19,4K подписчиков

Чудеса маркетинга на российском моторынке. Культ Альфы, питбайков, эндуро и б/у Японии.

3,2K прочитали

Российский рынок мототехники, как и рынок других потребительских товаров, начал формироваться в 90х годах, и является относительно молодым. С тех пор в нем произошло немало изменений, но в то же время, некоторые тенденции сохранились до сих пор. В этой публикации можно рассмотреть некоторые интересные особенности российского рынка мототехники, которые в силу ряда обстоятельств, в том числе культурных, исторических, экономических, социальных, правовых особенностей присущи только ему:

1. Культ Альфы.

Мопед типа Альфа
Мопед типа Альфа

Эта простая реплика японских мопедов из 70 годов сразу понравилась массовому российскому покупателю, и эта тенденция сохраняется до сих пор, несмотря на то что, до 2014 года на мопеды не нужны были водительские права и по статусу они равнялись велосипедам, а с 2014 года для управления мопедами стали нужны водительские права категории М. Почему в России любят Альфу можно понять, мы рассматривали это в отдельной публикации - не нужно регистрировать в ГАИ, не нужны страховки и прочие сложности, если есть права любой категории А и старше то права М присваиваются автоматически, самая доступная цена (до 100 тр.), простая конструкция, дешевые и распространенные запчасти, вполне приличные технические характеристики для обычного человека. Интересно то, что кроме России, мопед Альфа не интересует больше никого в мире. Сами китайские производители этого мопеда удивляются, почему его до сих пор покупают в России, эта модель и ее модификации являются для китайских производителей очень древним изделием, самые крупные рынки мототехники - Китай и Индия, уже много лет не используют карбюраторную технику, только инжекторы и "электрички", и средний массовый индийский или китайский мотоцикл на улице отличается от Альфы как иномарка от Жигулей "копейка". В странах Латинской Америки и Африки сотнями тысяч ежегодно потребляют китайские мопеды, но совсем другой конструкции - "скутеретты", которые в России наоборот, не прижились.

2. Культ питбайков.

Питбайк XMOTOS 140 19/16
Питбайк XMOTOS 140 19/16

Еще одной особенностью российского рынка является популярность питбайков. Эти компактные версии кроссовых мотоциклов необычайно популярны среди подростков. Почему - тоже можно понять - крутой внешний вид, мода, доступная цена, простая конструкция и доступные запчасти, компактность и легкий вес, вполне приличные технические характеристики для обычного человека. Но, кроме России, найдется очень немного стран, где популярны питбайки. В Китае, где они производятся, вообще не встретишь питбайк в сельской местности.

3. Мощнее - значит лучше.

Мотоцикл XMOTOS 250 CBS
Мотоцикл XMOTOS 250 CBS

Что касается массового рынка мотоциклов (то есть мотоциклов подешевле) то когда-то импортные мотоциклы с двигателями 125-150 куб.см. вполне всех устраивали. Они и сейчас всех устраивают, даже с двигателями 100-110 куб.см., но...в Индии, а также в самом Китае, где сотни миллионов людей используют легкие мотоциклы в качестве ежедневного транспортного средства. В России же кубатуры в мотоциклах постоянно растут, и основная причина в маркетинге - мощность мотоцикла является в России конкурентным преимуществом. Зачастую можно увидеть в магазине, что покупатель, который только осваивает мототехнику, стремиться купить мотоцикл максимальной мощности, возможной за имеющийся у него бюджет. Это далеко не всегда рационально, поскольку управляться с таким мотоциклом новичку будет не просто, да и не факт, что он вообще ему подходит, для того чтобы просто иногда покататься, но изобилие рекламных роликов о мощных и относительно недорогих китайских мотоциклах делает свое дело - многие хотят купить мотоцикл помощнее, скорее потому, что чем мощнее мотор, тем круче водитель. Китайские мотоциклы с кубатурой менее 250, то есть, например, 200, 150, 125 куб.см., в России на сегодняшний день не покупают. А популярный класс 250-300 куб.см. все растет в мощности.

4. Культ эндуро.

Мотоцикл XMOTOS 250 PR2
Мотоцикл XMOTOS 250 PR2

В России - раздолье для внедорожных мотоциклов. Китайские производители наводнили российский рынок изобилием внедорожных моделей. Также, активные рекламные компании продавцов внедорожной мототехники создали и поддерживают моду и престижность класса эндуро. Многие покупатели, который задумываются о приобретении первого мотоцикла, склоняются в сторону именно "кроссача" - это слово означает не совсем тоже самое, что "эндуро", но зато понятнее и проще. Кроссовый - значит красивый, крутой, кроссовый - значит проходимый. В сочетании с предыдущим пунктом из этой публикации (мощнее - значит лучше), мотоциклы эндуро на российском рынке под воздействием скорее моды и конкурентной борьбы продавцов, переросли из когда-то легких внедорожных мотоциклов 150-200 куб.см., туристического типа, на мягкой подвеске, с широким седлом, с небольшой высотой посадки, в современные "монстры" 300-450 куб см., с инжекторами, 4 клапанными моторами, прогрессией, регулируемой подвеской, с высотой посадки более 900 мм, узким седом и спортивной геометрией. Такие мотоциклы престижны, они круто выглядят, но надо ли такой мотоцикл обычному человеку, чтобы просто покататься в удовольствие - далеко не всегда. Возможно ему для начала достаточно питбайка, мопеда, или обычного универсального мотоцикла 150-200 куб.см/ типа BAJAJ BOXER 150. Ну, а что касается проходимости, в плане доехать до труднодоступной местности, то мопед Альфа возможно даже больше подойдет для этой цели чем тяжеленный и мощный "кроссач".

5. Культ "б/у Японии".

HONDA SHADOW, фото с аукциона.
HONDA SHADOW, фото с аукциона.

В таких странах как Китай и Индия, где по улице ездят сотни миллионов или даже миллиарды мотоциклов, не увидишь б/у японской мототехники. В России же в летний период в городах - это обычное явление. Многие мечтают о покупке японского мотоцикла с аукциона, а такие холивары как "японский б/у скутер против китайского", "новый китаец против старого японца" - классика рунета. В настоящее время покупка б/у японской техники стала, пожалуй, еще более актуальна - новая фирменная мототехника японских, европейских и американских брендов мало доступна на рынке, а если хочется что-то более солидное и качественное чем "китайцы", то покупка б/у японца это хорошая альтернатива.

6. ПТС

Мотоцикл FIREGUARD 250
Мотоцикл FIREGUARD 250

Как мы рассматривали выше, в продаже на российском рынке есть большое изобилие китайских внедорожных мотоциклов. Какие-то из них не сертифицированы для ДОП и продаются без ПТС как спортинвентарь, какие-то имеют ПТС. Чаще всего, покупатели хотят купить мотоцикл с ПТС (ЭПТС на сегодня), но, как ни странно, лишь малая часть действительно ставит после этого мотоцикл на учет в ГИБДД. ПТС нужен покупателю скорее для того, чтобы позднее было проще продать мотоцикл. Почему покупатели не часто ставят такие мотоциклы с ПТС на учет - на внедорожных мотоциклах как правило катаются в сельской местности, а мотоцикл на учете подразумевает страховку, техосмотр, транспортный налог. Взвесив эти обстоятельства, большинство покупателей не торопится ставить внедорожный мотоцикл на учет.

7. Китайская техника 150-200 куб.см. - "тошнилки", индийская 150 куб.см. - "норм".

BAJAJ BOXER 150X
BAJAJ BOXER 150X

В продаже на российском рынке по прежнему есть китайские малокубатурные мотоциклы, самый популярный класс из них, если так можно сказать, поскольку их продается несоизмеримо меньше чем мотоциклов 250 куб.см и выше - 200 куб.см. Есть и индийские мотоциклы BAJAJ, самый продаваемый из которых - BAJAJ BOXER 150X с двигателем 150 куб.см.

Мотоцикл INTRUDER 200
Мотоцикл INTRUDER 200

Если в видеообзоре появляется китайский мотоцикл 200 куб.см. то чаще всего основной комментарий это "слишком слабый двигатель", хотя стоит напомнить что на массовых мото-рынках, таких как Китай или Индия, ежедневно по улицам ездят сотни миллионов мотоциклов кубатурой 110-150 куб.см. В то же время, что касается индийского Боксера 150, то кубатура 150 не так отталкивает покупателей, считается что она более терпима на фоне большей надежности индийского мотоцикла.