Найти в Дзене

Туристы чуть не замерзли насмерть на просторах Онежского озера. Ледовый поход или белое безумие

Я ворона сильная, я ворона смелая,
Но долбанууутаяяя!!!
(из анекдота)

Этот рассказ я написал в память о наших приключениях на ледяных просторах Онежского озера при 30 градусном морозе, которые могли закончиться трагически. И было это ровно 17 лет назад, 24 февраля 2007 года. Но, к счастью, удача нам повернулась лицом, а может нас спасла молитва монахов, но всё закончилось без последствий. Далее обо всём поподробнее.

Есть немало затерянных мест разбросанных по необъятным просторам нашей страны, которые привлекают путешественников, но попасть в которые не так уж и просто. Вот и стоящий на мысу Онежского озера Муромский монастырь относится к их числу. По большому счету его можно причислитесь к одному из старейших действующих культовых сооружений в России. Возник он на месте заброшенного первобытного поселения эпохи неолита, III-II тысячелетия до нашей эры. Т.е место это было освоено еще в незапамятные времена. Основан монастырь в конце XIV века монахом Лазарем. Маленькая церковь Воскрешения Лазаря, была построена в 1390 году и являлась первым культовым сооружением на этом месте. С нее и начал создаваться монастырский комплекс. Позднее, она оказалась за пределами комплекса, фактически на кладбище. Сам преподобный Лазарь умер 21 марта 1391 года, в возрасте ста пяти лет и был погребен у алтаря поставленного им Предтеченского храма. Мощи преподобного пребывают под спудом в том месте до сих пор.

В конце XIX века над древней деревянной церковью был поставлен деревянный храм большого размера. Таким образом, был создано нечто типа футляра, укрывающего монастырскую святыню. Служба в ней совершалась только один раз в год, в Лазареву субботу.

За несколько столетий своего существования, монастырь то преобразовывался в женский, то упразднялся, то вновь создавался. В годы советской власти монастырь, как и много прочие был закрыт, в нем образовали сельскохозяйственную коммуну, затем дом инвалидов, а с 60-х гг. ХХ века место было заброшено. В 1959 г. древняя церковь была извлечена из «футляра» и перевезена на плотах в музей-заповедник Кижи, где ее можно увидеть в настоящее время. И лишь начиная с 90-хх годов в монастырь начал возрождаться, хотя и очень медленными темпами. На рубеже 2006-2007 годов в нем обитали 7 монахов, а на зиму остались всего четыре.

Итак, это была краткая историческая справка об этом интересном месте. Питерские геокешеры, к числу которых относится и автор этих строк, предприняли две попытки добраться до Муромского. Первая была неудачная. Хотя условия для достижения цели были куда более благоприятные. Но что-то нас явно не пускало туда. Дело было в июне 2006 г. Накануне наша дружная команда успешно добралась до Бесова Носа и полюбовалась на петроглифы – наскальные рисунки древнего человека. Хотя на машинах доехать не удалось, пешком дотопали, пройдя туда обратно около 25 км. Правда, некоторые участники весьма подустали к концу прогулки. Но благополучно доехали до окрестностей города Пудож и устроились на ночевку на берегу озера.

Проблемы и неприятности начались с утра. В голове самой маленькой участницы нашего путешествия, восьмилетней Вари обнаружили клеща. Вынимать сами не стали, поехали в больницу в Пудож. Гадкую тварь вынули, сделали девочке укол имунноглобулина. Тем временем Сергей Казаков (Cossacks) помотавшись по местным магазинам автозапчастей нашел бачек охлаждающей жидкости, который треснул и сильно тек. На все ушло часа 2.

Далее возникает идея добраться до Муромского по воде. Ок! Это идея всех радует. Доезжаем до Гагуксы и пытаемся нанять моторные лодки, нам нужно 2 шт. Облом. Нет ни одной. Все ушли на рыбалку на озеро. Когда вернуться – не известно. Обидно. Но из разговоров с местными, становится понятно, что до монастыря вполне можно доехать на машинах. Говорят, что на Ниве вполне пройдете. Объясняют дорогу, через Октябрьский и Кукурецкое болото (там, дескать, гать), ну и далее по берегу. Едем. Находим нужную дорогу, проходим гать.

Дорога через Кукурецкое болото
Дорога через Кукурецкое болото

До озера остается менее полукилометра. Впереди небольшая песчаная дюна, дорога идет через нее. Но что для Нивы пустяк, для «десятки» оказывается значительным препятствием. Машина застряла. Ну не беда. Нива впереди, Шнива позади – вытащим. Начинается мелкий дождик, быстро набирающий силу. Открываем на Ниве капот, чтобы достать буксировочный трос и … не можем закрыть его обратно. Заклинило. Льет ливень, заливает двигатель. Кое-как закрыли, все мокрые. Вверх протащить «десятку» не удается, Шнивой Павел сдергивает машину назад. Кеша едет вперед на Ниве и обнаруживает… объезд дюны. Вот ведь… фака-макака какая. Нет бы сразу!

Двигаемся по прекрасному сосновому бору вдоль берега. Дождь кончился, на солнце золотятся стволы сосен. Хорошо! Переползаем какой-то ручей по бревенчатому мостику, едем дальше. Но не долго длиться лафа. Через 6 км дорога превращается в колею и раздваиватися – первый путь в болото. Не, для нас. Второй, крутой спуск по песчаному откосу к берегу. Тоже не вариант. Cossacks разворачиваясь сильно палит на «десятке» сцепление. На Ниве окончательно отрывается защита картера, итак державшаяся на честном слове.

Возвращаемся назад, к мостику через ручей. Там съезд на берег. У озера стоит джип, народ с прицепа сгружает лодку. Общаемся. Выясняется, что по берегу можно еще проехать км 7-8, но далее «колея залитая водой по пороги УАЗу и камни под водой». Мдя… А от той точки до Муромского еще 6-7 км. Итого туда – обратно получается почти пятнашка. После вчерашних подвигов у народа энтузиазма на такую прогулку не наблюдается.

Берег Онежского озера. Где-то там вдали муромский монастырь
Берег Онежского озера. Где-то там вдали муромский монастырь

Становимся на обед. Купаемся. Ремонтируем машинки. Макс обнаруживает у своей таксы Чарли кучу клещей. Вынимаем. Бедная собачка! И тут появляется мысль добраться до монастыря зимой, пройдя на лыжах, от Гакуксы. Осторожно интересуюсь, готовы ли участники мероприятия идти 30-35 км. Все готовы, как пионеры.

На этом первая попытка достичь Муромский монастырь закончилась.

Прошло лето, затем осень. Наступил декабрь и встреча геокешеров на Валдае. И снова всплывает идея зимнего похода на Муромский. Зимы нет, и кажется, что и не будет. Желающих участвовать в мероприятии не мало. Планируем на выходные 23-25 февраля, как раз есть три дня.

Вот и февраль. Зима, все таки пришла. Стоят морозы. Идет снег. Количество участников предполагаемой экспедиции тает. Дней за 10 окончательно сформировалась команда. Всего 7 человек: Seriy Volk (Сергей и Ольга), Cossacks (Сергей и Ирина) Nata&Serg (Сергей и Ната) и Kesha&Ko (Иннокентий). Получаем информацию, что в конце января джипперы пробились до монастыря, даже не используя лебедки. Наиболее сложный участок - последние 6-7 км (как и летом). Это радует. Позднее приходит информация от Вытегорского геокешера Стрелка, что последние дни стоят морозы больше 30 градусов и была сильная метель, так что снега много. Это не радует. Но энтузиазм не ослабевает.

Утро 23-го февраля 2007 г. встречаемся на заправке за КАДом на мурманском шоссе. Идем 3 машинами: Киа Спортаж (Seriy Volk), Нива-Фора (Kesha&Ko и Nata&Serg), «десятка» (Cossacks). До Подпорожья дорога хорошая, сухой асфальт. В Подпорожье долго ищем кафе, где бы перекусить. Наконец, с трудом разобравшись в путанных объяснениях местных, находим кафе «Нектар». Неплохо и недорого перекусываем. Далее дорога хуже.

Следующую остановку сделали на Юксовском озере, в деревне Родионово. Заехали туда, чтобы посмотреть старейшую в Ленинградской области деревянную церковь 1493! года постройки.

Церковь в Юксовичах
Церковь в Юксовичах

Ныне от первоначальной постройки сохранился только сруб, который ныне находится внутри больших пристроек сделанных в 1632 году. Тогда старый сруб был, по сути, обстроен новым, верхняя часть храма стала выше и получила подкрепления в виде столбов. Кроме того, к церкви было пристроено крыльцо, которое, в оригинале не сохранилось до нашего времени, но было воссоздано в 70-е годы реставраторами. Изнутри вся постройка разделялась на две части: собственно церковь, которая помещалась внутри сруба 1493 года, и трапезная. Вскоре после революции он был закрыт, затем на долгие годы заброшен - и лишь в 1971-72 гг. специалистами Ленинградской реставрационной мастерской были проведены работы по консервации и частичной реставрации памятника. А 90-х годах благодаря стараниям местного священника в храме возобновились богослужения.

Храм мы осмотрели не только снаружи, но нас также пустили во внутрь. Что ж, можно сказать повезло. Хотя, к сожалению от древнего убранства храма ничего не осталось.

Едем дальше. Играет магнитола, Трофим поет песню «… тормоза не откажут на спуске, на подъем не заглохнет мотор, и помчит по ухабам по русским, дальнобойщик водила-шофер…». Что же, песня в тему. Вот и Вологодская область. Перегон от Ошты (Оштинский погост) до Вытегры зимой гораздо приятнее. В этих местах дорога десятки километров проложена по болотам, и шоссе представляет собой бревенчатую гать присыпанную песком. И местами ощущается каждое бревно. В общем можно ехать только со скоростью около 40 км час. А то и меньше. Небольшие заасфальтированные участники в деревнях дают небольшой отдых машинам и водителям, но уж больно он короткие. Зимой- другое дело. Дорога укатана, неровности снивелированны снегом, можно спокойно ехать с нормальной скоростью. Небольшая остановка в сумерках у Палтогоского погоста, старинного комплекса из деревянного и каменного храмов и последний 15 км перегон до Вытегры.

На сегодня все. Приехали. Селимся в гостинице, собираемся в одном из номеров и отмечаем 23-е февраля.

Утро 24-го. Мороз и солнце, день чудесный. Но мороз 26 градусов. Здесь климат гораздо более сухой, чем в Питере, и мороз так сильно не ощущается. Как там наши машины? Нива и Киа Спортаж заводятся без проблем, а вот «десятка» не хочет. Ну да ладно, сегодня она нам не нужна, ибо ожидается бездорожье. Грузимся и выезжаем, но позже чем хотелось бы. Едим 42 км в сторону Карелии до Октябрьского, затем сворачиваем в сторону Онеги. Вот и Кукурецкое болото, по гати идет отличная расчищенная дорога.

Кукурецкое болото зимой
Кукурецкое болото зимой

Мелькают тайные мысли, а вдруг до самого монастыря дорога пробита. Но «вот уж хрен вам, товарищ генерал-лейтенант»! Дорога доходит почти до самого озера (причем дюны, на которой засел летом Серега почти не заметно, так, бугорок) и поворачивает на юг. А нам нужно на север. В нужном направлении нет даже на намека на дорогу или колею. Девственно чистый снег почти метровой глубины. GPS показывает 20 км до Муромского монастыря! Далековато. Выходим на озеро, поглядеть нет ли дороги вдоль берега, может где дальше есть съезд. Увы. Снежная гладь искрящаяся под солнцем и сверкающие как хрусталь льдины торосов. Зимника нет.

Разворачиваемся и пересекаем Кукурецкое болото в обратном направлении. Здесь, была развилка и вдоль восточного берега болота на север уходила колея. Теоретически был шанс, что колея приведет к старой гати в северной части болота, выводящей как раз к тому месту, где мы обедали летом . Таким образом можно было бы сэкономить около 3-4 км в одну сторону. Подъезжаю к колее, включаю блокиратор и понижайку и пополз… Мотор ревет, машинка ползет вперед, но как-то боком. Понимаю, что далеко так не уйти, куда ведет колея неизвестно и если засядем, то куча времени уйдет на выкапывание. Seryi Volk, даже не делает попытки сунутся на Спортаже в колею. Останавливаюсь и начинаю сдавать назад. Метр, два, три... Все, засел. Ну, мужики подбежали и вытолкали. Благо далеко не уехал.

-6

Так, но что же делать дальше? Есть два варианта. Первый – вернуться на шоссе, доехать до Гакуксы, а там может быть зимник до монастыря. Оттуда пути около 15 км, это если по прямой, вначале по просеке, а затем по льду Муромского озера. Но есть ли зимник, вот вопрос. Одно дело идти по утрамбованному ветрами снегу на озере, другое - по рыхлому глубокому в лесу. Второй вариант – опять вернуться к Онеге через болото и идти оттуда 20 км., но по ровной глади водоема. Так и порешили. 20 км туда и 20 обратно как-то не особо радовали, но просто возвращаться в гостиницу и сидеть там совершенно не хотелось. Боевой задор и хорошая погода вселяли оптимизм. И мы «подписались» на это сомнительное мероприятие.

Переоделись, надели лыжи и, пройдя 200 м по глубокому снегу до берега озера, в 11 часов начали этот безумный переход по белому безмолвию.

Где-то там вдали  Муромский монастырь
Где-то там вдали Муромский монастырь

Конечная точка, Муромский мыс еле-еле виднелся на горизонте. Справа стояла темная стена леса, а слева безбрежные просторы замерзшей Онеги. Снег на озере не глубокий, но спрессован оказался недостаточно, так что приходилось тропить лыжню. Шли компактно, не растягиваясь. Первый как уставал, делал шаг в сторону, а затем пристраивался в хвост колонны, и отдыхал идя по хорошей проторенной лыжне. Средняя скорость, однако, была не велика, около 4 км в час. Несколько раз останавливались, попить чаю и закусить шоколадкой.

Группа немного отдыхает
Группа немного отдыхает
-9

На солнце было относительно тепло, и главное, полный штиль, ни малейшего ветерка.

-10

Когда прошли пол пути, мыс стал постепенно вырастать на глазах. Цифры на навигаторе, показывающие остаток пути постепенно сокращались. Вышли на мыс, относительно недалеко от монастыря и вскоре обнаружили накатанный след от снегохода. По нему быстро протопали оставшиеся 1,2 км. Над монастырскими строениями барачного типа вился дымок. Что ж, люди тут есть. Значит, найдем теплое место для перекуса. Входим на монастырский двор, по пути разглядывая руины некогда монументальных сооружений.

Строения муромского монастыря
Строения муромского монастыря

Жаль, что все в таком состоянии. Неподалеку в роще среди сосен притаилась симпатичная деревянная церквушка и часовенка. Пожалуй, наиболее интересные строения.

Часовенка в лесу неподалеку
Часовенка в лесу неподалеку

5 часов вечера. Солнце склоняется к закату. Постучали в один из деревянных бараков; вышел молодой монах. Попросили разрешения пройти в какое-нибудь теплое помещение, чтобы перекусить. Но оказалось, что сначала необходимо получить благословение у игумена монастыря, отца Макария. Добро было получено, и нас провели в кирпичное двух этажное здание, где на первом этаже располагается трапезная. Поставили у входа лыжи и погрузились в благостное тепло жилого помещения.

Перекус в трапезной
Перекус в трапезной

Тот самый монах прошел с нами и поставил на плиту чайник. Пообщались со служителем Божьим, но тот оказался не многословен.

В ходе разговора, поинтересовались, каким образом осуществляется транспортное сообщение с цивилизацией. Выяснилось, есть снегоход, а ребята наши видели прицепные сани к нему. У некоторых затеплилась надежда, а вдруг.. Вдруг удастся договориться, чтобы нас отвезли. Что ж, попытка не пытка. Подошли мы Сергеем Казаковым к монаху, сидящему в трапезной и поговорили на счет снегохода. Предложили деньги и бензин (в машинах были канистры). Он пошел к настоятелю узнавать. Вернулся и огорчил нас: у них вечерняя молитва, и ни как не могут; вот если бы пораньше, то да. А сейчас ни как. Но обещали молиться за нас.

Солнце уже село и резко стало холодать. Выходим на крыльцо, надеваем лыжи. Тут появляется вся братия (4 человека), во главе с совсем еще молодым настоятелем отцом Макарием. Предлагают нам оставаться ночевать. Но мы опасаемся, что наши оставленные в лесу машины за ночь промерзнут окончательно и мы не сможем их завести. Благодарим монахов за приют и трогаемся в путь. Правда, перед этим пришлось поводиться с креплениям лыж Serga. Замерзли и ни как не хотели защелкиваться. Хорошо, что я взял с собой газовую горелку, вот где пригодилась. Отогрели крепления, все застегнулось. Но солнце село за горизонт.

-14

Сразу спустились на озеро и пошли по льду. Вдоль оконечности мыса оказалось много торосов и пришлось потратить более получаса, пока дошли до нашей лыжни. На небе светила яркая Луна, так что в фонарях особой нужды не было, да и налобников наличествовало всего 3 штуки на семь человек. В голову лезли слова песни: «…и такой на небе месяц, хоть иголки собирай…». Первые 5 км прошли бодро, почти за час. Все таки отдых и еда оказали свое действие. Но еще оставалось 15 км пути. Мороз крепчал. Когда мы пришли в Муромский, ещё светило солнце и монастырский градусник показывал -25 градусов. Когда выходили, температура уже упала на несколько градусов.

С каждым шагом, что мы делали по лыжне, мы приближались к заветной цели – промерзшим в лесу машинам. Но и также с каждым преодоленным километром таяли наши силы. Садились от мороза батарейки в навигаторе и мобильных телефонах. Застывали мембраны в рациях. Колонна начала растягиваться. Мы с Sergом идем пока впереди, но каждые 300 м останавливаемся, ждем чтобы подтянулись отставшие. Лыжи такие легкие и весело скользящие по снегу несколько часов назад, будто наливаются свинцом, и уставшие ноги с трудом передвигают их на очередной шаг вперед. Хочется остановиться передохнуть, но при малейшей остановке начинают стынуть ноги и руки. Спасение одно – вперед, вперед, вперед. Шапки, шарфы обледеневают. У меня на защитной маске нарастает ледяная корка. От холода немного слезятся глаза, но в уголках влага превращается в лед.

Очередной привал на несколько минут. Наконец-то навигатор показывает до цели 9.98 км. Мы прошли полпути. Достаем термоса и пьем кипяток. Искать еще пакетики с чаем и заваривать сил нет. Жуем по кусочку шоколаду. Меняю аккумуляторы в GPS. Простейшая операция, но нужно было снять перчатки и взять в голые руки холоднющие металлические цилиндрики батареек. Потом чуть не вою от боли и четверть часа яростно тру пальцы друг о друга (а нужно еще и лыжные палки держать).

Бодро стартуем после перекуса, но новых сил хватает минут на 10. Группа снова растягивается, причем разрыв между первыми и последними начинаем стремительно увеличиваться. А кое-кто из участников уже норовит присесть на лед для отдыха.

Вот примерно так-же, только ночью.
Вот примерно так-же, только ночью.

Ну, типа чуток отдохну и догоню. Как-же, догонит он. Я прекрасно понимаю, что сидеть на льду, при морозе под тридцать смертельно опасно. Короткая остановка, достаем моток веревки и применяем старый способ – делаем связки между более сильными и самыми уставшими участниками. Теперь никто не отстанет критично, да и ведомому идти проще психологически.

Нужный нам берег практически не приближается. Расстояние до цели на табло навигатора уменьшается катастрофически медленно. А вот время бежит быстро. Сил уже мало, и скорость передвижения упала катастрофически. Девять часов вечера, десять, одиннадцать. Мысль в голове одна: «только бы завелись машины!». Реже, другая: «…зачем… какого…вписались в такую авантюру».

Постепенно, очень постепенно, но стена леса начинает вырастать. Берег приближается. Но GPS уже ничего не показывает, батарейки «умерли» от холода. Менять? Ну уж нет, спасибо! И так не заблудимся. Осталось чуть-чуть. Торосы. Берег. Ура!? Да, но нужно еще подняться по склону метров 20. Падаем, скатываемся назад. Лезем вверх, чуть ли не на четвереньках. Уххх. Залез. Скорее к машине. Вот уже видны сквозь деревья всполохи сиреневого огонька сигнализации Спортажа. Дошли!!!

Чуть не падаю со снежного бруствера на дорогу у машины. Долой лыжи, прыжком за руль. Включаю дальний свет, грею несколько секунд аккумулятор. Поворачиваю ключ в зажигании – стартер крутит уверенно, все ускоряясь. Пошли первые вспышки… Пауза, вторая попытка. Уже лучше... Давай родная, давай заводись! Пауза. Третья попытка… Есть! Движок завелся! Бортовой компьютер показывает температуру двигателя – 30!. Но мотор крутит, и это главное. Не зря я поставил новый хороший аккумулятор.

До Вытегры остается еще почти 50 км. В машине тепло, печка работает, но после мощной прогулки по свежему воздуху начинает неудержимо хотеться спать. Спать нельзя. Едем, болтаем. Чтобы отвлечься начинаю подробный пересказ рассказов Джека Лондона. Один из них, «Костер», как раз можно вспоминать, когда уже сидишь в теплом месте и тебе не угрожает трескучий мороз.

За болтовней 50 км до города проехали быстро. Трасса пустая, транспорта ни попутного, ни встречного практически небыло. Вот и город, гостиница. Удивленные дежурные смотрят на группу шатающихся от усталости постояльцев, невесть откуда взявшихся в 2 часа ночи. А тут ещё сторож на стоянке задает вопрос: «А аккумулятор снимать не будете?». Какой ещё нафиг аккумулятор, думаю. Тут бы до номера дойти…

Теплый номер, горячий душ и пиво. Последние 10 км все мечтал, как приеду в гостиницу, попью пивка. И вот оно, сбылось. Народ, взбодрившийся после душа, стягивается в один из номеров и начинает отмечать удачное возвращение. Значит, силы еще есть! Могли бы пройти еще десяток км. Шутка…

И не скажешь, что 40 км по морозу прошли!
И не скажешь, что 40 км по морозу прошли!

«Утро красит нежным светом…» Солнечные лучи пробиваются сквозь щели занавески и скользят по кровати. Просыпаюсь окончательно, смотрю на часы… 9.30. Хм, думал, буду спать до полудни. В коридоре слышаться возбужденные голоса. Доносятся фразы: «стартер не крутит… от прикуривателя…минус тридцать шесть… не заводятся». Тридцать шесть мороза!!! Во, блин! А какое солнце на улице. Ну, я как заведусь?

Быстренько одеваюсь, выхожу в коридор, общаюсь с дежурными:

- Доброе утро! А какая температура сейчас, не подскажите?

- Да уже потеплело! Что-то около 30-32 мороза.

Мдя… Вот почему ночью сторож про съемку аккумулятора спрашивал! Они тут опытные. Бегом на стоянку. Рядом с моей машиной стоит Нивка с питерскими номерами и открытым капотом. Из выхлопной тубы валит дым, целое облако. Движок работает.

- Привет, ребята! Как завелась?

- Только от прикуривателя. А вот восьмерка вообще признаков жизни не подает.

Сажусь за руль, кручу стартер. С пятой попытки заводится. Молодец, хорошая машинка. Через некоторое время приходит Серый Волк. «Чудо враждебной техники», Спортаж заводится с первой попытки! Класс! Далее полчаса таскаем «на галстуке» десятку. Заводим и ее.

Все. Можно в путь. Наше путешествие, можно считать завершенным. Обратный путь до Питера осложнений не вызывает и к вечеру мы дома, без приключений.

  • Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
  • Буду рад всем посетителям!