Яркие, сочные, необычные картины художника Бориса Кустодиева очень впечатляют. Иногда они похож на лубок, иногда на роспись палехских шкатулок... Но почти всегда они дарят нам отличное настроение, ощущение праздника.
Кустодиев уникален. Его стиль, характер и манера письма сформировались в один из самых сложных периодов российской истории. Он очень любил свою страну. Да и жизнь в окружении русской природы, такой величественной и раздольной, простой и поэтичной не могла не сказаться на творчестве этого художника. Он часто писал пышных купчих за чаепитием, холеных купцов в шубах с роскошными воротниками, народные гуляния. Но не все так просто в этих картинах...
Кустодиев не просто пишет события их жизни продавцов разной снеди, гармонистов, разгуливающих на народных праздниках, простых людей, купцов, ярмарки, наводнения, чаепития, а и очеловечивает природные явления. Посмотрите на эти невероятные деревья, покрытые инеем, старинные города, занесенные высоким снегом, улицы деревень и дали, покрытые снегом и переливающиеся всеми цветами в ярком солнце.
Кустодиевские картины очень красивы. Только в его картинах можно увидеть, как художник сочетал лирику и романтику с земной жизнью. Они невероятно гармоничны, радостны, светлы.... В них мы видим настоящее единство природы и человека, христианства и язычества, гармоничность существования человеческого начала с родной местностью и природой. Это у художника получалось как ни у кого из художников. Никакой серости, страхов, отчаяния... Эти картины - как готовые иллюстрации к сказке. А ведь это совсем не сказки... Так было. Кустодиев удивительным образом сочетал живопись со словесным и музыкальным фольклором – с песней и сказкой. Удивительные картины... Еще больше они впечатляют, когда начинаешь ближе знакомиться с жизнью и творчеством этого художника.
А ведь его судьба могла быть совсем другой, если бы стал священником.... Борис Кустодиев появился на свет 7 марта 1878 года в Астрахани. В семье воспитывались еще трое детей. Через год после рождения Бори глава семейства Михаил Лукич умер от туберкулеза. Родившись в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев готовился посвятить свою жизнь церкви. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся рисованием. У Бориса рано проявились артистические задатки. Он прекрасно пародировал окружающих, что все были уверены — он будет актером. Но однажды увидел оперу в театре. Его покорила не игра исполнителей, а декорации и костюмы. Так появилась мечта - стать художником.
С 15 лет Борис Кустодиев брал уроки рисования у выпускника Императорской Академии художеств Павла Власова – основателя астраханского художественного училища. Он очень любил Астрахань. Уже став известным пхудожником, он писал: "Я бы теперь и десять Ялт, и столько же Черных морей променял бы на Астрахань. Думаю, что у меня и душа-то по природе астраханка"... Художник никогда не забывал он родной город и воспевал его в своих картинах по памяти.
В 1896 году Кустодиев стал студентом Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. Его учителями были Савинский и Репин. Во время творческой командировки во время учебы в Кострому при работе над конкурсной картиной "На базаре" он познакомился с очаровательной Юлией Прошинской. Это была любовь с первого взгляда. Они обвенчались в Петербурге.
Невероятная судьба выпала на долю художника и его близких. Он был безмерно счастлив в браке со своей единственной и обожаемой супругой Юлией. Он не мог даже представить, какие испытания ждут их, ведь за несколькими годами их семейного счастья последуют десятилетия горя и безысходности... Но у него будет настоящий ангел-хранитель в лице его любящей жены...
Кустодиев высоко ценил образ святорусской провинциальной России. Основными образами и героями его произведений подчас становились купцы, крестьяне, торговцы и простой народ. Художник мастерски изображает народные гулянья, праздники, портреты купчих. Всё это автор делает с особой лёгкостью, яркостью красок, обилием всевозможных цветов, создавая похожие на лубочные рисунки, картины.
Но он был не только писал картины. В начале двадцатого века Кустодиев серьезно увлекался фотографией. На снимках он стремился не просто запечатлеть окружающие предметы, сцены жизни и картины природы, но находился в непрестанном поиске необычных ракурсов, экспериментировал со светом и композицией. На многих его фотографиях запечатлена его любимая супруга. Как и на портретах.
Собирая материал для картин Кустодиев летом 1903 года предпринял большую поездку по Волге от Рыбинска до Астрахани.
Пестрые картины волжских базаров, тихие провинциальные улочки и шумные пристани навсегда запомнились художнику. Многие волжские впечатления он использовал впоследствии в картинах.
В отличие от других кустодиевских праздников, этот не выглядит разгульным и шумным. Скорее всего, перед нами деревенская свадьба или помолвка. В картине "Деревенский праздник" художник передает веселье и широту русского праздничного гулянья на фоне уютных деревенских изб и яркой осенней листвы.
Тема веселых и задорных деревенских праздников и гуляний, с грубоватым народным юмором, с яркостью, сочностью и непосредственностью особенно привлекала художника. Картина "Праздник в деревне" имела большой успех на выставках, как в России, так и за рубежом. Художник много путешествовал, посещая в творческих командировках различные страны.
В 1904 году художник отправился в Испанию. В доме-музее художника в Астрахани сохранилось письмо художника любимой жене. В письме Кустодиев сообщает о прибытии в Мадрид. Он писал: "...Думаем пожить здесь неделю или больше, потому что можем копировать с Веласкеза — уж очень интересно". Кустодиев восхищается мастером и планирует сделать копию как минимум с одного портрета — Филиппа IV на коне. Художник называл Веласкеса великим художник, у которого "все просто, красиво и разнообразно".
Ярким многоцветным полотном, в котором воплотилась бы идея шумного народного веселья и открытая эмоция праздника, можно считать написанное в 1909 году полотно "Гуляние на Волге".
По аллее на крутом берегу, где когда-то в гостинице "Эрмитаж" в 1906 году останавливался Б.М. Кустодиев, прогуливаются купцы и купчихи, приказчики, половые, военные, странники. Оживает картина Кустодиева "Гулянье на Волге". Празднично нарядные люди гуляют под музыку духового оркестра. В палатке торгуют сладостями и кондитерскими изделиями, работает уличная чайная, где каждый желающий может испить самоварного чайку. Чуть дальше исполняют русские романсы. Весь окружающий мир превратился в ярмарочное шумное торжество, где надрывные звуки уличного оркестра тонут в разговорах и смехе гуляющей толпы, выкриков торговцев, зазывающих к себе веселящийся народ. Великолепно выписана Кустодиевым русская берёза – на вечный великий символ. Лёгкие нежные, зелёные, сочные краски, яркая, пушистая зелень, точно сложная вышивка, мягкая, тёплая, родная. Так писал эти деревья художник на всех картинах.
Беды пришли в дом молодой семьи в 1907 году, когда от менингита умер их младший сынишка. А сам Борис Михайлович стал жаловаться на боли в руке и жуткую мигрень. На тот момент ему было всего 31 год. Поначалу он думал, что все пройдёт... Насторожился Борис Михайлович лишь тогда, когда появился дискомфорт в шее и начались сильные головные боли со рвотой. Спустя время боль стала настолько сильной, что по буквально доводила художника до отчаяния: «Страдаю очень, особенно по утрам. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения с каждым днем чувствую себя все хуже и хуже. Боль адская, доводящая до крика».
Тут и начались хождения художника по докторам. Рентгеновские снимки, различного рода лечение, а также консультации светил русской медицины... В итоге был поставлен диагноз - последствия недолеченного старого бронхита. Другими словами - туберкулез.
Доктора в те времена почти в каждом бронхите видели туберкулез и отправляли больных в Швейцарию к известному в этой области профессору Ролье. Туда и отправился Кустодиев, где светило медицины в течение года лечил у пациента туберкулез шейного отдела позвоночника.
И лишь спустя время, попав в Берлинскую клинику к немецкому неврологу Герману Оппенгейму, Кустодиеву был поставлен верный диагноз: "У вас никогда никакого костного туберкулеза не было. У вас - заболевание спинного мозга, видимо, опухоль в нем, нужна операция", - сказал Оппенгейм. Прооперировали художника в конце 1913 года. К его невероятной радости движение в руках было восстановлено. Но теперь боли начались в ногах. Однако о дальнейшем лечении уже и речи не могло идти. На пороге стояла Первая мировая война, и Кустодиев вынужден был вернуться в Россию.
Он постепенно терял возможность передвигаться самостоятельно. В тридцать с небольшим Кустодиев стал инвалидом. Но он не опускал руки. Продолжал писать. Посмотрите на этот красивый, яркий натюрморт с фазаном:
На этом небольшом холсте художник показал различные фактуры предметов, из которых составлен натюрморт. Прозрачность и хрупкость стекла и плотность фарфора, нежные лепестки роз и упругая, блестящая поверхность пары сочных яблок, пушистое мягкое оперение роскошного фазана и шершавая поверхность панциря омара… Понятно, что и этот омар, и фазан, и даже розы – не рядовые предметы жизни того времени... Все это носит печать изысканности, избранности, недоступности. Выбор объектов для изображения становится понятным, когда узнаешь, что эта работа была заказана Б.М. Кустодиеву австрийским коллекционером Отто Виблингером...
А вот еще одна его удивительная картина "Жатва". Она представлена, как и предыдущий натюрморт в дому-музее художника в Астрахани:
"Жатва" написана художников в 1914 году под впечатлением жизни в костромской глубинке. Тогда Кустодиевы всей семьей ездили в построенный в 1905 году дом-мастерскую "Терем". Много наблюдая за работой крестьян, художник проникся уважением к нелегкому труду кормильцев России и выразил его в своих картинах. Уборка хлеба была тогда в основном, женской работой. Художник мастерски смог передать величие и могущество природы, щедро одаривающей лишь тех, кто усердно и много трудится. Вас тоже очень впечатлило это невероятно красивое небо? Яркое, обжигающее вечернее солнце садится в облака. Настоящим огнем пылает этот разноцветный "небесный пожар", но на земле уже лежат глубокие тени, начал темнеть и лес вдалеке. Но работа не останавливается. . Женщины с серпами в руках срезают тяжелые колосья, соломенными жгутами перетягивают снопы, укладывают их в скирды. Какой тяжелый труд и такая невероятно яркая картина....
Он успел побывать в Москве. Он искал сюжеты, понимая, что скоро может стать парализованным. Он бродил по городу, делал зарисовки. Неизменным спутником его был В. В. Лужский – актер МХАТа. На вербном торгу у Спасской башни стоял трактир, любимое место отдыха извозчиков. Они пили здесь чай. Кустодиева увлекла идея написать картину "Чаепитие". Так появилась картина "Московский трактир".
Вот что рассказывает сын художника Кирилл, позировавший ему для этой картины: "Отец сперва написал фон, затем приступил к фигурам. При этом он рассказывал, как истово пили чай извозчики, одетые в синие кафтаны. Держались чинно, спокойно, подзывали, не торопясь, полового, а тот бегом "летел" с чайником. Пили горячий чай помногу – на дворе сильный мороз, блюдечко держали на вытянутых пальцах. Пили, обжигаясь, дуя на блюдечко с чаем. Разговор вели так же чинно, не торопясь. Кто-то из них читает газеты, он напился, согрелся, теперь отдыхает. Отец говорил: "Вот и хочется мне все это передать. Веяло от них чем-то новгородским – иконой, фреской. Все на новгородский лад – красный фон, яйца красные, почти одного цвета с красными стенами – так их и надо писать, как на Николае Чудотворце – бликовать. А вот самовар четырехведерный сиять должен. Главная закуска – раки"...
К 1916 году у Бориса Михайловича развился необратимый паралич нижней части тела. Потребовалась сложнейшая операция, продлившаяся около пяти часов, во время которой к сидящей в коридоре жене вышел сам профессор и сообщил: «Подтверждена опухоль спинного мозга, но, чтобы добраться до неё, нужно перерезать нервные окончания. Больной без сознания, поэтому вам решать, что сохранить ему: руки или ноги?».
Женщина, прекрасно понимая, что в лучшем случае её ждет судьба сиделки при паралитике, уверенно ответила: "Оставьте руки. Художник – без рук, он жить не сможет...". Целых полгода провел художник на больничной койке, между болью и отчаянием. Но рядом с ним всегда была она – его верная Юлия, благодаря которой он смог продолжать жить и творить. На категорический запрет врачей работать, Кустодиев настойчиво заявил: "Если не позволите мне писать, я умру"... Стиснув зубы и превозмогая невыносимую боль, он писал лежа.
Хирург, который оперировал художника пришел на выставку общества "Мир искусства" в 1916 году с целью увидеть лишь одну картину - "Масленица". Кустодиев писал ее, находясь в больнице....
Дома товарищи-художники соорудили для живописца специальный навесной мольберт, на котором подрамник с холстом мог передвигаться в разные стороны. А позже Юлия пересадила мужа в кресло-каталку и научила передвигаться на нем по комнате. Также она придумала приделать к креслу небольшой столик, куда можно было положить краски и другие принадлежности.
Годы счастливой юности остались давно позади, а с приходом новой власти эта жизнь была безвозвратно потеряна. Усадьбы купцов и торговцы за накрытыми столами теперь жили только в памяти художника. Времена были голодные и ужасные. Сам художник отмечал, что у него в те годы была "чудесная страна воспоминаний". Он продолжал писать. Юлия на рынке меняла ценные вещи на мясо и овощи. Тогда семье очень помог писатель Максим Горький. Благодаря его содействию Кустодиевы получали продовольственные пайки. Юлия разрывалась между заботой о детях, доме и больном муже, но никогда не жаловалась.
И что самое удивительное, именно в это время Кустодиев напишет те праздничные, жизнелюбивые картины, которые стали знаменитыми и вошли в сокровищницу мировой живописи.
Пестрая провинциальная жизнь, праздники, знаменитые кустодиевские купчихи и красавицы – это тот фантастический и ностальгический мир художника, которым он жил в те тяжкие годы.
Художник писал: "...правда, несмотря на все, я иногда удивляюсь еще своей беспечности и какой-то, где-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни, — просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы — и за это спасибо. И не останавливаюсь долго на мучающих, неразрешимых вопросах. Да, этого всего не опишешь в письмах на нескольких листочках бумаги…"
Необычна эта картина Кустодиева "Большевик". Художник побоялся отправлять картину на выставку, считая, что её сочтут провокацией по отношению к советской власти. Однако вскоре данная работа стала рассматриваться критиками как классика советского изобразительного искусства первых послереволюционных лет, решённая в наивно-символической манере.
Несмотря на революцию и болезнь 1918 год был очень плодотворным. В то время Борис Михайлович Кустодиев создал 19 полотен, среди которых были знаменитая «Купчиха за чаем» и «Яблоневый сад».
"Купчиха за чаем" — замечательный и характерный пример такого образного воспоминания о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой и, кажется, всегда такой спокойной жизни с ее мерным укладом.
В роскошном натюрморте трапезы, сверкающем величии самовара, в вывесочной красочной яркости сахарного арбуза, мраморной белизне плеч купчихи, в живописной красоте и выразительности каждой детали господствует звучное многоцветье.
Натурщицей была соседка Кустодиева по подъезду. «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета. Она была наслышана о своём соседе-художнике, охотно согласилась позировать для картины и даже гордилась этим.
От этой картины веет спокойствием, умиротворением и нескончаемым оптимизмом. Кустодиев использовал яркие насыщенные краски и позитивные оттенки, чтобы передать ощущение тёплого, мягкого и гармоничного летнего дня.
Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием "Купчиха, пьющая чай". Она сегодня представлена в Нижегородском государственном художественном музее.
Сложно представить себе, что художник создавал своё художественное наследие полуголодным в холодной квартире, практически безпомощным в кресле-каталке, превозмогая страшные боли.... Тем не менее, это было жуткой реальностью для самого мастера и его семьи.
Вот одно из писем художника жене: "...прислала ты письмо, которое растревожило мои старые раны, — все эти вечно старые и вечно новые вопросы, которые и меня самого мучают не меньше тебя. Ты вот пишешь про чувство одиночества, и я вполне это понимаю — оно у меня еще усиливается… сознанием, что я нездоров, что все, чем другие живут, для меня почти уже невозможно… В жизни, которая катится так быстро рядом и где нужно себя всего отдать, участвовать я уже не могу — нет сил. И еще больше это сознание усиливается, когда я думаю о связанных со мной жизнях — твоей и детей. И если бы я был один — мне было бы легче переносить это чувство инвалидности".
И при этом он продолжает писать эти яркие, потрясающие картины. Посмотрите, вот - его картина "Яблоневый сад":
Композиция картины многоплановая. На первом плане находится пышный яблоневый сад, девушка тянется к яблоку. На втором — купец с женой собираются пить чай в беседке. Это центральный фрагмент полотна, который Кустодиев подчеркивает ярким цветовым акцентом — синим платьем купчихи. Яблони по бокам уравновешивают композицию и обрамляют картину, словно кулисы. Открытой калиткой художник обозначает перспективу, разрушает замкнутость композиции. Как и другие полотна этого периода, "Яблоневый сад" написан яркими красками, пространство рисунка залито светом. Сочетание белого и зеленого дополняется теплыми розовато-красными и желтыми оттенками.
В 1918 году написана и эта удивительная картина "Лошади во время грозы":
Как и большинство работ автора, пейзажные полотна Кустодиева отличаются особой яркостью, выразительностью и насыщенностью цветовых планов. На картинах Кустодиева природа всегда представляет собой нечто гораздо большее, чем просто пейзажное изображение. Кустодиев создаёт своё художественное описание природы, делает его предельно индивидуальным, авторским, ни на что не похожим.
Картина “Лошади во время грозы” – это образец талантливой масляной живописи. В данный момент полотно принадлежит собранию изобразительного искусства ХХ века Государственного Русского музея в Петербурге. Центральный образ и мотив холста заявлен уже в самом названии картины.
На переднем плане живописной работы представлены лошади, взволнованные грозной стихией, надвигающегося ненастья и сильной грозы. Гонимые резкими порывами ветра встревожены животные, чуть поодаль показаны застигнутые бурей люди. Перед нами вырисовываются женщины, чьи подолы платьев развиваются под действием сильного ветра.
Женщины прикрывают руками головы, чтобы ветер не сорвал повязанные сверху платки. Не на шутку разыгралась непогода в картине Кустодиева “Лошади во время грозы”. В небе сверкает яркая, освещающая на миг единый все вокруг точно днем. Для картины характерны резкие светотеневые отношения, то есть контрастное изображение. Подобная манера письма усиливает, обостряет, делает более заметными границы между миром покоя и тишины и миром “бури и натиска”. А сама картина приобретает большую выразительность и эффект художественного воздействия. Прием контраста преобразует картину, делая ее не только более выразительной, но и подчеркивая сам центральный образ изображаемого.
Именно во время грозы происходят сложные изменения в поведении света и тени, они начинают странным образом взаимодействовать. Именно данные особенности и хотел воплотить с помощью приема резкого контраста Б. М. Кустодиев. Художник выбрал для себя не простую задачу и справился с ней талантливо и легко.
Кустодиев разработал своеобразный жанр портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим ее пейзажем или интерьером. Одновременно это обобщенный образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие ее через окружающий мир. Русское купечество было одной из самых любимых тем в творчестве Кустодиева.
Картина "Купец, считающий деньги" известна и растиражирована не так широко, как общепризнанный шедевр художника "Купчиха за чаем", но она не менее колоритна. Позировал художнику Василий Кастальский, муж его сестры.
Герой картины, как положено, носит длинную бороду, ведь окладистая борода – гордость любого купца. Радушный хозяин в красной рубахе в белый горох встречает посетителей торгового заведения. Серебряная цепочка для часов, атласный жилет - все это вкупе указывает на состоятельность владельца.
Темы праздничного провинциального быта стали для Кустодиева особенными. Они отличаются невероятной, только для Кустодиева характерной яркостью, многоцветностью и жизненной достоверностью мельчайших деталей. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет. Еще будучи учеником петербургской Академии художеств, Кустодиев темой своей дипломной работы выбрал картину на подобный сюжет. Он ездил по деревням, писал этюды – портреты крестьян, пейзажные зарисовки, жанровые сценки. К этой же теме относится и "Елочный торг" – произведение, созданное художником в 1918 году.
Действие на полотне происходит будто "в некотором царстве, в некотором государстве". Просторное небо и золоченые купола церкви над суетливым людским муравейником – кого только нет среди этой пестрой толпы! Реальное удивительным образом сочетается с фантастическим: красочная сказка, полная живых деталей, предстает перед нами. И художник, словно настоящий сказочник, подчеркивал все забавное, игрушечное, что есть в этом незамысловатом повествовании, пряча все серьезное, что может быть в нем скрыто.
А вот - снова зима. Мы как будто увеличили предыдущую картину и увидели эту красивую девушку.
Год создания работы — 1919. Не надо быть большим знатоком истории, чтобы понимать, какое это было тяжелое время. Вот что писал об этом периоде художник в письме театральному режиссеру Василию Лужскому: "....Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен".
На фоне голода, холода, нищеты Кустодиев пишет свою красавицу купчиху в клетчатом платочке. Перед нами красивое лицо юной девушки. Пухлые щеки, румянец, густые изогнутые черные брови, выпущенная из-под платка вьющаяся прядь черных волос. Красавица слегка улыбается чему-то своему, прячет руки в меховой муфте от мороза, побелившего в иней деревья на заднем плане. Видны нечеткие контуры красных стен церквушки с синими куполами и золотистыми крестами. Дальний задний фон, окрашенный зеленым карандашом, скорее всего, намечает хвойный лес за околицей деревни, занесенной снегом.
Эта потрясающая картина написана художником в 1920 году. Это - замечательное светлое и многокрасочное полотно кисти Бориса Михайловича Кустодиева «Троицын день» представляет собой сложносюжетную работу, в которой воплотился бытийный образ Руси.
Художник воплощает перед нами широту и порывистость русского человека. На переднем плане представлен живописный портрет купеческой семьи. Купчиха в атласном пышном платье сложного оттенка, румяное, пышущее радостью и здоровьем лицо, платок, богато украшенный узорами флористического растительного орнамента – всё это погружает нас в далёкую атмосферу исконно-русских празднеств и наполненных торжеством гуляний. Рядом с купчихой изображена её дочь в нежном лёгком наряде с ярко-алой переливающейся на свету лентой, в руках юная особа держит букет из прекрасных тонких летних цветов и хрупкий в тон платью сложенный зонтик. Образ вышел полупрозрачным, неуловимым, мягким, чистым, юным. Мать и дочь сопровождает глава семейства – крепкий сильный купец. Рядом, по всей видимости, кавалер молодой дамы, изысканно одетый, красивый молодой человек.
Картина "Троицын день" вышла по-настоящему богатой на образы, краски, символы и яркие эмоции искреннего торжества, великого праздника. Автор изобразил прекрасный праздник и просто прекрасный день, летний, пронзительный, летящий, точно "Русь-тройка", навстречу новому началу, новой жизни.
А эта, не очень известная картина Кустодиева, на которой изображен голубой, утопающий в зелени домик и его обитатели. В окнах домов цветы в вазонах, балкон украшен ящиками с цветами. Гармония с природой - важнейшее условие счастья для человека.
Голубой цвет, выбранный художником (яркий, чистый), в русском изобразительном искусстве всегда был цветом горнего мира, Царствия Небесного. Удивляет обилие символического смысла в картине.
Юноша гоняет голубей на крыше, компания играет в шахматы, хозяин мастерской читает газету... Если копнуть за смыслом глубже, то окажется, что этот дом — модель так называемого русского мира. Того, конечно, дореволюционного. И в картине этой несколько уровней (а также подуровней) объединённых одним смыслом — смыслом жизни.
И начинается всё, логично, с самого рождения — от дамы с ребёнком на руках, в образе которой можно найти даже извечный сюжет мадонны с младенцем. С одной стороны картины изображены играющие дети, чья жизнь только началась, а с другой стороны — открыты двери к мастеру гробовых дел. Более, чем прозрачный намёк на начало жизни и на её завершение.
А вот - очень уютный, почти сказочный пейзаж насыщен синим, так любимым Кустодиевым цветом.
Яркая синева заливает все пространство. Небо, которое перекликается с рекой, пересекает цветная двойная радуга. На синем фоне видны почти развеявшиеся черные облака, уже ставшие почти прозрачными, и редкие легкие белые облака. Деревня стоит на холме, а под ним протекает синяя речка. Синие тени скопились в низинах, у деревьев с пышными кронами. Крыши дальних домиков тоже имеют синий оттенок. Лубочная, нереально красивая радуга помещена в самый центр композиции. Голубому цвету уступает даже буйная летняя зелень.
Вся картина насыщена сюжетами: группа купальщиц наслаждается послегрозовой свежестью реки, пожар в деревне, на помощь погорельцам спешат односельчане, пара мужиков заметивших пожар с другого берега реки. Зелень листвы и травы, и желтизна полей разбавляет тотальный синий. Над деревней вьется черный дым пожара после грозы, мы видим фигурки людей, бегущих в деревню на помощь погорельцам.
Используя спектрально чистые краски, автор делает свою работу близкой по духу народному русскому изобразительному искусству - лубку. Стоит повнимательней вглядеться в картину, чтобы понять, что перед нами совсем не пейзаж, а картина деревенской жизни, полный драматизма момент на фоне сказочно красивой послегрозовой природы.
Совсем другое настроение передает нам художник в полотне "Весна". Эта картина - настоящим гимном жизнерадостности и пробуждения природы. Светлые, пастельные, будто сладкие и припудренные сахаром домики, небо и земля, люди и животные, – все на картине является олицетворением некой сладостной детской мечты.
Кустодиев не запечатлевает реальную жизнь, он пишет мечту. Такую, как на полотне «Весна», где вы увидите совершенно неповторимый, даже несколько леденцовый мир. Здесь есть и радостное ощущение обновления природы, и красочные яркие декорации, и торжество самой жизни.
"Весна" - идеально-утопический мир, в котором по непонятной причине оказались люди. Но художник изображал окружающую действительность именно такой, какой он хотел ее видеть.
Последние 15 лет жизни Кустодиев был прикован к инвалидному креслу. Но именно в этот трудный период появились его наиболее яркие и жизнерадостные произведения, к которым можно отнести акварели «Матрос и милая». Это - тоже 1921 год. Есть также вариант, исполненный тушью на бумаге.
Художнику написал несколько версий одной из самых популярных своих работ, персонажами которой стали новые люди советской России - удалой матрос в лихой, сдвинутой на затылок бескозырке и в брюках «клёш», и молодая толстушка в модном белом платье с пышной юбкой и «буржуазной» горжеткой на плечах.
Единого мнения по поводу этих произведений нет: кто-то считает, что в лице модницы и матроса Кустодиев нашел себе сюжетную замену купчихам и купцам, которые теперь не одобрялись. Кто-то же, напротив, думает, что картины иронизируют над современными молодыми людьми, своеобразно отреагировавшими на перемены.
Подчеркнуто широким шагом матрос шагает по набережной, его спутница старается за ним поспевать. Кустодиев представил своих героев в характерной для автора манере – с юмором, но без всякого осуждения. Они написаны легкой изящной кистью, свежими тающими красками, по большому счету в персонажах зритель видит воплощенные молодость, добродушный юмор и душевное здоровье. Посмотрите на этот портрет Федора Шаляпина.
Невероятно эмоциональный, яркий получился портрет знаменитого певца. Шаляпин хорошо знал художника. Сохранилось его высказывание о художнике: "Если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве..."
В марте 1923 г. в Петроградском издательстве "Аквилон" вышла книга "Русь. Русские типы Б. М. Кустодиева. Слово Евг. Замятина". Незадолго до этого (в феврале 1922 г.) Кустодиев сам предложил руководителю издательства, своему давнему и близкому другу Ф. Ф. Нотгафту издать 23 его акварели "Русские типы" в виде альбома. Серия акварелей "Русь" была написана художником в 1919-1920 году. Давайте полюбуемся этими невероятными работами художника:
Борис Кустодиев много работал декоратором в театре, иллюстратором, рисовал плакаты. Известны его иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Некрасова, Толстого, Островского, Лескова. Кроме того, у него был четкий штрих позволяющий делать прекрасные литографии. Они часто использовались как иллюстрации в книгах в советский период.
Трудно поверить, но уже находясь в инвалидном кресле художник посещал театры, совершал дальние поездки, в том числе и за границу. Художник посещает Финляндию, Крым, Астрахань, Кострому. Он непрерывно и много работает. Он создавал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов, настенные панно для общественных зданий, оформил 11 спектаклей.
Картина "Волга. Радуга" написана примерно за два года до кончины художника — он привез её из последней поездки по Волге в родную Астрахань. Картина Кустодиева получилась особенной. Перед нами Волга-труженица, кормилица. Бегут по великой реке буксиры, медленно тянутся за ними баржи. Крутые берега, окрашенные закатом в красный цвет, разноцветное небо, зеленый лес и белая церковь вдали. Художник использует все цвета солнечного спектра, чтобы показать разнообразие и красоту волжских берегов.
Эта картина интересна ещё и тем, что Кустодиев редко обращался к "чистому" пейзажу, обычно в его картинах есть персонажи. Тем не менее, в "Волге. Радуге" легко опознать манеру Кустодиева благодаря теплым ярким оттенкам и насыщенной радуге.
Последние месяцы жизни, отмеренные 49-летнему живописцу, он не жил – он постепенно умирал: неподвижные ноги, разрываемые адской болью, высохшая, совсем ослабевшая рука, из которой падал карандаш. Жена была с ним рядом до последних минут... За более чем пятнадцать лет не было ни одного упрёка или жалобы на усталость, ни одного нарекания на злую долю. Умер художник тёплым майским днем от скоротечного воспаления легких. 26 мая 1927 года его дочь Ирина отправилась по делам, а когда приехала, то увидела маму в коридоре. Юлия Кустодиева тихо плакала, оперевшись на стену...
И напоследок судьба как бы посмеялась над художником – за десять дней до его кончины он получил извещение, что советское правительство организовало ему выезд за границу на лечение и выделило на эту поездку деньги.
Юлия Евстафьевна Кустодиева умерла в 1942 году. Это были дни блокады Ленинграда. Она умерла от голода...
Как непостоянна жизнь... Взлеты, падения... И какой контраст между судьбой художника и его картинами. Мир на картине Кустодиева подобен волшебному калейдоскопу жизни с постоянно меняющимися картинками – можно бесконечно наблюдать за его разнообразной, такой простой, немудреной и вместе с тем полной глубокого смысла жизнью. Голубые и нежно-белые краски картины умиротворяют, радуют, словно убаюкивают, создавая нежную и поэтическую атмосферу ожидания чуда в преддверии праздника – вневременную, всегда современную. Они напоминают нам, вечно занятым и куда-то спешащим, что все в этом мире прекрасно, что жизнь удивительна уже потому, что она есть жизнь.
Свое творчество Кустодиев посвятил России. "Не знаю,— писал художник накануне своей смерти,— удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел — любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому. Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин"...
Вот такая судьба была у этого невероятного художника. На этом я и закончу эту статью. Надеюсь, Вы получили удовольствие от этого знакомства с творчеством художника. Не забывайте ставить лайки, подписываться, писать комментарии. До новых встреч, Ваш Алекс.