"Ни дня без строчки" Юрия Олеши

Сегодня 125 лет со дня рождения Юрия Карловича Олеши. Признаюсь, я практически не знакома с его творчеством. С самого детства перед глазами фильм по сказочной повести "Три толстяка". Смотрела я его не один раз, а вот читала ли саму сказку - сложно вспомнить. Как ни странно, но кто такой Юрий Олеша, что написал, где работал, с кем был дружен - все эти факты постоянно всплывали где-то, у меня даже было какое-то ложное ощущение, что я много про него знаю. На самом деле, нет. Почти ничего. И решила начать я с книги, которая была составлена уже после его смерти. Составлена из "разрозненных фрагментов и кусков". Так ли был понят замысел писателя, всё ли вошедшее нужно было включать - об этом мы уж не узнаем никогда.

Надо написать повесть о душе, которая брошена в мир, в ужас и хочет оптимизма, о самом себе - начиная опять-таки с первого прихода в гимназию.
Я знаю, здесь должны быть гиацинты... Будут скоро. Сфотографирую и заменю.
Я знаю, здесь должны быть гиацинты... Будут скоро. Сфотографирую и заменю.

Но начинается книга не с гимназии всё-таки. Читатели переносятся в детство писателя. "Я ем арбуз под столом, причём я в платье девочки. Красные куски арбуза..." И вот такое первое воспоминание задаёт настроение и остальным: странно, ярко и любопытно.

Содержание книги, которую я читала. Издательство "Иллюминатор", 2023.
Содержание книги, которую я читала. Издательство "Иллюминатор", 2023.

Уже ближе к концу книги есть фрагмент, в котором мелькает фраза про деление жизни на три части. И вот если поделить жизнь Юрия Олеши на те самые трети, то в книге про вторую треть меньше всего: довольно много про первую треть (часть 1 и 2), а дальше всё же больше про последнюю треть, а вот про время работы в газете, про время, когда его произведения ещё печатали, на мой взгляд, очень мало.

Пусть не думает читатель, что эта книга, поскольку зрительно она состоит из отдельных кусочков на разные темы, то она только лишь протяженна; нет, она закруглена; если хотите, это книга даже с сюжетом, и очень интересным. Человек жил и дожил до старости. Вот этот сюжет. Сюжет интересный, даже фантастический. В самом деле, в том, чтобы дожить до старости, есть фантастика. Я вовсе не острю. Ведь я мог и не дожить, не правда ли? Но я дожил, и фантастика в том, что мне как будто меня показывают.

Ко многим темам и мыслям он возвращается неоднократно. Много размышлений о смерти, самых разных: удивляющих, примиряющих, философских.

Безусловно, я никогда не умру, думал я в молодости. Пока я стану взрослым, пока пройдут годы, что-нибудь изобретут, что не даст людям умирать.
издательство "Иллюминатор", 2023
издательство "Иллюминатор", 2023

Первая часть "Детство": очень пёстрая мозаика, но всё равно детство - золотое. Уже тут появляется "Божественная комедия" Данте (спектакль по ней смотрели родители, а затем рассказывали сыну). Очень яркое впечатление, которое только усиливалось позже после знакомства с произведением.
Вторая часть "
Одесса": возникает тема цирка. Очарование цирком на всю жизнь, знаменитый цирк Ефимовых. Восхищение "великой техникой", возникшей на его глазах: электрическая лампочка, трамвай, авиация. Заря футбола, Олеша-футболист, покупка бутсов как событие. Мне показалось, что эта часть самая интересная с точки зрения картины времени.

Фото: © РИА Новости
Фото: © РИА Новости

И вот уже во вторую часть входит тема поэтов и писателей не как фамилий на обложках книг, а людей, с которыми здороваешься: с кем-то дружишь, кого-то обожаешь, кого-то не понимаешь. Если честно, воспоминания о поэтах и писателях, отношение Юрия Олеши к творчеству современников и классиков для меня были самыми интересными страницами. Вторая часть завершается замечательной историей о том, как Эдуард Багрицкий по любой предложенной теме писал сонет за пять минут.

Начиная с третьей части о себе Юрий Олеша почти не рассказывает. О себе - в плане событий из жизни, об этом лишь чуть-чуть, а вот о других много и много различных наблюдений, размышлений. Даже о гномах.

Очевидно, развивается только ум, касающийся овладения материальным миром, - техника, наука. Ум, касающийся овладения самим собой, не изменяется.

О Маяковском:

Это был, как все выдающиеся личности, добрый человек.

О Грине:

Наличие в русской литературе такого писателя, как Грин, феноменально.
Сегодня 125 лет со дня рождения Юрия Карловича Олеши. Признаюсь, я практически не знакома с его творчеством. С самого детства перед глазами фильм по сказочной повести "Три толстяка".-6

Часто вспоминает о жизни и творчестве А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого. Кстати, не всегда речь о произведениях, иногда просто какие-то любопытные наблюдения, один из фрагментов о графологах и почерке:

Приглядитесь к почерку Пушкина - кажется, что плывёт флот!
Мне кажется, что теперь я всё время буду видеть флот, глядя на рукописи Александра Сергеевича
Мне кажется, что теперь я всё время буду видеть флот, глядя на рукописи Александра Сергеевича

Постоянно Юрий Олеша возвращается мыслями к собственному творчеству, к писательскому мастерству.

У меня в папке имеется по крайней мере триста страниц, помеченных цифрой 1. Это триста начал "Зависти". И ни одна из этих страниц не стала окончательным началом.
Обладание писательской техникой достигается ежедневным и систематическим - как служба - писанием. Увы, мы не умеем работать.

У него была особая требовательность к своим текстам.

Сегодня 125 лет со дня рождения Юрия Карловича Олеши. Признаюсь, я практически не знакома с его творчеством. С самого детства перед глазами фильм по сказочной повести "Три толстяка".-8

Я и не знала, что Юрия Олешу называли королём метафор!

Я твёрдо знаю о себе, что у меня есть дар называть вещи по-иному. Иногда удаётся лучше, иногда хуже. Зачем этот дар - не знаю. Почему-то он нужен людям.
Сегодня 125 лет со дня рождения Юрия Карловича Олеши. Признаюсь, я практически не знакома с его творчеством. С самого детства перед глазами фильм по сказочной повести "Три толстяка".-9

В книге, изданной "Иллюминатором", не только "Ни дня без строчки", есть ещё несколько рассказов, воспоминания о поэтах и писателях, статьи. Если честно, сложно провести границу, всё органично существует под одной обложкой.

Алексей Толстой о замысле "Золотого ключика"
Алексей Толстой о замысле "Золотого ключика"

Читать было интересно, читать было легко, но сам Юрий Карлович для меня всё равно остался загадкой. На страницах книги я о многих известных писателях и не только писателях узнавала новое, по-другому смотрела на знакомые произведения, но автор "Ни дня без строчки" для меня приоткрылся лишь слегка. Теперь хочется прочитать чьи-нибудь воспоминания об Олеше. Валентин Катаев в книге "Алмазный мой венец" о нём писал, выходил и вот такой сборник:

издательство "Советский писатель", 1975
издательство "Советский писатель", 1975

А вы читали книги Юрия Олеши? Его роман "Зависть"? Возможно, порекомендуете, что можно почитать о самом писателе?