36 подписчиков

Чарли Пикард, Джамила Кнопф, Guweiz, Нэйтан Фоукс “Цвет и свет: полное пособие по теоретическим основам”.

В первом разделе книги художник Чарли Пикард исследует различные измерения и интерпретации цвета: как мы его видим и какими способами воспринимаем, с помощью каких методов можно им управлять и как применять подобные знания при работе с цифровыми медиа и при смешивании реальных пигментов.

Например, приводится описание системы Манселлы, которая представляет цвет в виде трёхмерного пространства. Манселл выделил пять основных тонов: жёлтый, красный, зелёный, синий и фиолетовый. Каждый цвет расположен на удалении десяти ступеней от другого. Численное обозначение присваивается цвету в следующем порядке: цветовой тон, затем значение, а после этого хрома.

Цветовая система Манселла.
Цветовая система Манселла.

Значение можно объединить в три группы: светлые, средние и тёмные. Допустимо слегка варьировать значения внутри них. Но светлые значения не могут становиться средними, средние — тёмными, чтобы не затруднять верное восприятие изображения.

Второй раздел книги посвящён свету и начинается с знакомства с основными категориями света и окружающих нас материалов. Даётся разъяснение, как изображать матовые, зеркальные и прозрачные поверхности, а также объекты, сочетающие в себе несколько качеств света и материала.

Автор даёт советы о том, как применять знания и изображать предметы в зависимости от их материала и окружения.

Например, прозрачные материалы. Свет проходит через большее количество материала на внешних сторонах стеклянных стаканов, чем в центре, поэтому края кажутся более тёмными. Используя эффект затемнения краев, можно правдоподобно изобразить прозрачный стеклянный объект.

Затенение матовой поверхности, зеркальное отражение и прозрачность не существуют по отдельности. При сочетании этих явлений следует помнить о эффекте Френеля, общее правило которого звучит следующим образом: крутой угол = слабое зеркальное отражение, острый угол = выраженное зеркальное отражение. Этот эффект наиболее отчетливо заметен на поверхности озера в ясный день. Если наблюдать его вблизи, то становятся отчетливо видны камни под прозрачной водой. Однако, чем дальше падает взгляд, тем менее четким становится подводное изображение, и мы начинаем видеть зеркальное отражение далекого берега.

Не существует чисто матовой поверхности, всегда присутствует некоторый зеркальный блеск, о чем следует помнить во время рисования.

Атмосферная перспектива. Имея дело с прохладной атмосферой и теплым солнечным светом, необходимо помнить, что холодные цвета располагаются будто бы «дальше» по сравнению с более теплыми.

Иллюстрация Джамилы Кнопф, которая приводится в книге в качестве примера для раздела "Атмосферная перспектива". Оттенок фона вдалеке холоднее.
Иллюстрация Джамилы Кнопф, которая приводится в книге в качестве примера для раздела "Атмосферная перспектива". Оттенок фона вдалеке холоднее.

Передавая текстуру поверхности, полезно рассмотреть, что происходит с одной простой плоскостью, когда совершается переход от света к тени. Например, ворсистая текстура теннисного мяча менее заметна на самых ярких областях. Т.е. на свету текстура видна плохо, а в тени лучше. Многие художники активно пользуются данным приемом и уделяют большое внимание добавлению текстуры в областях темного полутона.

Чарли Пикард, Джамила Кнопф, Guweiz, Нэйтан Фоукс “Цвет и свет: полное пособие по теоретическим основам”. Пример из книги.
Чарли Пикард, Джамила Кнопф, Guweiz, Нэйтан Фоукс “Цвет и свет: полное пособие по теоретическим основам”. Пример из книги.

В заключении книги приводятся разделы с мастер-классами (Джамила Кнопф, Guweiz, Нэйтан Фоукс) и галерея работ художников.

Мастер-класс “Ден за днём” Джамилы Кнопф показывает пять разных сценариев для освещения одного и того же летнего дня (пасмурная погода, яркий солнечный свет, раннее утро, закат, погода во время дождя).

Чарли Пикард, Джамила Кнопф, Guweiz, Нэйтан Фоукс “Цвет и свет: полное пособие по теоретическим основам”. Джамила Кнопф "День за днём".
Чарли Пикард, Джамила Кнопф, Guweiz, Нэйтан Фоукс “Цвет и свет: полное пособие по теоретическим основам”. Джамила Кнопф "День за днём".

Мастер-класс Guweiz “Ужин” (отрисовка сцены с персонажем в мрачной атмосфере) рассказывает о том, как планировать сцену, выбрать ракурс; подобрать атмосферу и цвета; отрисовать объемы, текстуры и окклюзии и др.

Чарли Пикард, Джамила Кнопф, Guweiz, Нэйтан Фоукс “Цвет и свет: полное пособие по теоретическим основам”. Работы Guweiz из книги.
Чарли Пикард, Джамила Кнопф, Guweiz, Нэйтан Фоукс “Цвет и свет: полное пособие по теоретическим основам”. Работы Guweiz из книги.

Мастер класс Нэйтана Фоукса “Башня в парке Бальбоа”: изображение известной достопримечательности Сан-Диего, где показано, как солнечный свет взаимодействует с яркими и нейтральными цветами.

Чарли Пикард, Джамила Кнопф, Guweiz, Нэйтан Фоукс “Цвет и свет: полное пособие по теоретическим основам”. Работа Нэйтана Фоукса “Башня в парке Бальбоа” из книги.
Чарли Пикард, Джамила Кнопф, Guweiz, Нэйтан Фоукс “Цвет и свет: полное пособие по теоретическим основам”. Работа Нэйтана Фоукса “Башня в парке Бальбоа” из книги.

Цитаты из книги:

«Поначалу мы все считаем, что наше зрение объективно и позволяет видеть вещи такими, какие они есть на самом деле… Однако это в корне неверно. Зрительное восприятие на всех уровнях по своей природе субъективно» (Чарли Пикард).

«Вещи не являются объективно большими, маленькими, яркими или тёмными — они становятся таковыми, когда мозг сравнивает их с чем-то. Всё, что мы наблюдаем или сообщаем зрителю, основано на прошлом опыте» (Чарли Пикард).

«Когда мы только начинаем рисовать, как правило, изображаем то, что видим, с помощью линий. Однако в природе их не существует. Все, что предстает перед нашими глазами, на самом деле является просто вариациями форм цвета. Осознав эту простую истину, мы сталкиваемся с проблемой. Сами по себе фигуры кажутся двухмерными, но когда мы смотрим на окружающие предметы, то воспринимаем трехмерные формы» (Чарли Пикард).

#обзоркниг #рисование #цвет_свет

________________________

Telegram-канал: Art by Ocennyy.

💜 Поддержать автора. 💜