Платить за цифровой контент нас приучила компания Apple, создав сперва удобный магазин для приобретения музыки, а впоследствии фильмов, книг, приложений.
Впоследствии индустрия отошла от разовых покупок на модель с подпиской. За небольшую регулярную оплату пользователь получает к лицензионному контенту.
Почему это было важным шагом для индустрии?
Доступный интернет, бум пиратства и расцвет торрентов - всё это негативно сказывалось на заработке создателей контента в 2000-е. Они просто ничего не зарабатывали в некоторых странах. Как Сделать лицензионные музыку и фильмы доступными в каждом доме, где есть интернет? Создать удобную площадку.
Почему это важно? Чтобы у создателей банально были ресурсы для создания нового контента - фильмы, музыка, книги, игры. Ведь нужна команда и оборудование, а людям нужно платить зарплату, оборудование покупать, платить аренду и коммунальные услуги.
И вот 28 апреля 2003 года открылся цифровой магазин iTunes Store. По доступным ценам можно было купить песню или альбом целиком.
Артист со своей командой и Apple получали свои проценты от каждой транзакции.
Эволюция в подписки
Помните как в конце года можно было в отделении почты оформить подписку на любимые газеты или журналы? Как Deagostini продавала запчасти для сборки масштабных моделей по подписке? А чтобы собрать машинку полностью - надо собрать все 12, а то и 24 журнала. Сделать это проще было по подписке.
И вроде ежемесячная плата выглядела небольшой. Но вы можете возразить - проще было купить конструктор, например «Звезда» и собрать модель не хуже. Но там надо отдать сразу всю сумму, купить клей, краски, кисточки... А вместе с журналом приходило всё необходимое для сборки. Поэтому журнал покупали.
Почему модель подписки удобна?
За небольшую ежемесячную плату вы получаете доступ к лицензионному контенту. В 90-е и 2000-е для пиратской музыки надо было отдельно заморачиваться с названиями, описаниями песен, обложками альбомов... К тому же качество было плавающим и не всегда стабильным.
Я помню как много времени проводил для наведения порядка, чтобы в плеере всё красиво отображалось, без иероглифов и пустых обложек.
Что касается фильмов - лучше картинка, лучше качество перевода, так как дубляж сделан профессионалами своего дела с многолетним опытом, на профессиональном оборудовании.
Основные плюсы подписок - небольшая плата и доступ к большой библиотеке контента. Некоторые сервисы дают дополнительные бонусы к сервисам своего холдинга, либо партнёрам. Например - дополнительное место в облачном хранилище, возможность по одной подписке получать скидки в такси, прокат самокатов, доступ к фильмам, музыке, месту в облачном хранилище. Это тоже может быть удобным и экономить часть средств вашего бюджета.
Главным недостатком становится как раз момент лицензирования. Некоторый специфический контент может быть недоступен в стране работы сервиса. Так, например, очень мало песен панк-групп из своей молодости смог найти в общедоступных стриминговых платформах. Фильмы жанра арт-хаус или не ставшие массовыми при жизни - их тяжело найти в таких сервисах.
Ещё негативный для меня момент - в старших классах ходил на концерты одной рок-группы. Они выросли и перезаписали спустя годы, хиты моей молодости. А я не могу их слушать - вокал не нравится, слова чуть изменили, аранжировка другая... Вроде слушаешь знакомую песню, но никакой ностальгии или позитива она не вызывает.
Пиратство - как спасение
Пиратство может стать спасение для таких случаев. Оно спасает десятилетиями игровую индустрию. Ведь из-за авторских прав мы потеряли в легальном доступе огромный пласт старых, но любимых игр. Или пиратских переводов, которые грели душу (мемная GTA SA например)
Так и я могу получить те самые ощущения от знакомых песен с того CD который я получил на концерте, либо поднимать пиратский флаг.
И поймите меня правильно, я не Джек Воробей! Просто некоторый цифровой контент просто не купить легально из-за истекшего срока договора об авторском праве, к примеру.
Когда подписки во вред?
В 2022 году баварская автомобильная компания BMW внедрила подписки на опции, которыми вы пользуетесь в машине, но нужны они не 24/7. Например подогрев сидений нужен лишь зимой - за $18 в месяц он ваш! Можно было отдать $180 в год или $415 за неограниченное использование. Производитель думал, что это даст клиентам гибкость. Чтобы владелец платил за опции, когда они ему нужны.
То есть все автомобили в максимальной комплектации, но опции заблокированы, пока не оплачено их использование. Но почему это не сработало?
Вся проблема в том, что покупая автомобиль, покупают конечный продукт. Выбирая необходимые опции - ты уже за них платишь. Поэтому во многих странах набрала популярность услуга от сторонних сервисов - которые за умеренную плату снимали все программные ограничения на опции автомобиля.
В 2023 году BMW отказались от подписок на опции и стала предлагать программные фишки по подписке. Одной из таких опций стала помощь при парковке. Это удобно, помогает легче привыкнуть к габаритам нового автомобиля и избежать повреждений в первое время владения. Но вряд-ли этот помощник нужен всем и всегда.
Итоги
Подписки стали интересным развитием доступа к любимому контенту. Многие с помощью платных подписок поддерживают стримеров и блогеров.
Приложения с платными подписками внутри, как правило, удобней и дают больше возможностей по сравнению с бесплатными аналогами.
А вы пользуетесь платными подписками на сервисы?