Конспект занятия по обучению грамоте: звуки; слоги; ударение; предложение; чтение и понимание текста (№28).

Занятие 28

Задачи:

Развивать умение проводить звуковой анализ слова.

Закрепить понятия: «гласный звук», «гласный ударный звук», «твёрдый/мягкий согласный звук». Закрепить понятия «звук», «слово», предложение». Закрепить представления о словесном составе предложения.

Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах, как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.

Развивать умение читать слоги, слова, небольшие тексты.

Материал:

раздаточный: карточки (дифференцированные для младшей и старшей подгруппы); ручки, карандаши (или ручки) красного, синего и зелёного цвета.

карточка для младшей подгруппы.
карточка для младшей подгруппы.
карточка для младшей подгруппы
карточка для младшей подгруппы
карточка для старшей подгруппы
карточка для старшей подгруппы
карточка для старшей подгруппы
карточка для старшей подгруппы

Ход занятия.

1.- Ребята, сейчас я вам расскажу необычную сказку. Это будет сказка с загадками о словах и звуках. Поэтому вам придётся помогать мне её рассказывать.

Для старшей подгруппы: все задания выполняют дети.

Для младшей подгруппы: воспитатель выполняет задания вместе с детьми.

«Жил-был мальчик. Его имя начиналось со звука, который всегда твёрдый…

(Воспитатель делает небольшую паузу, ожидая предложения детей. Если правильного не поступает, то воспитатель дальше описывает слово. Если дети сразу предлагают нужное слово, то воспитатель предлагает проверить его следующими подсказками).

В имени – два слога…

Это имя может быть и у мальчика, и у девочки.

Правильно, мальчика звали Женя.

Однажды Жене приснился такой сон. Женя попал в такое место, которое обозначается словом таким, как «замОк», только ударный в нём первый слог…

Правильно: попал Женя в зАмок.

А зАмок был необычный. Жили в нём не принцы и короли, а слова, звуки и предложения.

У ворот замка стояла стража: вопросительный знак, вот такой (воспитатель выставляет его на доску) и восклицательный знак, вот такой (выставляется на доску).

Вопросительный знак задавал всем входящим в замок вопросы. Он спросил Женю:

- Какие гласные звуки ты знаешь?

- Помогите Жене.

Дети называют звуки.

- А восклицательный знак всё время восклицал, говорил так, как будто приказывал. Он сказал Жене:

- Назови гласные буквы, которые обозначают два звука!

- Ребята помогите Жене. Можете подсмотреть в нашей таблице букв.

Дети называют звуки (я, е, ё, ю).

- Молодцы, ребята, вы помогли Жене выполнить задание от стражи замка.

Женя вошёл в замок и попал в его первый зал. В зале слышался непонятный шум: и жужжание, и фыркание, и рычание, и свист, и шипение. Это согласные звуки пытались разговаривать друг с другом, но у них ничего не получалось. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

- Правильно, потому что с ними не было гласных звуков.

Женя вошёл во второй зал и услышал удивительное пение. Правда, это пение было без слов.

- Как вы думаете, кто находился в этом зале?

- Да, во втором зале были гласные звуки. Это они умеют петь, петь и громко, и тихо.

Женя стал подпевать звуку [а]. Как он подпевал?

Ребята напевают.

- Какому ещё звуку вы поможете Жене подпеть?

Дети сами выбирают звук, и напевают.

- Как вы думаете, почему не было слов в этой песне?

Ответы детей.

- Правильно, потому что без согласных звуков слово не составишь.

Вдруг Женя услышал волшебный голос:

- Женя, помоги гласным и согласным звукам объединиться и пройти в третий зал – зал слов.

Женя удивился: кто это с ним разговаривает, и спросил:

- А как я смогу помочь?

Голос ответил:

- Составь из звуков слово.

И тут к Жене подлетели звуки: К, У, Ж.

- Помогите Жене составить слово из этих трёх звуков: К,У.Ж (жук)

- Подлетели звуки: с, р, ы….. (сыр);

мь, р, и (мир);

т, и, кь (кит).

Дети помогают составить слова

- Звуки поняли, что у Жени всё получается, и стали подлетать по четыре звука:

в, л, о, к (волк);

а, к, а,ш (каша).

Дети помогают составить слова

Женя придумал ещё много других слов из трёх и четырёх звуков.

Но тут подлетело сразу пять звуков: к, и, нь, а, г.

- Ой-йо-йой! Я не справлюсь! – подумал Женя.

- Ребята, давайте постараемся. Какое слово получится, если правильно поставить друг за другом звуки: к, и, нь, а, г (книга).

- Молодцы.

- Книга! – сказал Женя.

И тут открылась дверь в третий зал. Все составленные слова влетели в него. В этом огромном зале, далеко, в его глубине, на троне сидела Её Величество Книга. Но слова не могли подойти к ней близко.

И тут волшебный голос сказал: - Женя, помоги словам, составь из них предложения. Вон там, в уголочке, стоят предлоги, можешь брать любой из них.

К Жене подлетели слова: зайчик, дерево, спрятался.

- Помогите Жене составить предложение. (Зайчик спрятался за деревом).

- Какой предлог ты вывел из уголочка зала? (за).

Подлетели слова: ваза, цветок, стоит.

- Помогите Жене составить предложение. (Цветок стоит в вазе)

- Какой предлог ты вывел из уголочка зала? (в).

Подлетели слова: кот, стол, сидит.

- Помогите Жене составить предложение. (Кот сидит под столом)

- Какой предлог ты вывел из уголочка зала? (под).

- Молодцы, ребята, вы помогли и Жене, и всем словам.

Женя составил ещё много предложений. И все они подлетели к трону Королевы Книги. Книга раскрылась, и все предложения разместились на её страницах.

И тут Женя услышал волшебный голос: - Женя, ты выполнил все задания, и теперь эта книга – твоя.

Книга, вся в волшебном сиянии, взлетела с трона и оказалась в руках у Жени. Мальчик почувствовал её тепло. Он держал книгу крепко и уверенно, ведь он знал все буквы и умел читать.

Волшебный голос сказал: - Женя, пора просыпаться, а то в садик опоздаешь.

Мальчик открыл глаза и увидел маму: - Мама, так это был твой волшебный голос? А где Королева Книга?

- Королева? - удивилась мама.

А потом подумала и сказала: - Каждая книга может быть и королевой, и учителем, и интересным рассказчиком, и другом. Пусть сегодня твоим другом будет вот эта книга.

Мама взяла с полки большую красочную книгу.

- Возьми её с собой в детский сад.

- Ребята, как вы думаете, какую книгу мама дала Жене?

- Какую книгу вы хотели бы взять с собой в детский сад?

2.Физкультминутка.

3. Для младшей подгруппы:

1). Вписать слова, обозначающие картинки, в строку, которая подходит по количеству букв. Слова верхней лесенки начинаются с буквы «Л», слова нижней лесенки начинаются с буквы «К».

Вписать цветом (синим, зелёным, красным), которым обозначаем соответствующий букве звук.

2). - «Проведи линию» - провести линию от картинки к цифре: количество слогов в слове должно соответствовать цифре.

ЗАДАНИЕ МОЖЕТ ВЫПОЛНЯТЬСЯ СОВМЕСТНО ПОД РУКОВОДСТВОМ ВОСПИТАТЕЛЯ.

Для старшей подгруппы.

Работа на карточке:

1) Вписать слова, обозначающие картинки, в строку, которая подходит по количеству букв. Все слова верхней лесенки начинаются с буквы «Л», слова нижней лесенки начинаются с буквы «К». Вписать цветом (синим, зелёным, красным), которым обозначаем соответствующий букве звук.

1. Самостоятельно прочитать и решить задачу; записать решение в клеточки.

В магазин привезли пять ящиков огурцов и три ящика помидоров. Сколько всего ящиков овощей привезли? (5+3= 8)

В руках у Маши было семь шариков. Два шарика улетело. Сколько шариков осталось в руках у Маши? (7-2=5)

Мальчик прочитал шесть книг, а девочка – четыре книги. Сколько всего книг прочитали эти дети? (6+4=10)