ПИК бережно реконструирует и сохраняет архитектурное наследие, делая его частью комфортной городской среды: несколько старинных зданий в Санкт-Петербурге станут современными образовательными пространствами, в которых будет ощущаться связь с историей города.
В этой статье расскажем о судьбе здания Николаевского кавалерийского училища, где откроется школа, и помещения бывшей мастерской фабрики «Русский Рено», где разместился образовательный центр.
Историческая школа в квартале «Лермонтовский 54»
На Лермонтовском проспекте почти век находилось старейшее кавалерийское училище Российской империи. Его выпускниками были поэт Михаил Лермонтов, географ и путешественник Пётр Семёнов-Тян-Шанский, композитор Модест Мусоргский и другие талантливые люди. Здание Николаевского училища, построенное в 1824 году, отнесено к объектам культурного наследия и охраняется государством.
Спустя 200 лет тут снова будут учить и учиться — новая школа на 1000 мест откроется ещё до заселения первой очереди квартала «Лермонтовский 54», в сентябре 2024 года. Подробнее о проекте реставрации по ссылке.
Идеальное место для школы
Здание на Лермонтовском долгое время использовалось в образовательных целях, поэтому в нём предусмотрены учебные классы и комнаты для отдыха, актовый зал, библиотека, столовая. ПИК сохранит исторические пространства, но сделает их функциональнее с учётом всех требований к современным школам.
Исторические интерьеры пробудят у ребёнка интерес к прошлому, а учёба в школе поможет понять, кем он хочет стать в будущем. Для этого будет создана вдохновляющая образовательная среда с профильными классами и оборудованием для программирования роботов. Также к школе будет пристроен бассейн — с основным зданием его соединит стеклянный атриум.
Архитектура и исторические интерьеры
ПИК вернёт зданию училища первоначальный вид — такой же, как был в XIX веке. Это требует особой кропотливой работы: изучения архивных материалов, обращения к узкопрофильным специалистам, бережного восстановления мельчайших деталей. Только так можно сохранить объект исторического наследия и дать ему новую жизнь.
Внешний вид здания типичен для стиля классицизма: гармония пропорций, прямые чёткие линии, рустованный первый этаж, окна с треугольными сандриками и пилястрами с ионическими капителями. ПИК отреставрирует исторический фасад, полностью сохранив его узнаваемый внешний вид, который является частью архитектурного и культурного наследия города.
Будут воссозданы парадная каменная лестница у входа и изящный дубовый паркет. Декор, который появился только в XX веке, будет заменён на восстановленные элементы исторического прошлого, а отслужившие свою службу конструкции вроде деревянных балок — на прочные металлические.
Некоторые элементы будут накрыты стеклом и оставлены как музейные экспонаты. Например, во время работы реставраторы обнаружили большой участок исторической мозаичной плитки, а за сценой в актовом зале — хорошо сохранившийся лепной декор. Ещё одним ценным экспонатом станут изогнутые трубы, которые стояли в печи и работали как радиаторы.
История и архитекторы здания на Лермонтовском
Здание было построено в первой четверти XIX века по проектам двух известных в Петербурге представителей классицизма.
Первый из них — Вильгельм фон Треттер (1788–1859), немецкий архитектор и инженер-художник, проработавший в России более 15 лет. Спроектировал многие мосты Санкт-Петербурга, в том числе Банковский, Львиный, Пантелеймоновский, Почтамтский.
Второй специалист — Александр Егорович Штауберт (1780–1843), российский военный архитектор, ученик Андреяна Захарова. В числе известных работ Штауберта здание Николаевского военного госпиталя, морской тюрьмы в Новой Голландии, Михайловского и Константиновского артиллерийских училищ. Он руководил строительством зданий Сената и Синода по проекту Карла Росси.
Изначально здание задумывалось как школа, где обучали кондукторов — специалистов среднего звена для железной дороги. В 1839 году его заняло элитное кавалерийское училище, среди выпускников которого Михаил Лермонтов, Модест Мусоргский и Пётр Семёнов-Тян-Шанский. После революции в нём находились детский сад, типография, больница и другие организации, а затем в нём более 20 лет размещался завод радиотехнического оборудования.
Образовательный центр в квартале «Кантемировская 11»
ПИК превратил бывшую мастерскую автомобильной фабрики «Русский Рено» в образовательный центр, где уже работает начальная школа для 300 учеников и детский сад для 150 детей. Так девелопер вдохнул новую жизнь в производственное здание, которое с 2001 года охранялось государством как памятник градостроительства и архитектуры. Подробнее о проекте реставрации по ссылке.
Хроники реставрации и отделки
ПИК сохранил фасад в кирпичном стиле с элементами модерна, а само здание бывшей мастерской переделал так, чтобы детям было приятно проводить в нём почти каждый день. Просторные и светлые помещения отлично подошли для актового зала и столовой. В образовательном центре нашлось место для двух собственных бассейнов, музыкальных и спортивных залов.
Здание сконструировано так, чтобы пропускать как можно больше естественного света: для этого здесь есть огромные окна и зенитные фонари на крыше, которые используют для освещения солнечные лучи. Некоторые окна были заложены, но мы восстановили их по оригинальным чертежам.
При оформлении интерьеров использованы только безопасные материалы, природные цвета и фактуры. Вся мебель сделана из дерева или экологичных аналогов. В отделке нет ярких пятен: в качестве основного цвета используем белый и добавляем к нему спокойные цвета, чтобы дети не отвлекались и лучше концентрировались.
Архитектор здания
Анатолий Федорович Бубырь (1876–1919) — один из самых ярких представителей русского северного модерна. Он построил много городских и промышленных зданий в Петербурге, Ревеле и Сочи. Здание завода «Русский Рено» стало финальным аккордом в его профессиональной карьере.
Для зданий Бубыря характерны выразительность облика, лаконичность форм и рациональная структура. Архитектор органично сочетал строительные конструкции и материалы того времени с новой «антимещанской» пластикой, в которой не было лишних украшательств. Он уже тогда предугадал функционализм 1920-х и 1930-х годов
Особенности архитектуры и отделки здания
«Русский Рено» тоже был построен в минималистичном и функциональном стиле. К главному корпусу цеха сборки присоединялись однопролётные корпуса-галереи, в которых размещались механические цеха.
Интерьер «Русского Рено» был специально сделан воздушным, лёгким — этому помогло смелое обращение архитектора с конструкциями из железобетона. Горизонтальное освещение на стенах дополняли так называемые зенитные фонари — расположенные на крыше — и большие витражи мастерской.
Такой подход к остеклению обеспечивал прекрасное естественное освещение в здании, что позволяло экономить на электричестве. Широкие ворота предназначались для удобного выезда готовых автомобилей.
Фасад главного корпуса украсил, наверное, самый запоминающийся элемент всего заводского комплекса — ворота, совмещённые с арочным окном, которые образуют единую композицию.
Ещё больше о реконструкции проектов в Санкт-Петербурге можно узнать по ссылке, а выбрать свою идеальную квартиру можно на сайте pik.ru.
Застройщик ООО «СЗ «АЛЬМАНДИН». Проектная декларация на наш.дом.рф.