24K подписчиков

Легенда, погребенная в глубинах

158 прочитали

Отто фон Бисмарк | Фото взято с яндекс картинки
Отто фон Бисмарк | Фото взято с яндекс картинки

Отто Эдуард Леопольд из рода Бисмарков - Первый канцлер Германской империи, а впоследствии герцог Лауэнбургский и прусский генерал-полковник в ранге генерал-фельдмаршал.
В честь него был назван один из самых известных кораблей Второй мировой войны - линкор немецкого военного флота Бисмарк. Первый линейный корабль типа Бисмарк начали разрабатывать в 1934 году, сведения о корабле тщательно искажались, так как действовали ограничения на максимальное водоизмещение судов. Во всех документах указывалось стандартное водоизмещение тридцать пять тысяч тонн, хотя на деле оказалось значительно больше. Судно было заложено на верфи фирмы Блом и Восс в Гамбурге 1 июля 1936 года, а спущено на воду в день святого Валентина, 14 февраля 1939 года, введено в строй ВМФ Германии 24 августа 1940 года, под командование капитана первого ранга Эрнста Линдемана. В полной боеготовности громадина оказалась водоизмещением свыше 50 000 тонн. Одновременно с постройкой первого корабля, строилось и второе судно типа Бисмарк, Тирпиц был спущен на воду в этом же году 1 апреля 1939 года со стапелей Вильгельмсхафена, а введено в строй ВМФ Германии 25 февраля 1941 года. Оба корабля были действительно гигантских размеров. Вы представляете, что такое 50 тысяч тонн водоизмещения? Думаю, многие видели фильм "Титаник". Так вот, если Бисмарку не хватило немного до водоизмещения Титаника, то Тирпиц получил водоизмещение больше, чем Титаник. Но по длине Титаник все же был чуть больше этих кораблей, примерно на 10%. И многие не знают, что в то же время строилось еще несколько аналогичных кораблей, которые должны были быть более совершенными версиями первых двух кораблей. План у немцев был действительно грандиозный. Работы над проектом шли не так быстро, как было нужно, из-за нескончаемого потока изменений, споров между членами верховного военно-морского командования. Все это начало раздражать гениального фюрера. Гитлер говорил, что создал за шесть лет Третий рейх и не понимает, почему флот за такой же срок не в состоянии построить шесть линкоров. Они планировали построить еще несколько кораблей, непонятно, они хотели еще 6 кораблей построить, или в планах было иметь всего 6 кораблей типа Бисмарк к 1944 году. Но в любом случае начало войны 1 сентября 1939 года все изменило. Германия наращивала потенциал во всех военных структурах и не планировала начинать Вторую мировую войну, но получилось так, как получилось, вследствие чего разработка и постройка братьев Бисмарка была заморожена, а в 1942 году флот аннулировал заказ. Если бы не война и история, которую я сейчас вам поведаю, многое, конечно, могло получиться иначе. 5 мая 1941 года Адольф Гитлер и маршал Вильгельм Кейтель с большой свитой прибыли в Готенхафен, чтобы осмотреть линкоры Бисмарк и Тирпиц. После обширной экскурсии по кораблям, Гитлер встретился с адмиралом Гюнтером Лютьенсом, назначенным командовать операцией, чтобы обсудить детали операции «Учения на Рейне». 16 мая Лютьенс сообщил, что Бисмарк и Принц Ойген полностью готовы к действиям; 19 мая 1941 года линкор вышел с базы в Готенхафене. В рамках оперативных планов предусматривалось размещение группы из восемнадцати кораблей снабжения для поддержки линкора и крейсера. Кроме того, вдоль маршрутов конвоев между Канадой и Великобританией для ведения разведки и определения конвоев были размещены четыре подводные лодки. Операция «Учения на Рейне» предусматривала выход линкора Бисмарк и тяжёлого крейсера Принц Ойген в Атлантику через Датский пролив. Главной целью операции являлась атака торговых и транспортных кораблей на британских морских коммуникациях. Предполагалось, что Бисмарк будет оттягивать на себя корабли конвоя, чтобы дать крейсеру Принц Ойген возможность атаковать транспортные корабли. К началу операции экипаж Бисмарка увеличился до двух тысяч двухсот человек. 19 мая в два часа ночи линкор покинул Готенхафен и направился к Датскому проливу. В 11:25 к нему присоединился Принц Ойген. Корабли сопровождались тремя эсминцами, флотилией тральщиков. ВВС также обеспечивали прикрытие с воздуха во время выхода из немецких вод. Около полудня 20 мая командир линкора Линдеманн проинформировал команду корабля через громкоговоритель о миссии корабля. Примерно в то же время группа из десяти или двенадцати шведских разведывательных самолетов заметила немецкие силы и доложила об их составе и направлении. Через час после случая с развед самолетами, Бисмарк был замечен с шведского крейсера Готланд; в тот же день об эскадре, включавшей два больших корабля, сообщили членам норвежского Сопротивления. 21 мая 1941 года британское Адмиралтейство получило от своего военного атташе в Швеции сообщение о том, что в проливе Каттегат были замечены два больших корабля. С 21 по 22 мая германское соединение встало на стоянку во фьордах возле норвежского города Берген, где Бисмарк и Принц Ойген были перекрашены в серо-стальной камуфляж, а крейсер дополнительно принял 764 тонны топлива. Линкор не пополнял запасы топлива в Норвегии, так как оперативные приказы не требовали этого. Бисмарк изначально приступил к операции, имея на 200 тонн меньше топлива, чем того требовала полная загрузка, и с тех пор израсходовал еще 1000 тонн на пути из Готенхафена в Берген. Линкор не сделал дозаправки, что, как выяснилось позже, было серьезной ошибкой. Во время стоянки корабли были замечены и сфотографированы с самолёта-разведчика британских ВВС Спитфайр. Теперь британцы точно идентифицировали Бисмарк. На место его стоянки были отправлены британские бомбардировщики, однако к тому времени германские корабли покинули порт. Бисмарк и Принц Ойген незамеченными прошли Норвежское море и пересекли Северный полярный круг. Британцы искали их значительно южнее. Командующий британским Флотом Метрополии адмирал Джон Тови направил линейный крейсер Худ и линкор Принц Уэльский с эсминцами сопровождения к юго-западному побережью Исландии. Крейсер Саффолк должен был присоединиться в Датском проливе к крейсеру Норфолк. Лёгкие крейсера Манчестер, Бирмингем и Аретьюза должны были патрулировать пролив между Исландией и Фарерскими островами. Ночью 22 мая сам адмирал во главе соединения, состоявшего из линкора Кинг Джордж Пятый и авианосца Викториес со сторожевыми кораблями, вышел из базы британского флота в бухте Скапа-Флоу на Оркнейских островах. Флотилия должна была дожидаться появления германских кораблей в водах к северо-западу от Шотландии, где к ней должен был присоединиться линейный крейсер Рипалс. Вечером 23 мая в Датском проливе в густом тумане Норфолк и Саффолк вступили в визуальный контакт с германской флотилией. Бисмарк открыл огонь по Норфолку. Британские корабли передали сообщение своему командованию и отступили в туман, продолжая следовать за противником по радарам на расстоянии около 20 км. После стрельбы на немецком линкоре отказал носовой радар, поэтому Лютьенс приказал крейсеру двигаться впереди линкора. Для сложности в опознании, на кораблях были закрашены в тёмный цвет верхние части орудийных башен и закрыты брезентом свастики на палубах. Британские линкоры Худ и Принц Уэльский, шедшие на перехват Бисмарка, установили визуальный контакт с немецкой эскадрой рано утром 24 мая. Британские корабли начали бой утром в 5:52 на расстоянии 22 км. Вице-адмирал Ланселот Холланд, командовавший британской эскадрой, приказал открыть огонь по первому кораблю, ошибочно считая его немецким линкором. На Принце Уэльском поняли ошибку и открыли огонь по второму немецкому кораблю. Германская сторона некоторое время не отвечала: адмирал Лютьенс имел приказ не вступать в бой с военными кораблями противника, если они не входят в конвой. Однако после нескольких британских залпов командир линкора Линдеманн заявил, что не позволит безнаказанно стрелять по своему кораблю. Немецкий крейсер и линкор открыли ответный огонь. Холланд понял свою ошибку, но его приказ, по-видимому, не дошёл до управления огнём, так как Худ до конца продолжал стрелять по Принцу Ойгену. В 5:56 Принц Уэльский шестым залпом добился попадания: снаряд пробил топливные цистерны, вызвав обильную утечку топлива и поступление воды в цистерны. В результате Бисмарк стал оставлять нефтяной след. Но минуту спустя Худ получил попадания от второго залпа Принца Ойгена и от третьего залпа Бисмарка, на корме и у миделя британского корабля начались пожары. Бисмарк получил попадание от залпа Принца Уэльского ниже ватерлинии, а минуту спустя ещё одно. К 6:00 корабли находились на расстоянии 17 км. В это время На крейсере Худ раздался взрыв, вероятно, вызванный попаданием залпа Бисмарка в артиллерийский погреб. Британский линкор разорвало на две части, нос и корма взлетели в воздух, и он затонул за считанные минуты. Кроме трёх человек, вся команда, состоявшая из 1418 человек, погибла.

Линкор Принц Уэльский продолжал бой, но очень неудачно: он был вынужден пойти на сближение до 14 км с двумя немецкими кораблями, чтобы избежать столкновения с тонущим линкором. К тому же Принц Уэльский был новым кораблём, на нём всё ещё не были закончены работы по окончательной установке орудий, и рабочие верфи пытались во время боя отремонтировать заклинившие орудия носовой четырёх орудийной башни. Принц Уэльский прикрылся дымовой завесой и вышел из боя, в ходе которого он получил семь попаданий.

Капитан Линдеманн предложил начать погоню и потопить оставшийся британский линкор, однако адмирал Лютьенс принял решение продолжать поход. На Бисмарке был выведен из строя один из генераторов, в котельное отделение № 2 начала поступать вода, пробиты две топливные цистерны, имелся дифферент на нос и крен на правый борт. Лютьенс решил вести линкор на ремонт во французский порт Сен-Назер, откуда после ремонта он мог беспрепятственно выйти на просторы Атлантики. Кроме того, позже к нему могли присоединиться Шарнхорст и Гнайзенау. Командиру Принца Ойгена было приказано продолжать атаки на британские конвои самостоятельно.

Поскольку Норфолк, Саффолк и Принц Уэльский продолжали преследование немцев, сообщая об их расположении, гибель линкора Худа была крайне болезненно воспринята в британском Адмиралтействе. Большая часть находившихся в Северной Атлантике британских военных кораблей была привлечена к охоте за линкором Бисмарком, включая сторожевые корабли многих конвоев. Так, линкору Родни, который находился к западу от Ирландии утром 24 мая, было приказано оставить конвой и присоединиться к соединению адмирала Тови. Дополнительно были задействованы ещё два линкора и два крейсера.

Соединение Эйч, стоявшее в Гибралтаре, также было приведено в готовность на случай, если «Бисмарк» будет двигаться в их направлении. 24 мая в 18:14 Бисмарк воспользовался туманом и развернулся прямо на своих преследователей. В коротком обмене залпами попаданий не было, однако британские корабли были вынуждены уклониться, и Принц Ойген успешно прервал контакт. Немецкий крейсер пришёл во французский порт Бреста через 10 дней. В 21:32 Лютьенс сообщил командованию, что из-за нехватки топлива Бисмарк не может продолжать попытки отбиться от преследователей и вынужден идти прямо в порт Сен-Назер.

Вечером 24 мая адмирал Тови приказал авианосцу Викториус сократить дистанцию, и в 22:10 с него стартовали 9 торпедоносцев Фэйри Суордфиш. Под сильным огнём они атаковали линкор и добились одного торпедного попадания по правому борту. Несмотря на плохую погоду, темноту, неопытность экипажей и поломку радиомаяка на авианосце, все самолёты смогли вернуться на Викториус. Серьёзных повреждений причинено не было, единственное торпедное попадание пришлось в главный броневой пояс. Экипаж Бисмарка потерял одного человека. Для защиты от налёта были задействованы все зенитные орудия и даже крупнокалиберные пушки, Бисмарк увеличил скорость, выполняя манёвры уклонения от торпед. В результате парусиновые пластыри, заведённые на пробоину в носовой части, отошли, усилилась течь и дифферент на нос и крен на правый борт. Котельное отделение № 2 было окончательно затоплено.

В ночь с 24 на 25 мая Бисмарк смог оторваться, воспользовавшись тем, что его преследователи, по-видимому, опасаясь возможной атаки подводных лодок, начали совершать противолодочные маневры-зигзаги. В 4:00 25 мая Саффолк сообщил: «контакт с неприятелем потерян». Однако на Бисмарке, по-видимому, продолжали принимать сигналы радара Саффолка, и в 7:00 утра 25 мая Лютьенс сообщает командованию, что преследование продолжается, а в 9:12 передаёт ещё одну, весьма длинную, радиограмму. Вечером командование сообщает Лютьенсу, что британцы, по-видимому, его потеряли, и приказывает сообщить данные о своём положении и скорости, если это не так. Ответной радиограммы Лютьенс не посылает, но радиоперехват утренних сообщений позволяет британской стороне приблизительно определить местоположение немецкого линкора. Тем не менее Тови ошибочно заключил, что Бисмарк направляется к проливу между Исландией и Фарерскими островами, и его соединение начало движение на северо-восток.

26 мая утром в 10 часов Бисмарк был обнаружен примерно в тысяча трёхста км к северо-западу от Бреста экипажем гидроплана Каталина. Позднее в этот же день линкор был также обнаружен двумя другими британскими самолетами. Доберись Бисмарк до берегов оккупированной Франции, вскоре смог бы рассчитывать на прикрытие своего корабля с воздуха самолётами люфтваффе.

Единственным британским соединением, способным замедлить Бисмарк, было соединение Эйч под командованием адмирала Соммервилла, которое вышло из Гибралтара, имея в своём составе авианосец Арк Ройял. В 14:50 с него к месту обнаружения вылетели торпедоносцы-бипланы Фэйри Суордфиш. К тому времени в этом районе находился отделившийся от соединения для установления контакта с немецким линкором британский крейсер Шеффилд, и не оповещённые об этом пилоты ошибочно начали торпедную атаку. К счастью для британцев, ни одна из 11 выпущенных торпед не попала в цель.

К 17:40 Шеффилд установил визуальный контакт с Бисмарком и начал преследование. В 20:47 пятнадцать торпедоносцев с Арк Ройял начали вторую атаку на немецкий линкор. Два самолета велись пилотами настолько низко, что команды скорострельной малокалиберной артиллерии находились выше атакующих и с трудом различали их на фоне волнующегося моря. Британский пилот Джон Моффат добился попадания, которое имело решающее последствия: пытаясь уклониться от торпеды, Бисмарк повернул влево, и торпеда вместо пояса брони по правому борту попала в кормовую часть, причинив тяжёлое повреждение рулевого механизма и заклинив рули.

Бисмарк потерял возможность маневрировать и начал циркулировать. Попытки восстановить управляемость успеха не принесли, и линкор стал двигаться на северо-запад. В 21:45 Бисмарк открыл огонь по Шеффилду, ранив 12 человек, а ночью вступил в бой с британским соединением, состоявшим из эсминцев типа Трайбл: Казак, Сикх, Зулу и Маори, вместе с Польским эсминцем Пиорун. Ни та, ни другая сторона не добилась прямых попаданий. К утру была дана команда остановить машины. Корабль уже был в радиусе действия бомбардировочной авиации Германии, но она не оказала помощи линкору. Инженер-капитан Юнакна на Бисмарке запросил мостик о разрешении дать хотя бы малый ход по технической необходимости. С мостика ответили: «Ах, делайте, что хотите». Кораблю был дан малый ход. В 8:15 была в последний раз объявлена боевая тревога.

27 мая в 8 утра Родни и Король Георг Пятый подошли к Бисмарку на расстояние 39 км. Родни держался курса на север так, чтобы вести огонь по Бисмарку с достаточной дистанции, в то время как Король Георг Пятый принял в сторону. В 08:47 со стороны Британии был открыт огонь. Бисмарк также ответил огнём, но его неспособность уклоняться и крен негативно влияли на точность стрельбы. Низкая скорость также сделала корабль лёгкой целью для тяжёлых крейсеров Норфолка и Дорсетшира, объединивших свою огневую мощь. Спустя 15 минут двухсот миллиметровый снаряд с Норфолка поразил главный дальномерный пост на фок-мачте. При этом был убит офицер Адальберт Шнейдер. Ещё спустя 5 минут снаряд с Родни, поразил обе носовые башни Бисмарка, Антон и Бруно, выводя из строя последнюю. Одновременно другим попаданием разрушило передовой контрольный пункт, убив большинство высших офицеров. Кормовые башни корабля Цезарь и Дора продолжали стрельбу на близкой дистанции, но попаданий не добились. В 09:21 башня Дора была выведена из строя. Команде башни Антон удалось произвести один последний залп в 09:27. А в 09:31 и Цезарь дал свой последний залп и тогда же вышел из строя. Близкие разрывы снарядов этого залпа повредили Родни, заклинив торпедные аппараты. Огонь Бисмарка в ходе всего сражения был сосредоточен на Родни, возможно, в надежде на достижение успеха, подобно достигнутому в противостоянии с Худом.

После 44 минут боя тяжёлые орудия Бисмарка замолкли. Родни подошёл на дальность прямого выстрела, в то время как Король Георг Пятый продолжал стрельбу с большого расстояния. Бисмарк до самого конца не спускал боевого флага. Британцы не желали оставлять Бисмарк в покое, но и тот не подавал признаков сдачи, несмотря на неравную борьбу. Запасы топлива и снарядов британской эскадры были невелики. Это создавало дополнительные трудности для линейных кораблей, стремившихся потопить боевую единицу подобную Бисмарку, несмотря на численное превосходство. Однако, когда стало очевидно, что их враг не сможет достигнуть порта, линкоры Родни, Король Георг Пятый и эсминцы были отозваны домой. Крейсерам было приказано добить Бисмарк торпедами. Норфолк использовал свои последние торпеды, а подключившийся к атаке Дорсетшир выпустил три торпеды, которые поразили Бисмарк на короткой дистанции. Верхняя палуба линейного корабля была почти полностью разрушена, но его машины всё ещё функционировали. Был отдан приказ открыть кингстоны и покинуть корабль. Многие из команды прыгали за борт, но с нижних палуб только нескольким морякам удалось выбраться живыми. Капитан Линдеманн считался убитым со всеми офицерами после того, как мостик был поражён четырёхсотмиллиметровым снарядом. Неясно также, он ли отдавал приказ покинуть судно или же нет. В то же время некоторые из спасшихся настаивали, что видели капитана живым, добровольно оставшимся со своим идущим ко дну кораблём. Бисмарк ушёл под воду, перевернувшись вверх килем в десять часов тридцать девять минут. Не зная судьбы Бисмарка, немецкая командная база продолжала посылать сигналы ещё несколько часов, пока британское агентство Рейтер не сообщило в новостях из Лондона — «корабль потоплен». Крейсер Дорсетшир и эсминец Маори остались, чтобы спасти оставшихся в живых, но из-за тревоги, сыгранной с появлением немецкой подводной лодки, покинули место битвы, сумев спасти только 110 моряков с Бисмарка и бросив остатки команды в воде. Среди спасённых был корабельный кот. Следующим утром U-74 и немецкое метеорологическое судно «Заксенвальд» подобрали пятерых оставшихся в живых моряков. Всего из двух тысяч двухсот человек команды Бисмарка погибло одна тысяча девятьсот девяносто пять. После этого боя Джон Тови написал в своих мемуарах: „Бисмарк“ дал самый героический бой при самых невозможных условиях, достойный старых дней Имперского немецкого Флота, и он ушёл под воду с поднятым флагом. В операции против Бисмарка участвовало 57 надводных кораблей и 8 подводных лодок Королевского флота. Хоть и Бисмарку удалось победить в бою против Худа, неравные силы всё таки одолели его. Командование германских ВМС было вынуждено пересмотреть свои планы по применению крупных надводных кораблей в рейдерских операциях против конвоев. По сей день существует множество обсуждений того, что могло пойти иначе. Капитан Тирпица просился пойти вместе с Бисмарком, но хоть и Тирпиц был введен в строй, на самом деле он не был готов полностью к боевым походам, но одно лишь его присутствие многое могло изменить, как минимум Бисмарк тогда не потопили бы. Немцы не стали отправлять Тирпица, но у англичан не было никаких проблем с тем, чтобы вытолкнуть "Принца Уэльского" в плавание с Худом, хотя он, конечно, тоже ещё не был готов полностью. В 2002 году Джеймс Кэмерон, снимая документальный фильм «Экспедиция Бисмарк», используя подводные аппараты «Мир», смог получить снимки повреждений кормовой части корабля. Они подтвердили наличие серьёзных ошибок в конструировании корпуса, которые впоследствии причиненных повреждений привели к потере управления.

Всем, кому была интересна данная статья, прошу оценить мой труд пальцем вверх и подписаться на канал, так Вы не пропустите будущие интересные публикации!