Найти тему
Олег Панков

100-летний юбилей легендарной брянской партизанки

А. М. Катомина
А. М. Катомина

23 февраля, в День защитника Отечества, исполняется 100 лет со дня рождения бывшей жительницы г. Пушкино Московской области Анастасии Макаровны Катоминой. Она отошла ко Господу на 92-м году жизни 6 апреля 2015 г. Анастасии Макаровна заслуженная фронтовичка, участник партизанского движения на Брянщине в годы Великой Отечественной войны, награжденная многими орденами и медалями, автор книг «Партизанская юность моя» и «Шумел сурово Брянский лес».

Анастасия Макаровна родилась 23 февраля 1924 г. в селе с романтичным названием Сосновое Болото, что примерно в 40 км от г. Брянска. Более 60 лет прожила в Подмосковье, из них 43 года - в г. Пушкино. До ухода на пенсию многие годы работала учителем русского языка и литературы и воспитателем в школах-интернатах. Ее педагогический стаж - более 50 лет.

Автор этих строк познакомился с Анастасией Макаровной можно сказать удивительным образом.

В один из осенних холодных дней я возвращался домой из Боголюбского храма г. Пушкино после Всенощного Богослужения. Было это в 2000 или 2001 г. Неожиданно меня остановила пожилая женщина и попросила помочь ей перейти через железную дорогу. Когда разговорились, выяснилось, что мы земляки. Звали мою собеседницу Анастасия Макаровна Катомина, и родом она с Брянщины.

Как узнал позднее, Анастасия Макаровна - в прошлом легендарная брянская партизанка, воевавшая в одном из партизанских отрядов до полного освобождения родного края, испытавшая на себе все тяготы войны, пережившая оккупацию, голод, лишения, потери боевых товарищей, родных и близких. Уже в зрелом возрасте она обрела веру в Бога, в Его благой промысл о спасении каждого человека и начала регулярно посещать церковь.

По возможности, когда позволяли ей здоровье и силы, она хотя бы один раз в год приезжала в свое родное село Сосновое Болото, навещала родных и близких, которых становилось все меньше и меньше. Незадолго до своей кончины она похоронила свою младшую сестру Тамару, тоже бывшую партизанку. Очень сокрушалась, что село постепенно вымирает, и этот процесс принял, по-видимому, необратимый характер.

Анастасия Макаровна Катомина возле мемориала партизанской славы на Брянщине, 2013 г.
Анастасия Макаровна Катомина возле мемориала партизанской славы на Брянщине, 2013 г.

Вспоминая свои юные годы, Анастасия Макаровна рассказывала, что училась она охотно, с 4-го класса мечтала стать учительницей. С Похвальной грамотой окончила 7 классов сельской школы, построенной в 30-е годы ее отцом М. Д Тимошкиным, первым председателем колхоза в их селе. Затем поступила в Почепское педучилище, которое закончила перед самой войной в 1941 г. Весть о войне застала Анастасию Макаровну в родном селе. Отцу, в то время директору Ловатского детдома Орловской области, не удалось эвакуировать семью на Урал вместе с детским домом. Мать и пятеро детей остались в оккупации, и это обернулось трагедией, о которой будет сказано ниже.

В декабре 1941 года в селе был создан партизанский отряд им. Чапаева под руководством А. Н. Катомина, молодого лейтенанта-"окруженца" родом из Подмосковья. 17-летней девчонкой Анастасия Макаровна вступила в этот отряд. Первую свое задание юная девушка совершила 5 декабря 1941 г. - сходила на разведку в районный центр Выгоничи. А первое «боевое крещение» получила на рассвете 29 мая 1942 г. в бою за родное село Сосновое Болото. Тогда же под завывание мин и снарядов совершилась ее необычная помолвка с тяжелораненым командиром Катоминым, который совершенно неожиданно для Анастасии и присутствующих при этом других партизан, назвал ее своей будущей женой, поскольку она спасло ему жизнь. Анастасия Макаровна говорила, что это была воля свыше. Брак был зарегистрирован после освобождения Брянщины в сентябре 1943 г. Но до этого дня нужно было еще дожить. Рискуя своей жизнью, Анастасия тогда чудом под непрерывной бомбежкой переправила командира через реку Десну в партизанский госпиталь, расположенный в глухом Брянском лесу. От эвакуации на Большую землю Катомин наотрез отказался. Дни и бессонные ночи проводила медсестра Анастасия в лесном госпитале-землянке, где в ее помощи нуждались раненые. В землянке было душно, донимали комары, не хватало перевязочного материала и медикаментов. Операции врачи проводили без наркоза и заморозки. Лечили травами и добрым словом.

С большим трудом удавалось пробираться в госпиталь младшей сестре Анастасии Макаровны - Тамаре, ставшей связной отряда. От нее стало известно о зверствах карателей: село было сожжено, пятерых мирных жителей повесили. Мать с детьми укрылась в лесной чаще. Впоследствии их угнали в Севский концлагерь, где мать погибла в декабре 1942 года. А поиску своих осиротевших сестер и братьев Анастасия Макаровна посвятила многие послевоенные годы.

600 дней и бессонных ночей в тяжелейших боях и сложнейших переходах по топям и болотам Брянского леса Анастасия – партизанка Наля - несла непосильный солдатский труд на своих хрупких девичьих плечах.

В партизанском движении на Брянщине участвовало свыше 60 тыс. человек. Их вклад в общую победу неоценим. Это десятки пущенных под откос вражеских составов с живой силой и боевой техникой, сотни подбитых танков, сожженных автомашин и единиц бронетехники; многие тысячи врагов нашли свой последний «приют» на широких просторах могучего брянского леса. Для борьбы с брянскими партизанами с фронта были сняты более 10 немецких дивизий, что значительно облегчало действие наших ударных армий.

«Мне очень хотелось выжить, - говорила Анастасия Макаровна, - чтобы потом, после войны, работать в школе, рассказывать своим ученикам о былях сурового Брянского леса».

«Особенно памятны мне, - вспоминала она, - те страшные 33 «черных» блокадных дня летом 1943 года перед Орловско-Курской битвой, когда нас, партизан, каратели буквально взяли в кольцо. При прорыве блокады погибло тогда много и наших бойцов, и мирных жителей. Погиб и мой отец...»

С освобождением Брянщины в сентябре 1943 года Анастасия Макаровна работала 2-м секретарем Выгонического райкома комсомола. Война еще продолжалась. Работы было очень много: надо было помогать фронту... Летом 1944 года поступила заочно в Новозыбковский пединститут. Случилось так, что ей снова довелось вспомнить свою недавнюю основную партизанскую профессию. Немцы бомбили Новозыбков, и пришлось оказывать помощь раненым санитарного эшелона на станции.

Победную весну 1945 года Анастасия Макаровна встретила вместе с мужем А.Н. Катоминым в кругу однополчан в Выгоничах. В августе 1945 года у них родился сын-первенец Сашка.

После переезда в 1949 г. в подмосковный Чехов она работала литработником и диктором Чеховского радиовещания. Но всей душой стремилась в школу. В 1951 г. Анастасия Макаровна, наконец, поступила учителем русского языка и литературы в Добрыниховскую школу Подольского района. Учила детей, училась сама. В 1955 г. заочно окончила МОПИ им. Крупской.

Продолжалась и поисковая работа, начатая Анастасией Макаровной в 50-х годах с красными следопытами Добрыниховской школы. С 1962 г. она начала работать в системе школ-интернатов. Здесь ее опыт патриотического воспитания учащихся пополнился такими формами, как "Уроки мужества", "Костры отваги", сборы-встречи с героями ВОВ, шефство над ветеранами, экскурсии в исторические музеи, походы по местам боевой славы, вахты памяти, переписка со школьными музеями других городов и др.

Немало имен забытых героев открыла Анастасий Макаровна со своими следопытами, работая старшим воспитателем в Пушкинской школе-интернате. Об этом писал в ту пору журнал "Народное образование", отдавший должное заслугам педагога-воспитателя. Собранный материал стал достоянием Центрального музея Вооруженных Сил в Москве. А после торжественного сбора в честь Дня Победы "Помним тех, кто легендой овеян", транслировавшегося по ЦТ, опыт поисковой работы Анастасии Макаровны стал известен не только Пушкинскому району, но и всей стране. "Никто не забыт, ничто не забыто" - эти слова всегда таили для нее большой смысл и служили девизом ее многогранной работы, которую она вела на протяжении 50 лет в советских школах, сея в душах детей, молодежи разумное, доброе, вечное.

И даже после ухода на пенсию она продолжала вести патриотическую работу в 1-й и 5-й пушкинских школах, где учились ее внуки, и в музее Н. Островского в Москве, где ее рассказы о войне слушала молодежь из Венгрии, Болгарии, Кубы.

За свой ратный и трудовой подвиг Анастасия Макаровна удостоена многих правительственных наград.

Она воспитала троих трудолюбивых сыновей (младшему сыну Олегу суждено было родиться тоже 23 февраля). Она - бабушка пятерых внуков и внучки, нескольких правнуков.

Все удары судьбы Анастасия Макаровна выносила терпеливо, мужественно. Но всегда, как она признавалась, ощущала Божественную помощь. К православной вере пришла в результате труднейших жизненных потрясений в годы войны и перестройки.

На Брянщине она любила посещать Свято-Успенский Свенский монастырь. Неподалеку от монастыря проходит дорога в районный центр Выгоничи, вблизи которого находится ее родное село Сосновое Болото.

«Бог сохранил меня на поле сражений и продляет мне жизнь, чтобы я молилась о погибших или уже отошедших в вечность после войны моих однополчанах», - так Анастасия Макаровна определяла главный смысл своей жизни, добавляя к сказанному, что молитва предает ей силы преодолевать немощи и болезни и заботится о себе, не обременяя ближних… В 2009 г. ее постигла большая скорбь. Отошел в вечность ее старший сын Александр, ровесник Великой победы 1945 г. Скончался от сердечного приступа на руках своего младшего брата…

Несмотря на почтенный возраст и многие недуги (Анастасия Макаровна - инвалид ВОВ II группы), она посещала почти все праздничные и воскресные богослужения, и вполне можно сказать, что ее подвиг продолжался уже в духовном русле.

Анастасия Катомина - справа
Анастасия Катомина - справа

С помощью недавно почившего бывшего благочинного церквей Пушкинского района о. Иоанна Монаршека и настоятеля Боголюбской церкви г. Пушкино о. Иоанна Клименко ей посчастливилось издать книгу очень близкого ей человека одного из руководителей партизанского движения ныне покойного Ф. А. Власова «В лесах непокоренной Брянщины». Рукопись этой книги долгие годы хранилась у нее в столе. Многие издательства отказывали ей в поддержке, ссылаясь на различные обстоятельства и находя соответствующие причины, в том числе и непопулярность этой темы в наше время. Но она с присущим ей боевым партизанским характером не отступала, и победила…

Помню, в конце августа 2014 г. мы встретились с Анастасией Макаровной на главной площади нашего города. Разговорились. Вдруг неожиданно нашла, казалось бы, небольшая тучка, но хлынул буквально ливень. Зонтов у нас не оказалось. Я, честно сказать, растерялся. Однако Анастасия Макаровна почти мгновенно со свойственной ей партизанской смекалкой нашла выход из этого затруднительного положения. Взяв меня под руку, она уверенно по-дружески произнесла одно чудесное слово, знакомое каждому с детства: «Бежим…» И мы побежали. Напомню, ей было уже 90. Благо находились в двадцати шагах от кинотеатра, взошли под навес над входом и таким образом «спаслись»…

Как известно, у Бога нет усопших, у Него все живы. Царство Небесное рабе Божией Анастасии, вечная память!

Владимир Панков