Конспект занятия по обучению грамоте: дифференциация материала по подгруппам; звуковой анализ слова; ударный звук; "дорожки чтения" (№ 27).

Занятие 27

Задачи:

Младшая подгруппа: закрепить знание букв «А», «а», «У», «О», «М», «Х», «К», «П», «С», «Т», «Н», «Л», «Ш», «ы». «И», «Р», «Б», «б», «В», «З», «Д», «Г», «Ж», «Э», «Я», «Е». Познакомить с буквами «Ё», «Ю». Закрепить понятие «ударение», «ударный звук».

Старшая подгруппа: Для старшей подгруппы: Буквы Я, Е, Ё, Ю, Й.

Развивать умение проводить звуковой анализ слова.

Закрепить понятия: «гласный звук», «гласный ударный звук», «твёрдый/мягкий согласный звук». Закрепить понятия «звук», «слово», предложение». Закрепить представления о словесном составе предложения, последовательности слов в предложении.

Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах, как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.

Развивать умение читать слоги, слова с использованием «дорожки чтения».

Материал:

демонстрационный: буквы, карточки для чтения слогов, карточки для чтения слов, предложений.

"дорожки чтения"
"дорожки чтения"

раздаточный: карточки (дифференцированные для младшей и старшей подгруппы); ручки, карандаши (или ручки) красного, синего и зелёного цвета.

карточка для младшей подгруппы
карточка для младшей подгруппы
карточка для старшей подгруппы 1
карточка для старшей подгруппы 1
карточка для старшей подгруппы 2
карточка для старшей подгруппы 2

Ход занятия.

Для младшей подгруппы:

1. – Помните, что мы выучили почти все гласные буквы. Нам осталось только две гласные буквы! Давайте выучим сегодня не одну, а сразу две! Согласны?

- Сначала вспомним те, что уже выучили.

На доске – все изученные гласные буквы: А, О, У, Ы, И, Э, Я, Е.

Воспитатель указывает на буквы, дети их называют.

На доску выставляется буква «Ё».

- Кто знает, какая это буква?

- Правильно, это буква «Ё». Это большая буква «Ё». А это маленькая буква «ё».

На доску выставляется буква «ё».

- На какую букву похожа буква «ё»?

- Правильно, на букву «е». Если над буквой «е» маленькой или «Е» большой поставить вверху две точки, то получится буква «ё».

- А похожи ли эти буквы по произношению. Давайте скажем: ЙЙЭЭ.. Слышите, сначала «ййй», а потом «эээ»: «ЙЙЙЭЭ».

- Произнесите: «ЙЙЙЙООО». Слышите? Какой сначала звук? «ЙЙЙ…»

- А после «ййй»? «ЙООООО». Правильно: «ООО»: «йййоооо».

Воспитатель указывает на буквы «Ее»:

- Какая это буква?

Указывает на буквы «Ёё»:

- Какая это буква?

- Внимание! Последняя гласная буква!

На доску выставляется буква «Юю».

- Кто знает, какая это буква?

- Это буква «Ю». Маленькая и большая буквы одинаково пишутся, только разные по размеру.

- Произнесите: «ЙЙЙЙУУУУ». Слышите? Какой сначала звук? «ЙЙЙ…»

- А после «ййй»? «ЙУУУУУ». Правильно: «УУУУ»: «йййуууу».

- Если буквы «ё», «ю» стоят перед согласной буквой, то надо читать так.

На доске слоги:

ём, ёл, ёр, ёж, ёв, ёт, ёг, ён

юм юл юж юв ют юг юн

Воспитатель читает слоги, дети следят.

Затем дети 2 раза читают хором вместе с воспитателем.

Затем воспитатель показывает вразброс 3-4 слога одному ребёнку, он их читает. При необходимости воспитатель помогает ребёнку прочитать слог.

Аналогично читают ещё 3-4 ребёнка (или все дети подгруппы).

- Когда буква «ё», «ю» стоят после согласных, то это значит, что согласную букву надо читать мягко, вот так.

На доске – слоги:

мё нё лё тё сё дё

мю ню лю тю сю дю

Воспитатель читает слоги, дети следят.

Затем дети 2 раза читают хором вместе с воспитателем.

Затем воспитатель показывает вразброс 3-4 слога одному ребёнку, он их читает. При необходимости воспитатель помогает ребёнку прочитать слог.

Аналогично читают ещё 3-4 ребёнка (или все дети подгруппы).

- Попробуем прочитать слова с буквой «ё».

На доске – слова («дорожки для чтения»):

ёж, ёлка, ёжик

клюёт, идёт, тётя

С помощью воспитателя дети все вместе читают слова (2 раза), затем – индивидуально.

- Попробуем прочитать слова с буквой «ю».

На доске – слова («дорожки для чтения»):

юла, юбка, Юля,

дают, Анюта, любит

С помощью воспитателя дети все вместе читают слова (2 раза), затем – индивидуально.

2. - А теперь попробуем прочитать целое предложение.

«Анюта нашла в лесу ёжика.»

Вначале дети пробуют прочитать предложение самостоятельно. Затем читают все вместе. Затем – индивидуально (на доске), указывая на читаемое слово.

- Давайте поиграем в игру «Правда или нет?»

- Правда ли, что в этом предложении 4 слова? (нет)

- Правда ли, что в предложении 5 слов?

- Правда ли, что первое слово «нашла»?

- Правда ли, что слово «нашла» второе по счёту?

- Правда ли, что в предложении есть предлог «на»?

- Правда ли, что в предложении есть слог «в»?

- Правда ли, что предлог «в» стоит перед словом «лесу»?

- Правда ли, что в конце предложения ставится точка?

- Над какой буквой надо поставить ударение в слове «ёжика»?

- Правильно, над буквой «ё».

- А если поставить над буквой «и», то как слово будет звучать?

Воспитатель сам произносит слово, если у детей не получается.

- Раскрою вам один секрет: если в слове есть буква «ё», то ударение надо ставить над ней. В русском языке буква «ё» - всегда ударная: ёжик, ёлка, полёт, грызёт, везёт, козлёнок, котёнок, клён.

Воспитатель произносит слова с чётким выделением ударного звука/буквы.

3. Физкультминутка.

4. Работа на карточке.

1) Кроссворд (с картинками) (вол, кит, сом, рак; по вертикали- лиса)

На доске нарисован такой же кроссворд, как на карточках.

- Ребята, давайте попробуем решить кроссворд. В клеточки надо будет вписать слова, которые обозначают картинку.

Воспитатель проводит указкой по строке «по горизонтали» под цифрой «1».

- Первое слово, под цифрой «1» надо вписать в эти клеточки.

- Сколько клеточек? (три)

- Значит слово будет из трёх букв.

- Посмотрите, кто нарисован под цифрой «1» (вол).

Выслушать варианты ответов. Проверить некоторые из них, вместится ли это слово в три клеточки.

- Это животное называется вол. Он похож на быка, но у него более длинные округлые рога.

- Давайте произнесём то слово так чётко, чтобы услышать все звуки: ВооЛ.

- А теперь произнесём так, чтобы хорошо услышать первый звук: Вол.

- Какая первая буква? (в)

- Пишем её в первую клеточку.

Воспитатель пишет на доске, дети – на карточках (Простым карандашом)

- Какую букву надо написать следующей? вОООл…

Воспитатель пишет на доске, дети – на карточках.

- Какую букву надо написать последней? воЛ.

Воспитатель пишет на доске, дети – на карточках.

- Прочитайте, что написали (вол).

- Когда будут записаны правильно все слова, то вот в этих клеточках (воспитатель указывает на слово «по вертикали») само получится слово. Интересно, какое?!

- Сможете дальше сами записывать слова? Я буду вам помогать!

В зависимости от уровня освоения воспитанниками звуко-буквенного анализа, дети выполняют задание самостоятельно с помощью педагога, или кроссворд решается совместно с параллельной записью на доске и в карточках.

- Какое слово получилось? (лиса)

- Давайте обведём все буквы слова «лиса» цветными карандашами: если звук гласный – красным карандашом, если твёрдый согласный - то…(синим), если мягкий согласный… (зелёным).

Для старшей подгруппы:

1. - Ребята, вы знаете, сколько всего букв в русском языке?

- Всего 33 буквы. Вот они все записаны.

Воспитатель указывает на имеющуюся в группе наглядность (азбука или таблица).

- Как вы думаете, мы уже много букв выучили на занятиях? Сколько?

Выслушать варианты ответов.

- Вы все правильно представляете…

- А если точно, то мы выучили на занятиях 27 букв. Кто сможет посчитать, сколько осталось?

- Правильно, осталось всего шесть букв.

- Многие из вас знают все буквы, и помогут мне их назвать.

Воспитатель выставляет букву Щщ

- Какая это буква?

- На какую букву она похожа? (ш)

- Чем отличается буква «Щ» от буквы «Ш»? (Справа внизу есть маленький хвостик).

- Какой звук обозначает буква «щ»? (звук [щ])

- Он гласный или согласный? (согласный)

- Почему так думаете?

- У звука [щ] есть свой секрет: он всегда мягкий: ща, щу, щи, ще. Но после буквы «щ» никогда не пишутся буквы «я», «ю», а вместо них пишутся «а», «у».

На доске – слоги: ща, щу, ще, щё, щи

- Читается так: ща, щу, ще, щё, щи.

- Почитайте все вместе.

Работа на карточке:

- А теперь прочитайте стихотворение возле картинки, на которой нарисована щука и пескари (пескарь – такая рыбка).

Щука весело жила,

Щёткой воду мела,

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

Дети вначале читают «про себя», тихо, каждый в своём темпе. Затем кто-то из детей читает всё стихотворение.

- Какие слова с буквой «щ» есть в этом стихотворении? (щука, щёткой, щи, угощала).

- Есть ещё одна согласная буква, которая тоже обозначает всегда мягкий звук.

Выставляется буква «Чч».

- Кто подскажет, какая это буква?

- На какую цифру похожа буква «ч»? (четыре; слово начинается со звука «ч» - четыре) – На что похожа буква «ч»? (на перевёрнутый стульчик).

- Звук [ч], как и [щ] - всегда мягкий: ча, чу, чи, че. После буквы «ч», как и после «щ» никогда не пишутся буквы «я», «ю», а вместо них пишутся «а», «у».

На доске – слоги: ча, чу, че, чё, чи

- Читается так: ча, чу, че, чё, чи.

- Почитайте все вместе.

- Придумайте слово, которое начинается со слога «ча» (часы, чайка, чай, чашка, чайник…)…, со слога «че» (человек, Чебурашка..)…., «чу» (чучело, чудо, чулан….).

- Звуки [ч] и [щ] – всегда мягкие. У них есть ещё один друг по этому признаку – звук [й], он тоже всегда мягкий.

Буквы выставляются рядом.

На доску выставляются три цветовые схемы. (синий-красный-синий; зелёный-красный-синий; зелёный-красный-зелёный)

- Как вы думаете, какая из этих схем подойдёт для слова «чай».

Дети должны выбрать трёхзвуковую схему с двумя мягкими согласными.

- Правильно. А пишется слово вот так: чай.

Воспитатель пишет на доске (или выставляет карточку со словом).

- Есть три звука, которые всегда мягкие: [ч], [щ], [й]. И есть три звука, которые всегда твёрдые. Помните, какие мы уже учили? (Ш, Ж)

Буквы «Ш», «Ж» выставляются на доску (отдельной группой от «всегда мягких»)

- И вот ещё один звук - [ц]. А это буква «Ц».

Выставляется буква «Цц».

- Какая бы буква не была написана после «ц», звук [ц] – всегда твёрдый.

- Прочитайте эти слова.

На доске слова: цирк, яйцо, цыплёнок, цифра, улица, зайцы.

Дети сначала читают их «про себя», затем - по очереди читают указываемые воспитателем слова (при необходимости воспитатель оказывает помощь).

1. Физкультминутка.

2. – Дети, вы, наверное, заметили, что есть звуки и буквы, которые часто встречаются в словах. А есть те, слов с которыми в русском языке не очень много. А есть самый редкий звук – звук [ф]. А это буква «Ф».

На доску выставляется буква «Фф».

- Как вы думаете, звук [ф] - гласный или согласный?

- Почему так думаете? (Зубы и нижняя губа мешают воздуху свободно выходить изо рта).

- На что похожа буква «Ф»?

- На какую букву похожа?

- Звук [ф] может быть и твёрдым и мягким. Я буду называть слова со звуком [ф]. Если вы услышите твёрдый [ф], то стукните кулачками по столу, а если мягкий [ф'], то хлопните в ладоши.

Набор слов: Фара, шарф, Филя, шкаф, фартук, Федя, кофта, Фёдор, флаг, конфета, салфетка, фрукты, зефир.

3. Многие из вас знают, что среди букв есть специальные буквы, хотя их и называют «знаки». Это «мягкий знак» и «твёрдый знак».

На доску выставляются «ь», «ъ».

- Для чего же они нужны?

- Мягкий знак показывает, что согласную букву надо читать мягко.

На доске – ль, мь, нь, пь, бь, сь.

- Прочитайте все вместе, что здесь написано.

Дети хором читают. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы звук произносился без призвука [и].

- Мягкий знак часто встречается в написанных текстах. А твёрдый знак встречается редко.

- В русском языке есть слова, в которых звуки произносятся раздельно. Чтобы это было видно при чтении, после согласной буквы пишут твёрдый знак.

- Прочитайте эти слова.

На доске – «съела, въехал, подъехал».

- Сегодня мы выучили шесть букв. Вспомните, какие.

Дети называют.

- И теперь мы знаем все 33 буквы. Вам осталось только почаще читать, чтобы тренироваться в чтении. И тогда, вы сможете прочитать, что угодно: интересную книгу, журнал, сможете быстро прочитать задание в школе и точно его выполнить.

4. Задание на карточке.

1) Вставить (написать) в слова вместо точки указанную букву и прочитать предложение.

Щ: Щука ищет пищу.

Ц: Курица вышла на улицу.

Ч: Врач лечит мальчика.

Ф: Кот Филя сидит под шкафом.

ь: Мальвина и Буратино пошли гулять.

ъ: Хрюша съел груши.