мне не пробуждали чувств, фоткал исключительно четырёхколёсную технику. Сходил за дровами, Алёша... Набрал охапку посуше и пошагал в парилку. На тот момент мне казалось кощунством обрекать на верную смерть такую красоту. У нас это можно было бы восстановить до музейного состояния и гордо щёголять по выходным на променаде по городу. Здесь же это просто ненужный хлам, хоть и когда-то любимый.

Пока топится сауна, мы решили пройтись к озеру. Не успели завернуть за баню, как снова-здорово...

-22
-23
-24

Встречайте, его величество хиппи-мобиль! Зажратые финны, думал я. Картина жизни в чужой стране сложилась только спустя годы. В то время, когда рядовой житель СССР мечтал о любом автомобиле, житель из глубинки Финляндии не мог себе позволить утилизировать свой старый пепелац. Других объяснений у меня напросто нет. Если вы знаете разгадку этой тайны, напишите, пожалуйста.

Поездки по городам Финляндии

После увиденного в хозблоке, сарае и непосредственно за ним, я не ждал сюрпризов от поездки. Пустые и просторные дороги, прилизанные города и стандартные торговые моллы в них. Экая невидаль, скукота! Но ещё пару мест в этой стране, вызывали мой неподдельный интерес.

1. Родной город гонщика Кими Райкконена Espoo.
  2. Fiskars - столица ножей, тяпок, лопат и секаторов.

Про первый сказать нечего, даже фоток не делал. По всей видимости, известный финский гонщик так хотел отсюда уехать, что решил обрести всемирную популярность и никогда больше не жить в этой дыре. Это касается любого финского захолустья. Сколько бы там не проживало людей, обязательно будет хоккейная или гоночная секция с местом для полноценных тренировок по самым развитым стандартам. В общем и целом, будет однозначно что-то позволяющее вам стать профессионалом в своём деле.

Та самая площадка в одном маленьком городке, затерявшемся среди леса.

Совсем другие эмоции вызвал Фискарс. Спустя пару лет я приехал сюда снова и это что-то, да значит.

Тот самый магазин известной марки Fiskars.

Как нас заверили, в городе не осталось никакого производства. В округе только частные лавочки ювелиров.

Купил жене серёжки в городе лопат.

Нынче всё производство из Fiskars переведено в Китай и это неудивительно.

Город-музей в своём великолепии.

На окраине городка есть краеведческий музей, посетить который советую всем гостям города.

Хельсинки - столица Финляндии

Я вас не пытаюсь удивить своими знаниями в области географии. Хельсинки тот город, о котором стоит упомянуть, побывав в Финляндии. Как и подобает любой столице, он выделяется на фоне других городов страны. В центре он местами похож на Питер или Москву. Только уберите вывески на финском и не обращайте внимания на европейские номерные знаки у машин.

Где-то в центре Хельсинки.

Но стоит свернуть с центральных улиц города и в его очертаниях можно уловить схожесть с Выборгом, например.

Ничего особенного в этих пейзажах я не увидел.

На Хельсинки потратили целый день. Пошатались по городу и, конечно, удовлетворили желание своих жён - пошопиться.

На фото супруга в одежде из России и я, с ног до головы в финском))))

А ещё говорят, что это девушки любят ходить по магазинам одежды.

Турку

Раз наш дом расположился между Хельсинки и Турку, было очевидно, куда мы поехали на следующий день своего зимнего отпуска. Турку - это большой научный и культурный город Финляндии. В нём есть порт и древний замок. На этом мои знания и воспоминания о нём заканчиваются. Просто замок находится у порта, всё ж логично)

Никогда не поверите, какой будет вид, если развернуться на 180 градусов.

Да я бы и сам не поверил. Город контрастов, за это мне и понравился Турку.

Внутрь замка прошёл по удостоверению сотрудника БТИ.

Исключительно ради прикола предъявил на входе корочку сотрудника БТИ и прошёл со свистом. Сколько стоил билет, уже не помню. Но точно дороже, чем в большинство музеев Москвы.

Не похоже на отделку многовековой давности.

История замка богатая и интересная. Он успел послужить крепостью и административным зданием за время своего существования.

Атмосфера от зала к залу меняется.

Помню его запах. Он характерный для многих древних замков. Это композиция из сырости и музейной старины.

Поразила толщина стен.

Можно оплатить экскурсию с гидом или аудиосопровождение в наушниках. Мы выбрали самостоятельное изучение залов замка.

Вид на город изнутри замка.

Самый посещаемый музей в Финляндии стал для нас всего лишь очередным местом для ознакомления с новой страной. Такое вот пренебрежение к историческому месту. Зато честно.

Понастроят замков из холодных булыжников, а потом не могут его нормально обогреть.

Разок глянуть пойдёт, но возвращаться сюда у меня нет желания. Хозблок со старыми тачками будет куда интереснее.

Прогулки по местности и рыбалка

Компания у нас подобралась прям таки семейная, поэтому ничего экстремального не планировали. Мы могли каждый день прогуливаться по окрестностям и любоваться заснеженными пейзажами.

За машинами тот самый хозблок с раритетными авто на втором этаже.

Целых три дня мы гуляли по лесным дорогам, изредка встречая проезжающих на авто соседей. Именно тогда я вдруг решил заняться бегом и даже пару раз совершил утренние пробежки. Финляндия располагает к позитивным и правильным мыслям. Нам не хотелось целыми днями сидеть в сауне и квасить. И не потому, что жёны будут против. Они тоже отдыхали и от нас в том числе. Здесь было нечто иное, заряжающее организм и дух.

И поэтому мне вдруг захотелось в одночасье стать крутым рыбаком. Может тому способствовала рыболовная тематика в одной из комнат хозблока, где демонстративно были разложены рыболовные снасти на любой вкус и сезон. Как тут не решиться порыбачить?

Соседский спуск к лодочному пирсу, наш был пологим.

К слову сказать, я не имел большого рыбацкого опыта, кроме ловли карасей на деревенском пруду. Лет 15 назад было дело, ходил на рыбалку в 5 часов утра на протяжении всего лета. Маниакальное увлечение подростка рыбалкой не мог тогда объяснить никто. А я любил утреннее безмолвие и звуки природы по утру.

В зимней Финляндии звуков природы почти не слышно. Однако всё вокруг воспринималось, как один большой организм. Душа звала соединиться с ним.

Соединяюсь с природой, как могу.

Связь состоялась через зимнюю удочку, но почему-то с поплавком. Из прикорма, сваренная на скорую руку каша. И как итог, поймать мне ничего не удалось. Хоть фотоаппарат с собой взял.

Ты там где? Выныривай!

Прошу настоящих рыбаков сильно надо мной не потешаться. Отметиться на льду было жизненно необходимо. В противном случае здесь можно сойти с ума от тоски и скуки. Представьте свои края в первую новогоднюю неделю. У меня они выглядят куда оживлённее и люднее. Семейные гуляния, хлопушки и салюты. Повсюду пьяненькая и заводная молодёжь. Движуха, короче!

В Финляндии ни-ко-го. И ладно здесь, в ста километрах от Хельсинки. Шоссе от нас в сторону Турку, так же представляло странное зрелище. Ей Богу, какой-то зомби апокалипсис, ну совсем никого вокруг. На протяжении часа можно в одиночестве ехать по четырёхполосному шоссе на круизе. Так и заснуть недолго.

Музей леса Lusto

Раз на дорогах пусто, то мы едем в Lusto! Это из своего города я могу только час выезжать. В Финляндии стоит только захотеть и, как по щелчку пальцев, вы уже в другой её точке. Музей леса находился от нас на северо-востоке, в противоположном углу карты. Оттуда до Петрозаводска рукой подать, но о Карелии ещё будет рассказ.

Есть открытые экспозиции.
И находящиеся в помещении.
С сувенирной продукцией в музее плоховато, хотя могли бы сделать на неё упор.
Новая и древняя бензопила.
Вот бы на таком порассекать по снегам.
А этого никогда не встретить в лесу.
Одежда лесорубов прошлого века.
Кто-то увидел знакомые для себя названия?
Почти трактор Беларусь на гусеничном приводе.
Фото для понимания масштаба музея.

Считаю, что мы не зря посетили музей леса. По нему можно легко проследить развитие культуры одной из основных отраслей этой страны и её историю. А она поистине интересна и глубоко уходит в прошлое своими корнями.

Парк скульптуры Вейо Рёнккёнена

Миленькая такая табличка.

И конечно же, мы никак не могли не заехать в парк мистических фигур. Тем более нам и так ехать назад мимо него. Говорят, что первое впечатление самое сильное и верное. У меня оно совпадает со вторым и третьем впечатлением. Только извращенец мог создать своими руками всё это.

Звериный оскал Европы.

Создатель этих скульптур Вейё Рёнккёнен, бывший работник бумажной фабрики.

Он художник - он так видит!

Художника легко обидеть, но Вейё скорей кто-то напугал в детстве и теперь он решил мстить.

Одна из нейтрально настроенных фигур.

Что сподвигло "мастера" создать более пятисот ужасающих скульптур в своём саду, до сих пор не ясно.

Ммм, какие девушки!

Может страх перед одиночеством? Приходишь домой, где тебя встречает хоть кто-то.

Лесная йога.

Покинул создатель наш мир в 2010 году. Бытуют мнения о глубокой философской задумке всех его произведений.

Придумайте сами смысл этого творения.

Меня бетонными головами на печи не напугать. Куда страшнее идти к своему дому сквозь армию бетонных монстров.

Зимой не так отчётливо и пугающе выглядят эти обездвиженные чудища.

Любопытно было бы посмотреть на всю эту вакханалию летом. Говорят, у автора довольно мило получались животные, которые сейчас затеряны в снегу.

Опознайте музей и город

Да простят меня жители Финляндии, для меня большая часть их городов совершенно однотипна. Если все фотографии скинуть в одну папку (у меня они именно так и хранятся), сложно будет понять где какой город. Само собой, крупные города можно опознать по центральным улицам и ярким достопримечательностям. А как быть с серыми однотипными городишками? Типовые улицы, сетевые магазины, одинаковые дорожные развязки.

Один из таких городов.

На фото может быть Савонлинна, Сяркия или Лохьянтайпале. Гадать можно до бесконечности, глазу тут зацепиться не за что. Просто в какой-то момент мы ехали в произвольном направлении, наслаждаясь петляющими дорогами между небольшими городами. Всё лучше, чем залипать на однообразный вид широких шоссе. Немного приобщились к раллийной культуре, заходя в каждый поворот на грани срыва авто в кювет. Всё обошлось, по-другому и быть не могло.

И мы приехали в очередной ничем не примечательный городок.

На улицах снова пустота. Последний раз молодёжную компанию мы встречали пару дней назад в Хельсинки. Здесь за радость встретить хоть кого-то. Странная привычка проводить новогодние праздники.

Спустя некоторое время была замечена женщина с ребёнком.

Раз такое дело, то остаётся искать на кладбище. Мало ли, какие есть у людей традиции. Может всем городом приходят навестить умерших, как у нас на Пасху.

Неа, пусто!

Больше всего людей в тот день мы встретили в Кебаб-кафе. За его прилавком стоял по-европейски приветливый турок. Даже выходцы с востока спустя некоторое время проживания здесь, приобретают мимику лицемерия. Уж простите, но я предпочту подозрительное сканирование от жителя Новосибирска, чем искусственную улыбку чужестранца. В первом случае всё может закончится весёлой пьянкой, а во втором на меня настучат за неправильную парковку (случай из жизни).

Католический костёл.

Не важно, какого вы вероисповедания, когда разговор касается красивой архитектуры. Снова безмолвие и полное отсутствие людей, но двери открыты. Можно пройтись или спокойно посидеть и подумать о жизни и вечности. С нами был маленький ребёнок, тихо посидеть не получилось.

Ближайший музей из Гугл карт.

Что это был за музей, ровно как и город, вспомнить не получается. Оставлять привязки к местности в фотоаппарате не моя привычка.

"Здесь кто-то жил, но быстро помер."

Грубо воспроизведён быт старого финского жилища. Поэт, писатель, учёный? Даже временной отрезок не угадывается, как ни старайся.

Нам пора уезжать и градусник начинает этому радоваться.

Три раза я отдыхал в этих краях и отпуск всегда был зимним. Какая Финляндия летом, могу судить по фоткам из интернета. Хочу ли я сюда вернуться в четвёртый раз? Однозначно, нет!

Финляндия выбрала путь враждебности по отношению ко всему населению РФ. Сомнений нет, не только политика в этом виновата. Нас не воспринимают за равных себе, рады только нашим деньгам, вложенным в чужую экономику. Вся Европа сейчас бурлит, как сточные воды. Опять же, это лично мой взгляд.

Скоро расскажу про своё видение Испании с Италией и других своих поездках. Интересных и не очень, опасных и самых благоприятных.

Прощай, Финляндия! Мы больше никогда не увидимся.

В гостях хорошо, а дома лучше!