Найти в Дзене

Политехнический музей в Москве: вспоминаем историю

В рамках проекта «Образы 3.9» начнем архитектурное путешествие по неорусской Москве конца XIX - начала XX веков. Сегодня в фокусе нашего внимания Политехнический Музей на Новой площади, дом 3/4. Дата основания: 1872 год. Главным архитектором стал Николай Шохин. По традиции того времени, оформлением фасадов занимался другой архитектор: великий князь Константин Николаевич утвердил проект Ипполита Монигетти и Никонова в русско-византийском стиле XVII века с оригинальными орнаментами, пилястрами и балконами. Проектные чертежи главного входа и лестницы разработал Александр Каминский. Строительство всех крыльев растянулось на три десятилетия при участии множества архитекторов: И. П. Машкова, С. Н. Тихомирова, Ф. О. Шехтеля и прочих. Архитектурные особенности: Здание Политехнического музея стало первым в России строением, спроектированным специально под музейные нужды, а также одним из первых общественных зданий, выполненных в русском стиле. Хотя фасады получили разное стилистическое оформле

Иллюстрация Алисы Кнатько
Иллюстрация Алисы Кнатько

В рамках проекта «Образы 3.9» начнем архитектурное путешествие по неорусской Москве конца XIX - начала XX веков. Сегодня в фокусе нашего внимания Политехнический Музей на Новой площади, дом 3/4. Дата основания: 1872 год.

Главным архитектором стал Николай Шохин. По традиции того времени, оформлением фасадов занимался другой архитектор: великий князь Константин Николаевич утвердил проект Ипполита Монигетти и Никонова в русско-византийском стиле XVII века с оригинальными орнаментами, пилястрами и балконами. Проектные чертежи главного входа и лестницы разработал Александр Каминский. Строительство всех крыльев растянулось на три десятилетия при участии множества архитекторов: И. П. Машкова, С. Н. Тихомирова, Ф. О. Шехтеля и прочих.

-2

Архитектурные особенности:

Здание Политехнического музея стало первым в России строением, спроектированным специально под музейные нужды, а также одним из первых общественных зданий, выполненных в русском стиле. Хотя фасады получили разное стилистическое оформление, так как в общей сложности ансамбль формировался более тридцати лет. Центральный корпус выполнили в бело-охристой расцветке, его декорировали небольшими башенками, венчавшими кровлю и аттик. Заложенный в 1887-м южный корпус визуально вытянули по горизонтали, сместив уровень этажей. Отличительной чертой крыла стали «смотровые» башенки, сходные по стилистике с Царской башней Кремля. Экстерьер северного крыла получил черты модного в начале XX века стиля модерн. Но его декор соответствует оформлению главного корпуса, благодаря чему комплекс воспринимается как единое архитектурное целое. Трёхчастный северный фасад с выступающим аттиком замыкает Лубянскую площадь, подчёркивая главенствующее положение Политехнического музея. Стены декорированы фреской монументальной живописи «Аллегория хозяйственного труда» включающей три композиции: «Пахарь», «Семья» и «В кузнице». В ходе реконструкции 2010-х годов красочный слой законсервировали и обновили. Благодаря асимметричному построению двух боковых крыльев архитекторы подчеркнули доминирующее положение центрального корпуса.

Интерьерная картина на холсте в смешанной технике художницы Алисы Кнатько
Интерьерная картина на холсте в смешанной технике художницы Алисы Кнатько

Внутреннее убранство Политехнического музея В вестибюлях, в экспозиционных залах главного здания стены и потолки оформлены профилированными тягами, геометрическим лепным орнаментом и плафонами. Особое внимание архитекторы уделили Большой аудитории. Её площадь составила 122,8 квадратные сажени. Помещение перекрыли плоским потолком без промежуточных опор со световым окном размером 8 на 4 метра в центре.

Металлические части кровли выполнили из авиационного алюминия, чтобы снизить вес конструкции. На сцене за трибуной лектора находился стеклянный вытяжной шкаф для химических опытов, над которым поместили таблицу Периодической системы элементов Менделеева. Из центра зала амфитеатром расходились полукруглые скамейки из русской берёзы на 900 мест. Начиная с 1948 года, интерьер Большой аудитории неоднократно менялся.

Каждая лестница комплекса имеет уникальный декор. Так, подвальные марши в русско-византийском стиле оформлены крашеным литьём, доломитовыми ступенями, колонками с кубическими капителями. Торшеры вестибюлей выполнили из гипса, что было необычно для декоративно-прикладного искусства конца XIX века.

-4

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал выставочную деятельность, но ещё работал как пункт противовоздушной обороны и убежище. С 1947 года Политех был под руководством Всесоюзного общества «Знание», там возобновили экскурсии, публичные лекции-демонстрации и консультации, были налажены контакты с зарубежными музеями. В честь столетия Политехнического музея в 1972 году его коллективу присвоили орден орден Трудового Красного Знамени. В 1991-м Политехнический музей был объявлен особо ценным объектом наследия народов Российской Федерации. Во время нестабильной экономической ситуации в стране музей переживал период стагнации. В 2000 году был создан Попечительский совет Политеха. С 2013 года в историческом здании проходит реставрация, завершение которой планировалось в 2021 году, но было отложено до 2025 года. Выставочная деятельность продолжается на других площадках, например, ВДНХ и технополисе «Москва».

С нетерпением ждем открытия дверей нового Политеха! А пока наслаждаемся его фасадами, которые уже отреставрированы.