1,6K подписчиков

Феликс Пасториус: по стопам великого отца

Photo from ticotimes.net
Photo from ticotimes.net

Величайший басист в мире оставил после себя не только огромное музыкальное наследие, но и пятерых детей. Мэри и Джона от первого брака, еще одну Мэри, близнецов Юлиуса и Феликса – от второго. Во втором браке у Жако родились очень музыкальные дети. Мэри - джазовая вокалиста, Юлиус - ударник, а Феликс - басист. И раз такое дело, меня занимает вопрос: отдохнула природа на Феликсе или нет?

Сын басиста и внук барабанщика Феликс начал заниматься музыкой с семи лет вместе с братом Юлиусом. Некоторое время близнецы осваивали скрипку, а потом переключились на фортепиано. Но им быстро наскучило долбить по клавишам. Юлиус взялся за гитару и позже пересел за барабаны, а Феликс перешел на бас. В 11 лет близнецам было жутко весело играть на басу и барабанах без знания теории.

Феликс тянулся к бас-гитаре и начал активно изучать теорию музыки именно на этом инструменте. Ему нравилось, как бас выглядел и звучал. И хотя Феликс любил придумывать музыку на фортепиано, на басу ему было гораздо интереснее играть.

На Феликса повлияли самые разные музыканты. Конечно, он слушал отцовские композиции, но кроме них еще и Стиви Уандера, Earth, Wind&Fire. Феликс отмечает важность r&b и соула для них с Юлиусом. Пасториус-младший родился в 1982-м и, как ребенок начала 1980-х, в свое время познакомился с пост-панком, альтернативой и гранжем. 11-летнего Феликса поразили примусовский альбом "Sailing The Seas Of Cheese" и "Blood Sugar Sex Magik" группы Red Hot Chili Peppers. Особенно, конечно, игра Клейпула и Фли.

Большие кисти рук с длинными пальцами, унаследованные от отца, позволяют нашему герою делать невероятные растяжки во время разминки и исполнения. Благодаря им Феликс извлекает из баса необычные аккордовые голоса.

В отличие от отца, предпочитавшего четырехструнный безлад, сын играет на шестиструнном ладовом басу. Основной инструмент Феликса - Fodera. За годы карьеры он отыграл на нескольких басах этой марки, но основным уже много лет остается шестиструнный Emperor II с мензурой 33 дюйма. Накладка грифа этого баса сделана из палисандра, накладка корпуса - из бузины, звукосниматели - керамические Aguilar DCB.

Феликс не коллекционирует бас-гитары. Ему ближе идея выстраивания взаимоотношений с инструментом. И не важно, бутиковый ли это бас за несколько тысяч долларов или дешевый и невзрачный, случайно попавший под руку. Для репетиций Феликс использует шестиструнный Warwick Alien. Еще у него есть аргентинский пятиструнник Soame.

В жизни сына Пасториуса важную роль сыграло наставничество Виктора Вутена. Тот порекомендовал молодого басиста коллективу Mu’tet в 2001-м. Вутену запомнилось, как Феликс впервые посетил один из его музыкальных лагерей в лесу Теннесси в том же году. Они со Стивом Бэйли услышали тогда в Феликсе что-то похожее на новую версию Жако. С тех пор Феликс, по словам Вутена, превратился в полноценного музыканта с собственным звуком.

Для Феликса Пасториуса быть басистом - значит играть тяжелые концерты с разными музыкантами. Именно так начиналась и продолжается его карьера. Он экспериментирует с жанрами и исполнителями.

С 2001 года Феликс играл с группой Mu’tet саксофониста Джеффа Коффина. На Коффина Феликс произвел впечатление музыканта, преданного своему делу. Коффин ценит в нем осознанность решения стать великим басистом, чувство времени и музыкальность.

Летом 2009-го Пасториус переехал в Нью-Йорк и спустя год стал еженедельно выступать в баре "Zinc" с двухбасовым квинтетом Hipster Assassins.

В 2010-м и 2011-м Феликс гастролировал с группой Синди Блэкман Сантана Another Lifetime. Затем он три года проработал с Yellowjackets. Выступал с джем-группой Jazz Is Phish и экспериментальном джаз-бэнде Onyx Collective. Ездил в туры в составе коллектива рэпера A$AP Rocky. Вместе с братом Юлиусом играл в группе 7th World.

О своей постоянной занятости в разных ансамблях Феликс говорит:

У меня нет одного пути. Я принимаю все, что происходит вокруг и держу уши широко открытыми.

Помимо баса Феликс занимается фотографией, софтболом и баскетболом. Еще бы, при его-то росте в 198 см! Смена активности помогает ему перезагрузиться.

Феликс понимает, что его неизбежно сравнивают с отцом. Возможно, в том числе и потому, что он тоже играет фьюжн и джаз. Он считает, что и сам сравнивал бы себя с другими басистами даже если бы Жако не был его родителем. Наш герой четко осознает свою роль – выполнять обязанности басиста в группе. Его гораздо больше отцовского статуса волнует, с кем он играет в коллективе.

Я не притворяюсь своим отцом и не собираюсь им быть. Есть другие басисты, которые хотели бы оказаться на моем месте... потому, что они хотят продолжать то, что делал он...
Для меня мой отец мог бы быть космонавтом или баскетболистом, и он оказал бы такое же влияние – потому что он был уникальным человеком...
...если вы придете на мое шоу, я надеюсь, вы не ожидаете увидеть моего отца, потому что его здесь больше нет. Но я никого за это не упрекаю... Вы любите его и я люблю его.

Феликс понимает, что превзойти великого отца невозможно да и не нужно. Сын идет своим путем и идет достойно: Жако не было бы стыдно за него.