Найти тему
1K подписчиков

Могут ли незрячие люди работать с детьми с нарушением зрения?

119 прочитали
«Возникает вопрос — как незрячие родители воспитывают своих незрячих детей?»
Иллюстратор: Галина Воробьева.
Иллюстратор: Галина Воробьева.

«Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, которые могут показаться странными или банальными.

Присылайте свои вопросы по адресу:  editor@specialview.org.

Марта Любимова, тифлопедагог без нарушения зрения

«Да, незрячий человек может обучать детей и других взрослых с нарушением зрения.

Немаловажным моментом является то, что, как и любому педагогу, человеку с нарушением зрения нужно получить педагогическое образование для того, чтобы работать в образовательной организации. Для получения педагогического образования, позволяющего учить других, нарушение зрения преградой не является.

Нередко можно встретить незрячего учителя средней школы, преподавателя колледжа или вуза. Однако вы вряд ли найдете незрячего воспитателя детского сада или учителя начальной школы.

Некоторые профессии имеют ограничения. Так и профессия педагога имеет ряд ограничений. Одним из таких ограничений является невозможность быть воспитателем в детском саду или учителем начальных классов.

Это связано в первую очередь с вопросом обеспечения безопасности детям. Педагог с нарушением зрения может что-то вовремя не отследить, он не видит, что делают дети. Я знаю случаи, когда слабовидящих брали работать воспитателями, но они сами увольнялись, так как понимали сложности — непонятно, кто из детей и где находится, что делает».

Наталья, незрячая

«Возникает вопрос — как незрячие родители воспитывают своих незрячих детей? Ведь дети должны получить навыки самообслуживания, уметь пользоваться ложкой и вилкой, делать простую уборку в своей комнате, некоторые дети до школы уже знают шрифт Брайля. И всему этому ребенка обучают незрячие родители.

Мне кажется, что незрячий преподаватель не только может, но и должен заниматься с детьми дошкольного возраста. Конечно, есть некоторые моменты, занятия, где необходим визуальный контроль, но научить, передать опыт жизни без зрения сможет только незрячий.

У меня был опыт занятий с мальчиком 1 класса, мы учили шрифт Брайля. Конечно, были сомнения, смогу ли я контролировать процессы письма и чтения. Со временем я уже по осанке ребенка, по расположению его рук понимала и контролировала действия. В этом помогало внимание, слух, мои руки.

Еще немаловажный момент – пример незрячего взрослого человека. Мы общались, я рассказывала о своей работе, где бываю, чем увлекаюсь. Таким образом у незрячего ребенка формируется понимание, что без зрения возможно все. Положительный пример полезен для любого ребенка. Из процесса обучения и социализации нельзя исключать никого, здесь необходима работа в паре, зрячий и незрячий преподаватель».