8,2K подписчиков

Все фильмы про Годзиллу и Конга: от худшего к лучшему

4,2K прочитали

Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера до сегодняшних дней, где на серии фильмов пытается нажиться буквально вся мировая киноиндустрия. Годзилла и Конг стали настоящими достояниями поп-культурной революции в кинематографе: сегодня это чуть ли не самые узнаваемые образы монстров, а американцы и японцы буквально сражаются за качество лучшего современного фильма в кайдзю-жанре. В сегодняшнем рейтинге рассмотрим абсолютно все части так называемого "Монстрвёрса": от 1933-го года и многочисленных дешёвых японских спин-оффов оригинальной "Годзиллы", до американских адаптаций и возрождений культовой нестарющей классики. Разумеется, в этой статье автор не будет потешаться над посредственной картинкой и эффектами самых старых кинокартин, сосредоточившись лишь на их внутреннем наполнении: ведь каждая часть принадлежит своей эпохе, как и её техническое качество. А места были расставлены по подсчётам средних оценок с таких киноагрегаторов, как: Кинопоиск, IMDb, Letterboxd (там франшизу про Годзиллу любят особенно сильно), Rotten Tomatoes и Metacritic. Приятного прочтения!

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера

53. "Атака Годзиллы" (1969)

Средний балл - 41,8%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-2

На момент 1969-го года формула японского кайдзю-жанра давно и бесповоротно устарела, ей была необходима срочная реабилитация. Однако в те времена авторам казалось, что они могут "модернизировать" вид давно загнувшейся франшизы, сведя всю историю к банальному эскапистскому воображению юного затравленного обществом мальчика, и превратив Годзиллу из неукротимого и смертоносного монстра в заботливого и верного папочку, воспитывающего своего неугомонного и раздражающего сына. К слову, в оригинальном переводе фильм носит прозаичное название "All Monsters Attack" - не является ли оно своеобразным обманом зрителей?

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-3

52. "Кинг-Конг жив" (1986)

Средний балл - 42,2%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-4

"Кинг-Конг жив" - это прямое продолжение ремейка фильма о гигантской горилле 1976-го года выпуска. В отличие от "Годзиллы", историю оригинального "Конга" не стали продолжать после 1933-го, поэтому авторам ленты нужно было придумать совершенно новую и уникальную для жанра концепцию. Но в конечном итоге не нужный для сеттинга ленты юмор, нарочито плохие актёрские выступления (удивительно, что одна из главных ролей отошла Линде Хэмилтон) и сырой сценарный материал сказали своё дело максимально громко: преданные фанаты кайдзю-жанра набросились на фильм сразу же с момента его премьеры

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-5

51. "Невероятный Варан" (1962)

Средний балл - 49%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-6

Авторы японского "Монстрвёрса" изначально понимали, что "выехать" на одних лишь рассказах про Годзиллу им не получится. Поэтому уже через несколько лет после премьеры оригинального фильма продюсеры жанра начали придумывать новых кайдзю, одним из которых стал таинственный злобный Варан - своеобразный Бог для местных племенных аборигенов. Сиквел про этого ящера, подогнавший историю ближе под американскую аудиторию зрителей, лишь ухудшил все немногочисленные положительные качества первой части, превратившись в бессвязно-сексистскую мешанину из набора штампов и отвратительной картинки (даже по меркам тех лет). После чего создатели решили раз и навсегда забыть про этого персонажа

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-7

50. "Годзилла" (1998)

Средний балл - 49,1%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-8

Удивительно, что даже в таком неоднозначном рейтинге фильм великого и ужасного Роланда Эммериха занял одну из конечных позиций. Первая американская версия "Годзиллы" действительна плоха абсолютно во всём: отвратительный CGI, из-за которого авторы отказались от усовершенствованных практических эффектов (в ленте точно была представлена Годзилла, а не шаблонный портрет динозавра из "Парка Юрского периода"?), посредственные картонные персонажи-люди (в фильмах "Монстрвёрса" хоть и не бывает по-другому, но в ленте Эммериха они максимально отталкивающие), ужасный экшен и обманчивая популяризация изменённого на потеху американской публике кайдзю-жанра. Можно только догадываться, что ощущали после просмотра этой "Годзиллы" японцы

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-9

49. "Годзилла против Мегалона" (1973)

Средний балл - 50,2%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-10

Самым ужасным с точки зрения качества решением было превращение кайдзю-жанра из холодного сай-фай триллера с политическими подоплёками в разноцветный детский блокбастер, некоторыми кадрами напоминающий самые дешёвые и вычурные мультсериалы с потока вещания кабельного телевидения. Увы, "Годзиллу против Мегалона" не спасает даже гротескный стиль, потому что жанр попытались окончательно свести к уровню младенческого мультфильма. Хотя с внешнего вида человекообразного робота Джета Ягура и можно пустить смешинку

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-11

48. "Сын Конга" (1933)

Средний балл - 51,4%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-12

К сожалению, агония в виде жажды неукротимых продюсеров в дешёвых и наивных продолжениях популярных кайдзю-фильмов нахлынула киноиндустрию ещё в начале 1930-х. Только успела отгреметь премьера культового оригинального "Кинг-Конга", как в том же году за короткое время отсняли его вольное продолжение, где речь пошла уже о сыне гигантской гориллы. Ухудшилось практически всё: практические эффекты, безвкусный сценарий, слабые актёрские работы, не связанные друг с другом сюжетные наброски. После "Сына Конга" фильмы про огромную обезьяну перестали выпускать вплоть до середины 1970-х. Может это и было верным решением...

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-13

47. "Сын Годзиллы" (1967)

Средний балл - 52%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-14

Японские авторы сместили акцент с главного кайдзю на его родного сына по имени Минилла. Получилось, однако, с переменными успехами: "Сын Годзиллы" снят настолько топорно, лениво, безыдейно и даже карикатурно, что в какие-то моменты начинает походить на детское развлекательное шоу, куда Годзиллу с его пасынком пригласили в качестве специальных гостей. Впрочем, арку с Миниллой никто не стал закрывать, потому так ненавидимый фандомом персонаж продолжил появляться в "Монстрвёрсе" даже после колоссального провала своего дебютного фильма

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-15

46. "Мотра 2" (1997)

Средний балл - 54,5%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-16

Под самый конец двадцатого века у японских авторов кайдзю-жанра уже случилась творческая стагнация: продюсеры не понимали, что им ещё можно выдоить из давно загнувшейся концепции, поэтому в разработку было пущено сразу несколько спин-оффов "Годзиллы" про его главных врагов. Однако если первая "Мотра" ещё смотрелась оригинально, то вот вторую часть настигла лень сценаристов и постановщиков: фильм представляет из себя чистый безвкусный экшен, поставленный на самом посредственном уровне качества. Не зря сегодня многие фанаты "Годзиллы" считают вторую "Мотру" одним из худших фильмов всего "Монстрвёрса"

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-17

45. "Гигантский монстр Варан" (1958)

Средний балл - 54,6%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-18

Оглушительный успех самой первой "Годзиллы" наглядно показал японским продюсерам, что останавливаться на достигнутом не имеет никакого смысла (из-за этого, к слову, франшиза существует в медиа-пространстве и по сей день), а потому сценаристы начали продумывать концепты новых проектов про огромных кайдзю, разрушающих всё на своём пути. "Варан" по сути дела никак не связан с основными событиями "Годзиллы", доказав аудитории, что у авторов не слишком хорошо получается в прописывание совершенно новых оригинальных персонажей. Вследствие чего подобные казусы в будущем повторялись в очень малых количествах

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-19

44. "Побег Кинг-Конга" (1967)

Средний балл - 55%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-20

На этот раз историей о гигантской горилле занялись японцы, во главе с Исиро Хондо, объединившие здорового примата с нотками кайдзю-жанра: в "Побеге" Конг противостоит не жадным и жестоким людям, а собственному механическому двойнику (создали "МехаКонга" ещё до того, как для жанра это стало мейнстримом), а весь экшен поставлен с примесью уже базового для работ японцев юмора и некой неряшливой карикатурности. Но такого ли "Кинг-Конга" мы с вами привыкли видеть?

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-21

43. "Годзилла против Морского монстра" (1966)

Средний балл - 55,2%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-22

Увы, сюжет в фильмах японского "Монстрвёрса" явно не преобладает над карикатурностью или бесшовным экшеном. Однако в "Ужасе бездны" (название "Годзилла против Морского монстра" - отсебятина наших переводчиков) эта неряшливость перешла все возможные границы: что, впрочем, не помешало преданным фанатам "старого" течения франшизы (если таковые, конечно, тут имеются) насладиться этим зрелищем: всё-таки морской сеттинг подходит "Годзилле" намного больше

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-23

42. "Годзилла" (1977)

Средний балл - 55,5%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-24

Было очевидно, что невероятная популярность образа Годзиллы рано или поздно захлестнёт не только японскую, но и всю мировую киноиндустрию. Так, в 1977-м году с идеей о разработке переиздания оригинального фильма выступили итальянцы. От монохромной чёрно-белой плёнки избавились, предпочтя ей цветную, в историю добавили сразу несколько этюдов из всех японских фильмов о гигантском кайдзю, дабы увеличить хронометраж до стандартных для кинотеатрального проката полутора часов, а саундтрек масштабно переписали. Получилось, по правде говоря, лишь с переменными успехами: про итальянскую версию уже культовой японской работы забыли сразу же после её выхода

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-25

41. "Аторагон: Летающая субмарина" (1963)

Средний балл - 55,7%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-26

Весь концепт фильмов про Годзиллу изначально был политической аллюзией на происходящие в Японии события. Однако авторы "Аторагоны", своеобразного "ответа" фильмам о гигантском ящере (впрочем, лента таки входит в канон "Монстрвёрса"), восприняли эту идею чересчур в буквальном смысле: вся "Летающая субмарина" - это некий политический триллер, где кайдзю, в виде совершенно оригинального персонажа-дракона по прозвищу Аторагон, выступает лишь фоном для происходящих событий. Почему фильм о противостоянии между монстрами и людьми превратили в настолько скучную и унылую агитку?

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-27

40. "Кинг-Конг против Годзиллы" (1962)

Средний балл - 56,1%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-28

На самом деле детская непосредственность идеи о схватке двух уже культовых для киноиндустрии монстров была достаточно неплохой: однако авторы первого в истории "Монстрвёрса" кроссовера избрали слишком прямолинейный и даже штампованный ход, сведя Годзиллу и Конга в неряшливой и карикатурной схватке всего лишь в парочке сцен фильма. Смотреть на подобное сегодня попросту смешно: но ставили ли создатели на то, что в их "блокбастере" преобладать будет гротеск, а не пафосность или эпичность?

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-29

39. "Годзилла снова нападает" (1955)

Средний балл - 56,4%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-30

Уже в сиквеле оригинального фильма 1954-го года выпуска (а заодно и во втором фильме всего "Монстрвёрса" в принципе) японские авторы свели в схватке двух кайдзю: Годзиллу и Ангируса. Однако в то время зрители не были готовы к настолько сильной неряшливости и гротеску: из продолжения пропал весь драматизм и масштаб первой "Годзиллы", из-за чего франшиза лишилась своих прежних зрителей. Кто же тогда мог подозревать, что именно после второй части японская серия фильмов про кайдзю превратится в целые подобия концепта "Годзиллы снова нападает"

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-31

38. "Годзилла против Гайгана" (1972)

Средний балл - 57,4%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-32

Инопланетные тараканы в космических костюмах пытаются захватить Землю, используя концепт тематических парков, а неуловимый огромный ящер сражается не только с вернувшимся Гидорой, но и его новым помощником - антропоморфным гигантом-роботом Гайганом. Впрочем, эта "Годзилла" действительно ничем не выделяется на фоне своих предшественников: авторы лишь увеличили формулу гротеска, доведя её до сумасшедшего сюрреалистичного абсурда. Хотя не является ли каждый после оригинала фильм про кайдзю гротеском на грани фарса и безумия?

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-33

37. "Годзилла 1985" (1985)

Средний балл - 57,8%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-34

После своеобразной модернизации франшизы "Монстрвёрса" на смену противостояниям между кайдзю пришли очередные политические аллюзии: только на этот раз более неряшливые и лобовые. "Годзилла 1985" рассказывает уже о последствиях Холодной войны, где огромный стометровый кайдзю выступает лишь второстепенным фоном для разворачивающегося на экране мирового катаклизма. Впрочем, к формуле схваток между огромными монстрами японские авторы вернутся уже через парочку лет после 1985-го

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-35

36. "Мотра" (1996)

Средний балл - 59,7%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-36

В 1990-х у авторов "Монстрвёрса" случилась сильнейшая творческая стагнация за всю многолетнюю историю франшизы (впрочем, это и приведёт к тому, что основное "течение" серии фильмов придёт к своему завершению уже в начале нулевых): нужны были хоть какие-то идеи до продолжения "доения" этой киновселенной. И решили создатели сделать трилогию "Мотры", первая часть которой стала своеобразным ремейком фильма 1961-го года. Считайте огромную летающую бабочку эдакими "эвоком" от мира "Монстрвёрса", как и трилогию её фильмов - неряшливым и лёгким отходом от канонов франшизы

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-37

35. "Годзилла против СпэйсГодзиллы" (1994)

Средний балл - 59,8%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-38

Да, в 1990-х вперёд шагнула техническая составляющая фильмов про Годзиллу: всё-таки если расценивать ленту 1994-го исключительно как глуповатый и неряшливый блокбастер, то от этого он уйдёт только в плюс. Однако насколько же японские продюсеры обленились, что в очередной по счёту раз решили увести гигантского кайдзю в глубокие недры космоса, столкнув его в схватке со своей роботизированной "спэйс"-версией. Подобный потуг лишь ознаменовал всё отчаяние авторов франшизы, не понимающих, что им делать с "Годзиллой" дальше

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-39

34. "Годзилла против Монстра Зеро" (1965)

Средний балл - 60%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-40

Годзилла перебирается в космос спустя всего лишь одиннадцать лет после выхода оригинального фильма: именно там наш бравый стометровый кайдзю столкнётся в схватке с таинственным Монстром Зеро, угрожающем мирным жителям некой планеты Х. Гротескно и безумно? Как раз в стиле старого "Монстрвёрса"! А ещё с неплохим уровнем экранной буффонады и комичности. Увы, франшиза давно и бесповоротно превратилась в подобие неряшливого детского мультфильма: поэтому и оценивать её следует именно по подобному фактору

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-41

33. "Годзилла против Хедоры" (1971)

Средний балл - 60,4%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-42

Один гигантский наркотический трип вперемешку с высказываниями авторов на тему экологии и загрязнения океанов: примерно из нарезки подобного состоит противостояние Годзиллы и антропоморфного морского чудища Хедоры. По совместительству данный фильм является ещё и одним из самых жестоких во всём "Монстрвёрсе" (в отличие от других частей, здесь показаны ярко-выраженные последствия битвы двух кайдзю), несмотря на свою экранную гротескность. Впрочем, фанаты подобного трипа действительно остались в восторге

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-43

32. "Кинг-Конг" (1976)

Средний балл - 60,5%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-44

Мода на ремейки популярных/культовых в сфере поп-культуры работ появилась относительно давно, ещё в самой середине двадцатого века: разработку того же нового "Кинг-Конга" выносили в стенах Голливуда несколько лет, пока авторы не пришли к повторению идентичной 1933-му году формуле. По сути фильм 1976-го - та же самая старая классика, только более гротескная, неряшливая и дешёвая. Не стоило трогать оригинал, хоть в ряде СНГ-стран ремейк стал более культовым достоянием, нежели классический фильм про человеческие пороки, ставшие причиной гибели мирного существа

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-45

31. "Годзилла: Миллениум" (1999)

Средний балл - 60,6%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-46

Самый понятный способ описания эстетического противостояния между жанрами "старой" и "новой" школы фильмов про кайдзю можно найти, если объединить стили фильмов про Годзиллу из 1960-х и 1990-х одновременно. Так на свет и родился "Миллениум": "переходная" в нулевые года часть, где экранная комичность и буффонада соседствуют с многочисленными метафорами на повседневное человеческое общество. Японцы, простите, но это уже совершенно не тот уровень, что был в начале 1950-х

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-47

30. "Годзилла против Мегагируса: Команда на уничтожение" (2000)

Средний балл - 60,8%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-48

Пожалуй, это один из самых сюрреалистично-фантастических и безумных фильмов про Годзиллу за всё время существования "Монстрвёрса": как старого, так и нового. Японцы решили не отходить от канонов франшизы из 1990-х, перенеся весь "колорит" тех кинолент в современный блокбастер, где каждую минуту тебе преподносят новую безумную сцену, показывающую, как же быстро и тревожно франшиза "перескочила" от глубокого и напряжённого триллера к трэшовой и нереалистичной фантастике

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-49

29. "Годзилла 2: Король монстров" (2019)

Средний балл - 61,1%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-50

Уже в современной голливудской франшизе "Монстрвёрса" авторы попытались отдать дань уважения всем старым японским фильмам про Годзиллу и его врагов, упихнув в одну кинокартину сразу нескольких культовых противников и союзников гигантского кайдзю. Но вместо того, чтобы сосредоточиться исключительно на красивом, масштабном и брутальном экшене, создателей переклинило, и на первый план была поставлена штампованная и скучнейшая семейная сюжетная линия про отношения между дочерью-протагонистом и её родителями, оказавшимися по разные стороны баррикады. А ведь был колоссальный потенциал: что, впрочем, не перечёркивает отменный уровень качества нескольких битв между здоровыми монстрами

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-51

28. "Террор Мехагодзиллы" (1975)

Средний балл - 61,2%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-52

Мехагодзилла, роботизированная версия кайдзю, стала одним из самых узнаваемых и уже культовых образов во всём "Монстрвёрсе" (хотя сами посудите, насколько же странной и фантасмагоричной была изначальная идея о создании робота-противника оригинальной Годзиллы), о чём сразу же смекнули японцы, столкнув ящеров-противников в очередной громоздкой схватке. На этот раз - более масштабной и дорогой. Хотя стоили ли все эти усилия того?

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-53

27. "Мотра 3" (1998)

Средний балл - 61,7%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-54

Завершение трилогии "Мотры" выдалось настолько же бесчувственным и безыдейным, как и предыдущие две части: эти фильмы лишь подтвердили желание японских продюсеров подольше навариться на давно заглохнувшей франшизе, выдаивая из неё, а заодно и карманов преданных фанатов "Монстрвёрса", последние денежные остатки. Зачем зрителям в принципе нужна серия фильмов про второстепенного персонажа франшизы, интересного лишь на второстепенном плане в более масштабных кинокартинах, да ещё и в сказочно-сюрреалистичном сеттинге, напоминающем самую дешёвую детскую сказку про магию и волшебников?

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-55

26. "Родан" (1956)

Средний балл - 62,4%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-56

Первое полноценное ответвление оригинальной "Годзиллы", которое и запустило цепную реакцию из производства неряшливых и карикатурных продолжений первого фильма, отчаянно пытающихся повторить его формулу успеха. Однако в отличие от будущих представителей "Монстрвёрса", "Родан" выглядит более драматическим и монструозно гигантским (в хорошем смысле этого слова): на момент 1956-го года японские продюсеры ещё не откатились до уровня безыдейных инициаторов безумных нововведений

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-57

25. "Годзилла против Кинг Гидоры" (1991)

Средний балл - 62,8%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-58

После нескольколетнего застоя японские продюсеры полностью перезагрузили "Годзиллу" с чистого нуля, избавившись от всех правил и шаблонов предыдущих фильмов "Монстрвёрса". Но после просмотра "Годзиллы против Гидоры" возникает закономерный вопрос: зачем авторы решились на старт разработки "нового дыхания" для этой киновселенной, если вернулись к прежним этюдам и сценарным завязкам уже в начале девяностых? Инопланетяне, путешествия во времени, гротеск на грани безумия, душные и унылые сюжетные арки людей, карикатурные драки - в этой ленте нет ничего нового, для чего франшизу требовалось бы перезагружать

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-59

24. "Гидора, трёх-головый монстр" (1964)

Средний балл - 63,4%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-60

Следует помнить, что Годзилла никогда не была исключительно положительным персонажем (в первом фильме это и вовсе был антагонист, сеющий панику, хаос и разрушения на улицах Токио), но это правило сломал уже второй фильм "Монстрвёрса", а окончательно прикрепил за основу "сольник" и по совместительству очередной спин-офф, про главного противника гигантского ящера - трёх-голового инопланетного дракона Кинг Гидоры. Весь фильм написан с перспективы самого злодея, как и его очередная схватка с неукротимой Годзиллой. Пошло ли это ленте на пользу? Сказать тяжело

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-61

23. "Годзилла против Мотры: Битва за Землю" (1992)

Средний балл - 64,8%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-62

Чуть выше уже было указано, что в перезагрузке серии фильмов про Годзиллу изначально не было никакого смысла, ведь японцы откатили все задумки и этюды до трэшовых и безумных фильмов из 1960-1970-х. Собственно говоря, "Годзилла против Мотры" окончательно доказала, что жанр застрял на одном конкретном месте, а сценаристы и режиссёры ныне не понимают, чем ещё, помимо карикатурности, посредственных практических эффектов и гротеска, можно развлечь публику. К сожалению, проекты подобные этому работают лишь в качестве одноразового развлечения для самых подготовленных и наслышанных о франшизе зрителей

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-63

22. "Годзилла против Мехагодзиллы" (1974)

Средний балл - 64,9%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-64

Один из самых культовых и узнаваемых образов "Монстрвёрса" появился на больших экранах спустя целых двадцать лет после премьеры оригинальной "Годзиллы". В этом фильме японцы переходят все допустимые и недопустимые грани по части сюрреализма и безумия, уделяя большее количество времени сюжетным линиям людей (ведь зрители приходят на просмотр лент кайдзю-жанра ради семейных и дружеских тёрок между людьми, ведь так?). Хоть дебютная для Мехагодзиллы картина и не стала откровением, однако благодаря ей образ этого антагониста и стал настолько популярным и обсуждаемым в стенах интернета, даже по сей день

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-65

21. "Годзилла. Парад монстров" (1968)

Средний балл - 64,4%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-66

Первый громоздкий кроссовер в истории всего "Монстрвёрса" объединил вокруг своей истории сразу всех появлявшихся в предыдущих фильмах кайдзю, в том числе Годзиллу и его неугомонного пасынка, Миниллу. А сражаться ящеров и драконов поставили против неукротимой инопланетной Гидоры. Поэтому если рассматривать "Парад монстров" исключительно как зубодробительный и карикатурный "блокбастер" с толикой фансервиса, то от этого он только выиграет. Хотя знали ли авторы в 1968-м году о существовании такого слова, как фансервис?

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-67

20. "Годзилла против Биолланте" (1989)

Средний балл - 64,5%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-68

Справедливости ради, монстр Биолланте - это один из самых свирепых и пугающих образов антагонистов Годзиллы за всё время существования "Монстрвёрса" (с нетерпением ждём, когда арку со злодеем адаптируют уже в каком-нибудь из современных фильмов), что, впрочем, не перечёркивает всех прежних недостатков очередной "Годзиллы": скучные сюжетные арки людей, занимающие большую часть экранного времени, карикатурные линии с инопланетянами и какие-то бесчувственные лобовые нотки экологических аллюзий. Но за что ленту таки можно полюбить - так это за её злодея

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-69

19. "Годзилла, Король монстров!" (1956)

Средний балл - 64,6%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-70

Японцы так отчаянно пытались выжать формулу оригинальной "Годзиллы" до самого победного конца, что стагнация пришла уже на третьей части, где авторы вернулись к концепции классической ленты, отбросив драки кайдзю на полку до "лучших" времён, вдобавок подогнав историю под американскую аудиторию (недаром протагонистом в "Короле монстров!" выступает американский репортёр). Сложно сказать, интересно ли смотреть один и тот же фильм по второму кругу подряд, если из него ещё и убирают все сценарные подоплёки, которые создатели закладывали в ленту 1954-го года

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-71

18. "Годзилла: Финальные войны" (2004)

Средний балл - 64,7%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-72

"Финальные войны" - это окончательное завершение потока старого "Монстрвёрса", на котором авторы в кои-то веки поставили огромную жирную точку. Однако перед концовкой оригинальной японской франшизы зрителей ожидал настоящий полуторачасовой блокбастер с большой буквы, для разработки которого в студию пригласили всех японских творцов, работавших над всеми предыдущими частями. Авторы "Войн" иронизируют сами над собой, выстёбывая все те недостатки, за которые в прошлом фанаты ругали их работы, все монстры объединяются в мелкие противоборствующие группки, а в какой-то момент в кадре появляется даже Годзилла из голливудского фильма Роланда Эммериха! "Финальные войны" - это своеобразная "Война бесконечности" от мира "Монстрвёрса", которая может доставить истинному фанату этой франшизы колоссальное удовольствие. К сожалению, только лишь фанату

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-73

17. "Годзилла, Мотра, Мехагодзилла: Спасите Токио" (2003)

Средний балл - 64,8%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-74

Перед "Финальными войнами" японцы создали "прогревочный" фильм, где натренировали руку в области постановки экшен-сцен и определяемого количества добротного фансервиса. "Годзилла, Мотра, Мехагодзилла" - пускай и не такой гигантский кроссовер, как представленная в рейтинге свыше лента, однако оставляет она приблизительно те же самые впечатления. Или после стольких частей про гигантских кайдзю зрители ещё не поняли, что сюжет в фильмах про Годзиллу и его противников - это лишь условность и фон для беззубой экранной фантасмагоричности?

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-75

16. "Годзилла" (2014)

Средний балл - 64,9%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-76

После неудачной работы Роланда Эммериха Голливуд надолго забыл о существовании Годзиллы в медиа-пространстве, пока в начале 2010-х продюсеры Legendary не предложили идею о создании своего, совершенно нового и обособленного от японских фильмов "Монстрвёрса". Первым проектом в нём стала новая "Годзилла", где сценаристы и постановщики сделали ставку на реалистичность и тёмную тягучую атмосферу, а не беззубый трэш и наивную карикатурность. Пускай в ленте 2014-го года мало как самих кайдзю, так и драк между ними, но как хаотичный, маниакальный и напряжённый триллер лента справляется со всеми своими обязанностями. Жаль, что от этого концепта авторы избавились уже в сиквеле

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-77

15. "Мотра" (1961)

Средний балл - 65%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-78

В отличие от растянутой трилогии из девяностых про огромную мутировавшую бабочку, оригинальная "Мотра" выглядит намного смелее и свежее, из-за того, что разрушает все проложенные "Годзиллой" тропы. "Сольник" про противницу ящера - это в чём-то наивный, прямолинейный и очень неряшливый "блокбастер", в котором авторы видоизменяют и тон повествования, и сценарный концепт. В отличие от того же "Родана" или "Гидоры" такая формула пошла франшизе лишь на пользу: однако, на долгой дистанции она попросту не работает

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-79

14. "Конг: Остров черепа" (2017)

Средний балл - 65,7%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-80

Второй фильм голливудского "Монстрвёрса" вышел спустя целых три года после премьеры первой "Годзиллы" и поведал зрителям уже о другом представителе этой необъятной большой франшизы - гигантской горилле Конге. В какие-то моменты "Остров черепа" отдаёт явной пародией на фильм Питера Джексона, а в другие - уходит в оригинальность и продолжает смотреть на происходящие события с перспективы обычных людей (а не кайдзю, как это было в старых японских и американских картинах). Впрочем, нового голливудского "Конга" действительно можно назвать неплохим одноразовым развлечением, где постановщики прокачали визуал, а сценаристы - локальную историю, не доводя её до карикатурности и вычурности, как в следующих лентах франшизы. К слову о последней:

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-81

13. "Годзилла против Конга" (2021)

Средний балл - 66,3%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-82

Масштабный и гигантский кроссовер между персонажами голливудского "Монстрвёрса" произошёл уже в четвёртом фильме франшизы. В нём, к сожалению, был совершён отход от канона предыдущих частей, а авторы сосредоточились на беззубом и фантасмагоричном экшене, начисто забыв про тёмную и холодную атмосферу прошлых кинолент и какие-то намёки на реализм. Однако новая версия "Годзиллы против Конга" работает в качестве того же самого одноразового вечернего развлечения и до кучи может обрадовать старожилов франшизы очень многими пасхалками. Хотя лучше бы все дружно признались, что участие Мехагодзиллы в событиях фильма явно было лишним: создателям стоило сосредоточиться на чём-то одном

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-83

12. "Годзилла против Мотры" (1964)

Средний балл - 66,6%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-84

На этот раз Годзилла сходится в рукопашной схватке с персонажем, которого нам уже представили в отдельной "сольной" картине - гигантской бабочкой Мотрой. Всё по заветам и канонам фильмов "Монстрвёрса": карикатурный экшен, смешные практические эффекты, скучные сюжетные арки людей и невероятная атмосфера, оставляющая после себя только радужные впечатления. Всё-таки есть в старых фильмах о Годзилле капелька какой-то самоиронии и ностальгии

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-85

11. "Годзилла против Мехагодзиллы 3" (2002)

Средний балл - 66,9%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-86

К слову, в сети мелькали слухи, что во время производства первого "Тихоокеанского рубежа" Гильермо дель Торо активно вдохновлялся трилогией "Годзиллы против Мехагодзиллы", в частности - её последней частью. Ведь в какие-то моменты в ленте действительно видны наработки стиля хоррор-режиссёра и многочисленные красивые поединки между парочкой кайдзю из практических эффектов. Не эталон блокбастеров: но точно один из лучших фильмов про Годзиллу со времён девяностых

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-87

10. "Возвращение Годзиллы" (1984)

Средний балл - 67,6%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-88

В 1975-м году франшиза о драках гигантских кайдзю отошла на долгий девятилетний покой: амбиции авторов были опустошены, а стагнация серии фильмов надоела даже самым преданным поклонникам "Монстрвёрса". Но в 1984-м году "Годзиллу" мягко перезагрузили, вернув ленте атмосферу самых первых частей в современной обёртке. Выросла постановка, качество, практические эффекты, пафосность и эпичность, а понизился уровень самоиронии авторов, из-за чего в какие-то моменты "Возвращение" отдаёт нотками уже канувших в лету канонов японских продюсеров

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-89

9. "Годзилла против Мехагодзиллы 2" (1993)

Средний балл - 69%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-90

Сиквел "Годзиллы против Мехагодзиллы" японцы превратили в неофициальный кроссовер сразу между несколькими персонажами "Монстрвёрса", а вдобавок - прокачали уровень постановки и самоиронию, из-за чего драки между кайдзю смотрелись ещё более вычурнее и карикатурнее. В этом же и заключён особый шарм франшизы времён 1980-1990-х: в конце концов, как можно не лопнуть от смеха, когда основной конфликт между самой Годзиллой, "Мехой" и Роданом происходит из-за опеки над... ребёнком?

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-91

8. "Годзилла: Возрождение" (2016)

Средний балл - 70,3%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-92

Всё-таки никто не сможет снять фильм про Годзиллу лучше, чем сами японцы: ни американцы, ни итальянцы. Поэтому после успешного фильма 2014-го года, творцы оригинальных лент про кайдзю вернулись к истокам, разработав некую перезагрузку общей франшизы, не входящей в канон основного "Монстрвёрса". "Возрождение" - это самая классическая и культовая "Годзилла" в привычном понимании этого слова. В отличие от голливудской версии, в ленте 2016-го нет лишних намёков на какой-то реализм, а сам гигантский ящер не медлит с разрушениями городов, а является своеобразным протагонистом для всей ленты. Но, к сожалению, некоторые достоинства фильма продолжают портить нудные и скучнейшие арки людей: это всегда было главным недостатком кайдзю-жанра

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-93

7. "«Монарх»: Наследие монстров" (2023)

Средний балл - 71,6%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-94

Первый полноценный каноничный сериал не только для голливудской франшизы про кайдзю, но и за всю многолетнюю историю "Монстрвёрса" как таковую. "Монарх" - это монструозно гигантское шоу, где авторы Apple и Legendary по полной прокачивают свои навыки и таланты в области постановки экшена и прописи сюжетных линий: в первом сезоне шоу сводятся воедино прошлое и настоящее, где медленно, но верно и грамотно раскрывается каждый из представленных экранных персонажей, в то время, как на фоне разворачиваются масштабные события с участием различных вариаций кайдзю. "Наследие монстров" очень далёк от идеала, однако сериал вернул в голливудскую франшизу щепотку атмосферы первой американской "Годзиллы", смешав её в общей массе с гротескной эпичностью и зубодробительным финалом

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-95

6. "Кинг-Конг" (2005)

Средний балл - 72,5%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-96

Недаром фильм легендарного постановщика Питера Джексона считается в кинематографе самой лучшей вариацией рассказа истории про неукротимую гигантскую гориллу с Острова черепа, жизнь которой губят маргинальные и жадные до денег люди. "Кинг-Конг" 2005-го года берёт все самые сильные достоинства сразу из каждого предыдущего фильма про обезьяну, смешивая их с невероятной эпичностью, красивой картинкой, великолепными визуальными и практическими эффектами и сильной драматургией, где от концовки ресницы невольно начинают мокнуть от слёз. Всё-таки Джексон ещё раз доказал, что он - блестящий режиссёр, талант которого не может испортить никакая крупная голливудская студия

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-97

5. "Годзилла против Разрушителя" (1995)

Средний балл - 73,4%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-98

Наивная и по-детски забавная карикатурность улетучилась из "Годзиллы против Разрушителя", ведь в этом фильме японцы прокачали уровень драматургии, вдохновившись самыми лучшими и прописанными лентами кайдзю-жанра. Здесь на ставку поставлено всё: в том числе и жизнь главного гигантского ящера, битва с Разрушителем которого поставлена настолько качественно и драматично, что в какой-то момент может возникнуть закономерный вопрос: "а это точно неряшливый мультфильм про кайдзю с посредственными практическими эффектами?". "Годзилла против Разрушителя" - действительно громоздкий шаг вперёд для всего "Монстрвёрса"

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-99

4. "Годзилла, Мотра, Кинг Гидора: Монстры атакуют" (2001)

Средний балл - 74%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-100

Вся изюминка линии "Миллениума" в "Монстрвёрсе" заключалась в намеренно жестоком преображении ведущего ящера, который не постесняется уничтожить весь город или затоптать ни в чём не повинных людей ради достижения собственных целей. А теперь представьте, что этот концепт авторы связывают с очередным мини-кроссовером франшизы, куда на специальные гостевые роли зовут практически всех врагов Годзиллы, с которыми он сталкивался на протяжении предыдущих фильмов. От того и не удивительно, почему фанаты так искренне полюбили эту часть

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-101

3. "Годзилла" (1954)

Средний балл - 78%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-102

Фильм, на котором построена концепция всего будущего "Монстрвёрса". Фильм, создавший полноценно новое видение кайдзю-жанра. Фильм, ставший главным достоянием японского кинематографа за всё время его существования. Это классическая "Годзилла": лента, где упор идёт на колоссально драматичные последствия разрушений гигантского ящера, а сам монстр является политико-исторической аллюзией на действия американских властей на территории Японии в 1940-х. Этот факт поражает даже сильнее того, что местами картина выглядит как настоящий маниакальный ужастик, а не масштабный "блокбастер", как все последующие за ней части. Очень жаль, что уже через несколько лет японцы сломают этот шаблон и сосредоточатся на "мультяшных" битвах между однотипными кайдзю

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-103

2. "Кинг-Конг" (1933)

Средний балл - 81,5%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-104

Да, сегодня самый первый оригинальный "Конг" смотрится слишком вычурно и даже нелепо, однако следует помнить, что на этом фильме выстроен столпом не только весь кайдзю-жанр, но и такой вид развлекательного кино, как "блокбастер" с эпическими разрушениями и катастрофичными последствиями атак гигантских монстров на крупные мегаполисы. А ведь всего то нужно было объединить брутальный экшен с качественной драматургией, позвав в каст талантливых актёров и актрис, а в производственный состав - маститых художников-постановщиков. Невозможно не впечатлиться внешним видом самой гориллы: напоминаю, это фильм 1933-го года, лента чуть ли не вековой давности. От того классический "Кинг-Конг" и оставляет столько положительных эмоций, даже по сей день

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-105

1. "Годзилла: Минус один" (2023)

Средний балл - 83,1%
 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-106

Японский магнум опус, воскресивший давно утраченные тропы и проложивший дорогу в будущее многим талантливым постановщикам и творцам. "Годзилла: Минус один" - монументальное и триумфальное возвращение к истокам, откуда создатели за ненадобностью выбрасывают все лишние и претенциозные детали, оставив лишь напряжённую атмосферу и великолепный экшен. Создатели впервые за долгое время существования современного течения "Монстрвёрса" свели в конфликте не нескольких кайдзю, а гигантского ящера и человечество, в некоторых моментах делая чуть ли не покадровый ремейк классической "Годзиллы", ровно с такими же политическими аллюзиями. В конце прошлого года "Минус один" получил настолько широкую огласку, что вмиг стал считаться фанатами лучшей частью франшизы за всё долгое время её существования. И всё это, напоминание, было снято за 15 миллионов долларов. Японцы во внеочередной раз доказали: важен не бюджет, важен талант

 Франшиза про гигантских кайдзю существует в медиа-пространстве вот уже долгие девяносто лет: с момента появления культовых чёрно-белых работ про неукротимую гориллу и смертоносного стометрового ящера-107