Найти в Дзене
Гуранка.ру

“Самый точный прогноз для Забайкалья - наш”: читинский синоптик - о работе и жизни

Оглавление

“В Чите ожидается погода без осадков, температура такая-то”. Каждое утро мы сообщаем вам прогноз погоды, но как он составляется? И кем? Почему, бывает, не сбывается? О многом погодном и немного о личном наш журналист Аида поговорила с Надеждой Щевелевой, ведущим синоптиком Читинского гидрометцентра.

В один из солнечных ясных январских дней я оказалась на пороге двухэтажного здания на улице Новобульварной, 165. Его внешнее и внутреннее убранство довольно скромное, но внутри него также солнечно, как на улице, и как-то уютно. Иду по небольшому лабиринту кабинетов и нахожу свою героиню - красивую элегантную женщину. Признаться, я была немного под влиянием некоторого шаблонного представления о синоптиках, что это чуть ли не бородатые мужчины в толстых свитерах с высоким горлом. И взглянув на Надежду Фёдоровну, я поняла, - вопрос о том, удаётся ли сохранять женственность в такой, казалось бы, непростой профессии, отпадает.
Что ж, тем не менее, вопросов у меня ещё достаточно и мне ещё больше хочется разобраться, кто же они такие - синоптики.

Фото: предоставлено Надеждой Щевелевой
Фото: предоставлено Надеждой Щевелевой

Поэтому начать решаю с самых азов, то есть узнать, что такое метеорология и синоптика.

Главная по погоде в Чите

“Обычно в учебниках даётся такое определение: “Метеорология - это наука об атмосфере, её составе, свойствах и протекающих в ней физических и химических процессах”, - отвечает Надежда Фёдоровна.

“Кроме того, в задачи метеорологии входит установление закономерностей и прогноз их развития. Правда, прогноз не совсем к ней относится, но не зная метеорологию, невозможно его составить. А название науки происходит от греческих слов “метеора” - небесное явление и “логос” - изучение. Почему относится именно к небесному явлению? Потому что ранее изучали то, что происходит в небе - движение, смещение облаков и их влияние на погоду”.

Казалось бы, ну изучают погоду, да изучают. Но, оказывается, метеорология - это обширное понятие. Она бывает климатическая, медицинская, строительная, агрометеорология… и многих ещё других видов. По сути, говорит моя собеседница, метеорология - наука довольно универсальная.

И добавляет: “Мы с вами говорим о синоптической метеорологии.  “Синоптика” - опять же от греческого - “одновременно обозревающий”. Это значит, что синоптик одновременно обозревает состояние погоды трёхмерно, по осям абсцисс и ординат, и вверх. Вверх мы оцениваем состояние погоды с помощью метеозондов, которые запускаются в атмосферу. Возможно, вы видели в Каштаке  бело-красный шарик. Это и есть аэрологическая станция, откуда запускается аэрологический зонд, и на определённых высотах передает нам данные (температуру, влажность, ветер, давление). Соответственно, синоптическая метеорология - это наука, изучающая закономерности развития атмосферных процессов в целях предсказания погоды”.

“Я родилась на метеостанции”

С определениями разобрались. Но а как же стать тем самым синоптиком? Где их учат и сложно ли обучиться такой профессии?

Оказывается, что Надежда Фёдоровна почти буквально родилась синоптиком. Её родители были наблюдателями, теми, кто непосредственно работают на метеостанции, отец даже награждён знаком “Отличник гидрометслужбы”. И там практически и родилась моя героиня.

“Это сначала была труднодоступная станция, потом мы переехали в, так сказать, более цивилизованный мир, но всё равно это была достаточно глубокая таёжная местность на севере Бурятии. Там я провела своё детство. Метеорологическая площадка всегда была у меня перед глазами. С самого детства я знала, что на небе не просто облака -  у каждого облака есть своё название. И что такое психрометрическая будка, я знаю с детства - я поднималась по этим ступенькам и смотрела на термометры…”, - рассказывает она.

“А ещё у моей мамы была мечта, чтобы я была не наблюдателем, как она, а чтобы по радио объявляла прогноз погоды. Будем считать, её мечта исполнилась. Пусть и не сразу”.

А дальше Надежда Фёдоровна рассказывает интересную историю её профессионального пути.

“Раньше было не так просто, как сейчас, узнать, тем более где-то в деревне, куда можно поступить учиться на метеоролога. Но моя мама знала точно, что в Ленинграде есть Гидрометеорологический институт. Всего на тот момент в Союзе таких институтов было два - один в Ленинграде, второй в Одессе.  Все остальные места, где можно было получить эту профессию, были не институты, а факультеты при университетах. Как потом выяснилось, их было достаточно много. К сожалению или к счастью, мы поехали с мамой поступать в Ленинград, но я завалила экзамен по математике. Можно было поступить по блату, но поскольку я была комсомолкой, я сказала, что этот вариант не для меня. Я год поработала и потом снова собралась поступать в Ленинград. Но тут я узнала, что в Иркутске, в Иркутском госуниверситете, есть географический факультет, а на нём - кафедра, где учат на метеорологов и синоптиков. Туда я и поехала, благополучно поступила и его закончила. Уже когда я училась, выяснилось, что в МГУ есть тоже такой факультет, во Владивостоке, в Томске, Казани, Саратове…в общем, много где при университетах есть они, и можно при желании выучиться. Кроме того, даже у нас в ЗабГУ до недавних пор готовили специалистов, правда, они больше к гидрологии относились”.

После института Надежда Фёдоровна пришла работать в гражданскую авиацию. Так как она неплохо училась, то, несмотря на существующее распределение, могла выбирать. Уехала она в Тюменскую область, говорит, хотелось на Север, романтики. В то время Север как раз начал бурно развиваться, и работы в малой авиации, куда пришла моя героиня, было много. “Это была работа интересная, хотя и очень и ответственная. Я на работу шла каждый раз как на праздник”, - продолжает рассказ моя собеседница.

“Я отработала положенные три года и перевелась там же в управление гражданской авиации, была старшим инженером-инспектором. Эта работа была связана не с прогнозированием, а была организационной. Я облетела весь север, знала каждую площадку, каждого специалиста.
Дальше мне пришлось уехать в Читу, я попала в авиационную военную часть. И эта работа мне тоже нравилась! Помимо того, что я синоптик, мне нравилось ходить строем, стрелять, я хорошо стреляла и занимала призовые места… Работы было много, но мне очень нравилось. Там я проработала большую часть жизни, 27 лет, я - майор в отставке. Я прослужила до 57 лет, и то мне сказали “зачем вы написали рапорт на увольнение?”. И уже после, 8 лет назад,  я пришла работать сюда, так как на пенсии себя как-то не представляла. И здесь мне тоже очень нравится моя работа. Меня муж даже к ней ревнует”, - улыбаясь, рассказывает Надежда Фёдоровна.

“Кстати, о семье и окружении, как они относятся к вашей работе?”, - спрашиваю.

“Да, есть в отношении нашей профессии некий сарказм, юмор, анекдоты… Но мы к этому спокойно относимся. Меня больше раздражает, что анекдоты про синоптиков старые, а новых не могут придумать.
Но в моём окружении ничего такого нет. Все относятся к этому нормально”. - отвечает собеседница.

-2

Гидрометеорологическая станция. Фото из группы Забайкальского гидрометцентра во "Вконтакте"

Вполне женская профессия

Как я уже сказала вначале, мне было интересно узнать о работе синоптика побольше и разобраться, насколько это “женская” профессия. Собственно, об этом я и решила спросить дальше.

“Да, у кого-то может быть впечатление, что это профессия не для женщин. Но! У нас очень большой дефицит мужчин в профессии. При этом, если посмотреть на совещаниях на состав - в начальниках все мужчины.  И если мужчина с головой, то он быстро продвигается по карьерной лестнице. А вся основная работа ложится на женские плечи”, - рассказывает Надежда Фёдоровна..

Она поведала, что даже в их отделе сейчас остался всего один мужчина. Но и “исторически” получилось как-то так, что женщин больше идёт учиться этой профессии: “Когда я училась, у нас группа из 25 человек была, из них всего 5 мужчин и 20 женщин. А так чтобы 50/50 было не помню. Изначально мужчин поступает меньше. Хотя зря. Повторюсь, они очень быстро идут по карьерной лестнице”.

А физически работа сложная?

“Ну, вы видите же, как я физически “отягощена”, - смеясь отвечает моя собеседница.

Она говорит, что учиться сложнее. Для этого надо быть не гуманитарием, а именно человеком с математическим складом ума. Надо ориентироваться также и в физике, и химии. “Наш главный учебник называется “Физика атмосферы”, и если его открыть - там одни формулы. Это всё необходимо для того, чтобы можно было написать программу, так как расчёт, прежде всего, математический. В дальнейшем, может быть, и будет сложно работать, но это зависит от того, куда ты пойдешь, в какое направление”, - делится она.

И добавляет: “Есть синоптики, как я, работающие для населения. А есть узкая направленность, например, авиационные синоптики, они составляют прогнозы для авиационного состава. Опять же, есть возможность работать гражданским синоптиком, а есть - служить в армии. И, конечно, если ты попал в военные метеорологи, то в первую очередь ты военный, если бежать - беги, если стрелять - стреляй. Но чтобы чисто физически мы напрягались - не скажу. Есть у нас аэрологи, которые зонд запускают. Но специалисту для наполнения шарика водородом тоже на надо прикладывать физических усилий, он только отслеживает показания. Есть метеорологические радиолокаторы. Там, во всяком случае ранее, была радиационная составляющая, то есть, это относилось к вредной работе. Сейчас новое оборудование, возможно, уже не настолько радиоопасно”.

Кроме того, рассказывает Надежда Фёдоровна, можно работать в науке, можно также разрабатывать программы.

“Работать не сложно. Ну вот мы с вами сидим в кабинете, тут светло, уютно, хоть здание у нас старенькое, но, тем не менее”, - заключает она.

При этом, рассказывает она, желающих идти в эту профессию мало. Мало людей со специальным образованием. А это важно, чтобы у всех специалистов в этой сфере оно было.

Причины, считает она, в первую очередь финансовые, зарплата.

“Скажем так, она не высокооплачиваемая. Опять же, это смотря в какой отрасли будешь работать. Конечно, в сфере нефтегазодобычи у них зарплата выше. Авиационные синоптики тоже больше нас получают.

Можно, да, как-то её (профессию) пытаться популяризовать, но как бы этого ни делалось, молодой специалист, да ещё без своего жилья, вряд ли захочет идти на такую зарплату. К тому же, вряд ли сразу где-то получают все большую зарплату, а молодёжи хочется всё и сразу. Нашему поколению смены практически нет”, - говорит она.

Я просто люблю свою работу

И всё-таки, с какими сложностями моя героиня сталкивается в своей работе и какие в ней видит плюсы?

Сложности

“Кадры, как я уже сказала, недостаток кадров. Во-вторых, наука не стоит на месте, и разрабатываются новые программы… Они у нас есть, но техника наша, компьютеры, они их не “тянут”.

Есть и такая проблема, что некоторые программы надо покупать, но они стоят очень дорого, просто не представляете сколько. И так как всё сейчас развивается семимильными шагами, то мы, получается, отстаём. Здесь, на региональном уровне.

Оборудование само хотелось бы поновее. Сейчас МРЛ (метеорологические радиолокаторы), настолько мощные, что считать ничего не надо, только смотри на экран. И нам, конечно, было бы с таким гораздо проще. А ещё лучше, чтобы их было два - один с запада, другой с востока. Но пока возможностей нет”.

Плюсы

“Вообще, я просто  люблю свою работу. И когда с таким чувством ты идёшь на работу, я считаю, это самый главный плюс. Надо любить свою работу!

И я могу сказать, что меня всегда устраивала моя зп. В 80-х годах мы все получали одинаковую зарплату, хватало. Когда я в армию пошла, в 90-е оттуда все уходили в бизнес, хотели больше денег. Да, у нас зарплата была тогда не очень большая, но постоянная и гарантированная.
Ещё плюсы, что мы, женщины, сидим тут не на морозе, условия нормальные. Да, наблюдатели у нас обязаны в любую погоду выйти на улицу, дойти до психрометрической будки, и то, сейчас же есть автоматизированные метеостанции, при наличии которых можно и не всегда выходить на улицу. Физически для женщин это не сложная работа. Она не “пыльная”. Для женщины это очень хорошая работа”.

А ещё один плюс, говорит моя собеседница, то, что работа эта не рутинная.

“Каждый день я прихожу на работу, и тут что-то новое видишь на карте, чего не было вчера. Вот я увидела - циклон зарождается, и мы каждый день за ним наблюдаем - куда он сместится, какая погода у него… Это же так интересно! У нас нет одного дня, похожего на другой. Раньше в январе мы писали каждый день один и тот же прогноз. Потому что была очень морозная без осадков погода. Вот как установился антициклон, и мы каждый день пишем один прогноз. Теперь и этого однообразия нас лишили. (улыбается) Потому что этот антициклон периодически восстанавливается, но чаще разрушается”.

Надежда Фёдоровна говорит, что никогда не хотела сменить свою работу: “Эта работа меня всегда кормила, хотя были и разные тяжёлые годы. Звёзд с неба не хватали, но всю жизнь моя профессия меня прокормила. У меня к ней только благодарность”.

-3

Фото: с сайта Забайкальского гидрометцентра

И о погоде…

Кстати, о прогнозах. Как они составляются? И как выглядит рабочий день Надежды Фёдоровны?

А выглядит он вот как.

В 8 утра он начинается. Примерно полчаса проходит совещание с руководством.

Затем Надежда Фёдоровна занимается анализом прогностических карт и составляет прогноз.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

"Гуранка.ру" в Телеграме!