Нужны ли истории на реальных событиях?..

Хочется вернуться к событию, которое произошло в сентябре прошлого года: это участие в Байкальском питчинге с проектом «Команда плохих парней». Напомню, что наш проект вошел в шорт-лист и вызвал горячее одобрение жюри и экспертов. Это реальная история баскетбольного «Иркута»: когда тренер набрал проблемных игроков, от которых все отказались. И эти неуживчивые ребята, которые поначалу даже дрались (!) на тренировках, сумели стать единой дружной командой семьей и завоевать серебро Суперлиги.

Хочется вернуться к событию, которое произошло в сентябре прошлого года: это участие в Байкальском питчинге с проектом «Команда плохих парней».

Сама идея экспертам очень понравилась. И они советовали взять нормальных, профессиональных сценаристов, которые сочинят на этой основе коммерческую историю. Но, во-первых, у меня нет денег на нормальных сценаристов. А во-вторых, я-то хотела сделать именно мотивационную историю: как все было на самом деле? Чтобы люди поняли, как можно вырулить в столь сложной ситуации и добиться успеха.

И я сказала, что сначала хочу пообщаться с участниками событий и собрать как можно больше реальных моментов, самые интересные включить в сюжет. А где не хватит, если будут пробелы, – там уже можно придумать. Именно по этой причине, как мне потом пояснили, наш проект ничего и не занял: из-за желания привязать все к реальным событиям. Потому что они скучны, а придуманные интересны.

Я же считаю вот что.

И это мое твердое, незыблемое убеждение,

Не может интересная история быть скучной! Если есть яркое событие, то там внутри по-любому есть что-то не рядовое, нестандартное: почему так вышло, что произошло? Какая предыстория? Но чтобы это узнать, надо же копать.

Готовые сюжеты чаще залегают на глубине. Да, отдельные самородки выходят на поверхность, люди их берут, а вглубь не смотрят. А может, там, внутри, целая жила! И если поискать, то можно найти еще множество слитков, больших и поменьше: случаев, мыслей, поворотов. И их можно использовать.

А между тем я часто слышу, что хороших историй очень мало. Да! На поверхности мало. Но надо же копать! И я начала копать, отыскала очень интересные повороты, которых я бы точно не выдумала, и даже вряд ли выдумал нормальный сценарист.

И вот что я подумала.

Наверное, реальные сюжеты – это как драгоценные или полудрагоценные камни, которые мало просто найти! Их надо еще обработать, а затем еще и составить в единое произведение. Это невероятно трудно.

А просто набор реальных событий – это как булыжники, мусор, куча всего подряд, где может затеряться и алмазик, даже если мы его туда включим. Скорее всего, эксперты предполагали, что я хочу пойти по такому пути и все подряд затолкать в одно произведение. И я могу их понять: это моя первая попытка создания игрового проекта, они же не знали, что именно я хочу им предложить.

Но я – за настоящую жизнь. Да, это очень сложно. Однако в хорошем фильме все настоящее: каждая эмоция, каждый взгляд или слово.

И вообще, почему это не надо собирать реальные события? Ведь это же и советуют: изучайте свою тему! Тут литератор или сценарист сродни журналисту: он изучает свою тему, копает, спрашивает. Если пишет про музыку, то общается с музыкантами, если это производственная тема, то о ней собирает информацию. И тогда получается интересно: можно рассказать что-то новое, увлекательное, при этом правдивое.

Но таких работ, конечно, мало. Поэтому вполне допускается бижутерия. Почему нет? Составить «пластмассовую» историю легко. Освоил примерные правила, собрал, сложил вместе – вроде похоже. Покупаете, недорого!

Но не цепляет.

А подлинная жизнь редко выходит на поверхность. Серьезные повороты люди часто не решаются рассказать, прячут, или вообще забывают, или не придают значения. Но раскопать их реально.

Жизнь очень глубокая.