Найти тему
Евгений Трифонов

Турецкий КААН: истребитель 5-го поколения или демонстратор намерений?

В Турции праздник: в воздух впервые поднялся истребитель 5-го поколения национального производства. Сообщается, что к 2028 г. эти самолёты должны заменить американские F-16, и стать основой ВВС страны.

Президент Реджеп Тайип Эрдоган на церемонии презентации самолёта KAAN
Президент Реджеп Тайип Эрдоган на церемонии презентации самолёта KAAN

Недооценивать успехи ВПК Турции не стоит. За относительно короткое время турки смогли наладить производство вполне современной бронетехники – такой, как основной танк Altay, САУ T-155 Fırtına, РСЗО TRG-300 Tiger, БМП ACV-15 и Pars, МРАПы Kirpi, Vuran и Katmerciler Hızır, баллистические ракеты J-600T Yıldırım, БПЛА Bayraktar.

Танк Altay – упрощённая версия южнокорейского K2 Black Panther
Танк Altay – упрощённая версия южнокорейского K2 Black Panther

Можно отметить, что Altay – упрощённая версия южнокорейского танка K2 Black Panther, САУ T-155 Fırtına – лицензионная версия (с некоторыми переделками) южнокорейской же K9 Thunder, а TRG-300 Tiger – улучшенная копия китайской РСЗО WS-1.

Турецкая БМП ACV-300
Турецкая БМП ACV-300

Но это не повод для принижения турецких успехов. Турки всё делают правильно: зачем выдумывать то, что уже придумано? Точно так же советская промышленность в 1930-е закупала иностранные технику и технологии, и на их основе разрабатывала собственные модели, а китайцы в 1950-80-е копировали советские машины. Турция ещё 30 лет назад закупала готовую технику, а теперь производит её сама, к тому же неплохого качества.

Поэтому неудивительно, что КААN снабжён американскими двигателями, а в его разработке участвовали британская BAE Systems и шведская SAAB – в конце концов, в современном мире мало кто разрабатывает столь сложную технику самостоятельно. Это не минус турецкого самолёта, а, скорее, плюс.

Интересно другое. Хотя ТТХ машины пусть рассматривают специалисты, ряд аспектов вызывает вопросы. Самолёт двухдвигательный, т.е. очень сложный и дорогой. Американцы, столкнувшись со сверхдороговизной и суперсложностью двухдвигательного F-22 Raptor, разработали вместо него более простой и дешёвый однодвигательный F-35 Lightning, а Россия после двухдвигательного С-57 приступила к разработке однодвигательного Су-75.

И ещё одно: KAAN – огромен: 21 м. в длину (F-22 Raptor – 18,9 м, Су-57 – 19,7 м). И только китайский Chengdu J-20 такой же длины. Но его большинство экспертов считают самолётом поколения 4++. Кстати, уже после него китайцы пошли по тому же пути, что и американцы, и россияне: их новый Shenyang J-31 – однодвигательный, и его длина 16,9 м.

Если турки решили пройти тот же путь, что США, Россия и Китай, то это странно: стоило бы использовать иностранный опыт, и начать с однодвигательного и более дешёвого самолёта. Как поступила Южная Корея, начав с однодвигательного KAI KF-21 Boramae.

В Турции заявляют, что стоимость KAAN превысит $100 млн за единицу. Можно предположить, что превысит очень сильно. Турция – небедная страна, но переоснастить ВВС истребителями стоимостью порядка $150 млн. за штуку очень трудно: ВВС их нужно больше 200 единиц.

Самолёт KAAN
Самолёт KAAN

И, наконец, то, во что поверить совсем уж трудно: правительство Турции заявляет, что вместо американских General Electric F110-GE-129 KAAN получит двигатели национального производства, компании TAEC. В этой связи газета «Ведомости» пишет, что на разработку такого двигателя Турции понадобится… 30 лет. Но к тому времени истребители 5-го поколения давно устареют.

То, что KAAN полетел – несомненный успех турецкой промышленности. В авиатехнике есть такое понятие – демонстратор технологий: это самолёт, на котором инженеры опробуют и изучают новые конструктивные решения. В общем, любой предсерийный образец – это демонстратор технологий.

KAAN – тоже такой демонстратор: ведь от первого полёта до запуска в серию обычно уходят годы. А в отношении Турции надо иметь в виду, что у неё вообще нет опыта проектирования авиатехники.

Но, похоже, KAAN – демонстратор не только технологий. О разработке собственного истребителя в Турции заговорили после того, как её отношения с Европой и США начали портиться: после закупки Турцией российского комплекса ПВО С-400 её убрали из проекта F-35 Lightning и даже отказались продавать F-16. И только недавно американцы согласились поставлять F-16 (об участии Турции в проекте F-35 речь и сейчас не идёт).

В этих условиях появление KAAN – отличный рычаг давления на Запад. Пусть там и понимают, что до запуска его в серию дело если и дойдёт, то очень нескоро. Но это значит, что Турция наработала достаточно опыта, чтобы приступить к собственному производству современных самолётов – с Китаем, Южной Кореей, Россией… Так что лучше дать ей F-16.

Если это так, то KAAN – демонстратор не только технологий, но и намерений. Возможно, через несколько лет эти самолёты и появятся в рядах турецких ВВС, но их точно не будет много. На это же намекают и попытки Анкары закупить Eurofighter Typhoon – явно для той же цели: показать американцам, что на их самолётах свет клином не сошёлся. Но если бы Турция всерьёз рассчитывала перевооружиться на KAAN, поставок F-16 ей бы вполне хватило. Тем более, что Typhoon дороже и сложнее, чем F-16 – значит, их собираются покупать «всерьёз и надолго».