Найти в Дзене
Евгений Додолев // MoulinRougeMagazine

Олег ЯНКОВСКИЙ: «Об эмиграции не думал»

Оглавление

А вы помните, что ЯНКОВСКИЙ родился именно 23 февраля? Завтра ему бы исполнилось 80... Но 20 мая 2009 года актёра не стало. Четверть века назад, я в МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАВДЕ опубликовал разговор своего коллеги и тогдашнего зама Андрея ВАНДЕНКО с Президентом-Основателем “Кинотавра”, кумиром многих поколений, деятелем культуры с мировым именем – Олегом Ивановичем ЯНКОВСКИМ:

– Вы в порядке – нашли себя в профессии, более чем успешны…

– Да, внешне я вполне благополучный, успешный, востребованный актер. Если, конечно, посмотреть навскидку, не вникать в суть.

-2

– А если вникнуть?

– Ну-у-у… Внутри-то разные процессы бурлят…

Много лет я работал на четвертой скорости, было время, когда не находил буквально пары часов свободного времени, чтобы дух перевести. Я закончил институт, остался в Саратовском театре, а через год первое приглашение сниматься. И пошло-поехало: «Щит и меч», «Два товарища», «Жди меня»… В год делал по три-четыре картины, а иногда доходило до шести. Пока жил в Саратове, постоянно путешествовал транзитом через Москву – прямых самолетов и поездов не было, вот и колесил.

Перебрался в столицу, но не стал меньше сниматься или ездить по городам и весям. Такой ритм продолжался четверть века, а потом вдруг пауза, тишина, пустота.

-3
«Служи́ли два това́рища» — художественный фильм 1968 года, снятый режиссёром Евгением Кареловым по сценарию Юлия Дунского и Валерия Фрида. Действие фильма повествует о событиях Гражданской войны в России. В фильме две параллельные сюжетные линии, которые пересекутся. Первая — о двух товарищах-красноармейцах, вторая — о белогвардейских офицерах. У группы «Любэ» в альбом «Комбат» включён ремикс песни «Служили два товарища».
-4

– Когда это случилось?

– В стране все рухнуло, кинопроизводство в том числе. Тогда и случилось. По приглашению Клода Режи я на полгода уехал в Париж, участвовал в международном театральном проекте, очень напряженно работал.

Кстати, последнее эхо обваливавшегося Советского Союза докатилось и до Франции. В Париже я узнал, что подписан указа о присвоении мне звания народного артиста СССР. Это случилось за неделю до того, как страна с таким названием приказала долго жить. Первым народным в 20-е годы стал Константин Сергеевич Станиславский, а я оказался последним… К слову, на вечере, посвященном столетнему юбилею МХАТа, я даже позволил себе шутку на эту тему: «С кого начинали, товарищи, и кем закончили!» Зал оценил юмор, смеялся долго.

Ну вот. Закончились мои французские гастроли, весной 92-го я вернулся домой и… не узнал его.

Клод Режи (фр. Claude Régy, 1 мая 1923, Ним — 26 декабря 2019) — французский театральный режиссёр и педагог. Начинал как актёр (1946). Работал помощником режиссёра у Андре Барсака в известном парижском театре Ателье. В 1976 создал собственную труппу Les Ateliers Contemporains. Преподавал в Национальной консерватории театрального искусства (1981—1986). Ставил пьесы Аррабаля, Ведекинда, Виткевича, Дюрас, Дюрренматта, Клейста, Ленца, Лорки, Пинтера, Пиранделло, Н. Саррот, Стриндберга, Хандке, Б. Штрауса и др., из русских авторов — Чехова, В. Славкина. Обращался к пьесам современных норвежских драматургов: Юна Фоссе — спектакли Вариации на тему смерти, Меланхолия I, Арне Люгре (Человек без цели). Среди его спектаклей — «Психоз» по пьесе Сары Кейн, с Изабель Юппер в главной и единственной роли. В 1999 г. была поставлена пьеса «Кто-то скоро придёт» — парафраз сюжетов Метерлинка; а также — «Вариации на тему смерти». Нередко создает спектакли по произведениям современных поэтов (А. Мешонник, Ч. Резникофф и др.).
Claude Régy
Claude Régy

– Успели все забыть за полгода?

– Контраст оказался разительным. Четыре часа назад я гулял по залитому огнями, благополучному Парижу и вдруг перенесся в Москву, где все такое… слово не могу подобрать… серое, унылое, безнадежное. Тоска, словно перед концом света. Я ехал по центру родного города и испытывал чувство, будто попал на чужую планету. Больше всего поразили барахолки у Большого театра и «Детского мира».

Примерно в то же время в Москве открыли гостиницу «Савой», и бьющая в глаза роскошь на фоне костров на улице, людей, с рук торгующих шмотками, казалась жуткой нелепицей, сюрреализмом. Я остановил машину, выходить наружу не стал – никакого желания не было и долго-долго смотрел по сторонам. Это моя Родина? Я – свежеиспеченный народный артист этой страны? Даже мелькнула мысль: «Господи, куда я вернулся? Зачем?» Нет, об эмиграции, конечно, не думал – упаси Боже! – но одновременно и не представлял, чем теперь буду здесь заниматься. Кому тут нужны актеры? Не скрою, какое-то время я испытывал ужас от увиденного. Впрочем, тогда все, наверное, ощущали нечто подобное.

«Внук актёра Олега Янковского Иван признался, что ничего не знал о шахматисте Анатолии Карпове, которого сыграл в кино и даже за эту роль получил статуэтку «Золотой орёл» - пишет Абзац.
Евгений Додолев31 января 2023

– Не все из Парижа возвращались.

– Да, мне было, с чем сравнивать… Кризис усугубился еще и тем, что я сидел практически без работы. В «Ленкоме» несколько лет не вводился в новые спектакли, тянул старый репертуар, о кино же на время вообще пришлось забыть, туда ворвались новые люди.

-6
-7
-8
-9
-10

– «Ворвались», по-моему, очень подходящее слово.

– А так и есть. За производство фильмов брались все, кто хотел. Поскольку думали не о творчестве, а об отмывании денег, то очень скоро количество выпускаемых картин выросло до четырехсот в год – в начале 90-х в России клепали фильмов больше, чем в Индии. Когда эти новые «кинематографисты» окончательно все оккупировали, отодвинув настоящих профессионалов в сторону, я принципиально перестал сниматься. Понимал: нельзя так распоряжаться своей судьбой. Декоративное присутствие на экране меня никогда не интересовало. Играть – так играть! Я отравлен хорошим кино, поэтому на барахло не мог согласиться. Конечно, если совсем приперло бы, наверное, поумерил гордыню и пошел сниматься, но, к счастью, передо мной не стоял вопрос: на что жить? У меня был кое-какой выход на Запад, возможность участвовать в театральных постановках в Европе. Без этого я, наверное, не выжил бы.

К счастью, безвременье закончилось. Кино стали снимать нормальные режиссеры по нормальным сценариям. Я сыграл в «Роковых яйцах», «Ревизоре», «Китайском сервизе», еще в нескольких вроде бы приличных картинах, но… Удовлетворения нет ни от одной из последних работ.

Как Пётр Красилов неудачно поиграл в Янковского
Евгений Додолев3 июня 2022

– А когда вы испытывали его в последний раз?

– Ой, прежде это случалось многократно, хотя по-настоящему меня распирало от восторга только однажды в 83-м году. Тогда всерьез боялся захлебнуться от счастья.

-11

– Это после «Полетов во сне и наяву»?

– Всё совпало! Я снимался за границей, позвонил жене из Италии, а
Люда (Людмила Зорина – актриса театра «Ленком». – Е.Д.) говорит: «Олег, в Доме кино прошла премьера «Полетов». Ты даже не представляешь, какой успех! Показывали сразу в двух залах, люди сидели на ступеньках, стояли в проходах».

Звоню через пару дней: «Олег, сегодня премьера «Влюблен по собственному желанию». Снова народ набился битком. Фильм приняли прекрасно». Представьте мое состояние!

А если добавить, что я не просто снимался за границей, а играл у Андрея Тарковского в «Ностальгии», то…

Наверное, так бывает раз в жизни.

-12

– Грустно, наверное, что не повторится?

– Слава Богу, что было! Ведь могло и вовсе не случиться или, скажем, случиться не со мной. Повторяю, я же видел массу прекрасных актеров, которых обделила судьба. Мне повезло больше, и дело не в моей гениальности. Так совпало, карта легла. Я никогда не верил, что буду очень популярным, известным. Помню, совсем ещё молодой Павел Лебешев на первой моей картине «Щит и меч» твердил: «Олег, ты ничего не смыслишь в жизни. Вот выйдет фильм на экран, приедешь в родной Саратов и глазам не поверишь, когда увидишь поклонниц, бегущих к трапу самолета с цветами».

Павел Лебешев
Павел Лебешев

– Побежали?

– Да! Правда, не к трапу самолета, но в театр стали ходить косяком. Мне это казалось странным, роль Генриха Шварцкопфа в «Щите и мече» я и тогда не считал серьёзной, понимал, что режиссёр использовал мою внешность, играть там было абсолютно нечего. Но, видимо, девочкам хотелось посмотреть на живого артиста, которого они до этого видели на экране.

Рудинштейн про Говорухина и Янковского
Евгений Додолев1 января 2022
Оле́г Ива́нович Янко́вский (23 февраля 1944, Карсакпай, Джезказганский район, Карагандинская область, Казахская ССР, СССР — 20 мая 2009, Москва, Россия) — советский и российский актёр театра, кино и озвучивания, кинорежиссёр; народный артист СССР (1991)[5], лауреат двух Государственных премий Российской Федерации (1996[6], 2002[7]), Государственной премии СССР (1987), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1989) и премии Ленинского комсомола (1977).

Наибольшую известность актёру принесла работа в фильмах «Щит и меч», «Служили два товарища», «Тот самый Мюнхгаузен», «Полёты во сне и наяву», «Ностальгия», «Обыкновенное чудо». На театральной сцене его самыми яркими работами являлись роли в спектаклях «Идиот» Ф. М. Достоевского, «Синие кони на красной траве» М. Ф. Шатрова, «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского, «Чайка» А. П. Чехова, «Шут Балакирев» Г. И. Горина.
-14
В кино Янковский попал почти случайно. Саратовский театр драмы находился на гастролях во Львове. Актёр зашёл в ресторан гостиницы, где расположился режиссёр Владимир Басов и члены съёмочной группы будущего киноромана «Щит и меч». Они обсуждали, где найти артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Жена Басова, Валентина Титова, заметив за соседним столиком Янковского, сказала режиссёру: «Вот сидит юноша с типичной арийской внешностью». Басов согласился, что молодой человек подошёл бы идеально, но «он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?». Встретив вновь Янковского на «Мосфильме» и узнав, что он актёр, Наталья Терпсихорова, ассистентка Басова, предложила его кандидатуру режиссёру. Она нашла его в саратовском театре и пригласила на пробы.
-15

ИЗ КОММЕНТОВ:

Вот кого бог в макушечку поцеловал при рождении. Все было ему дано - и внешность и талант и ум.

*****

Я работал в Ленкоме в 96 году. Олег Иванович стоял в очереди в буфет в перерывах между репетициями. После простых молодых артистов! И ни за что не соглашался пройти без очереди. Чем больше талант-тем скромнее артист. И наоборот.

*****

Шикарный актер. Уровень великих французов. Во всем.

*****

Если верить Рудинштейну, то как человек был на троечку, но актер гениальный конечно.

*****

Представления не имею что он был за человек... Но КАЖДАЯ ЕГО РОЛЬ ЗАТМЕВАЛА какого-то там бога...

*****

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ПРЕКРАСНОГО АКТЁРА О. ЯНКОВСКОГО.

Ну вот и все, оставьте споры.

И только музыка слышна.

И будут дни, и будут споры.

Вся жизнь его была игра.

Он подарил нам ключик счастья.

И рассказал нам о себе.

И говорил, пройдут ненастья.

В большой и сказочной стране.

Его герои так Прекрасны.

Что мы поверили ему.

Мы стали вместе соучастны.

И верим свято в красоту.

Кто нам вернёт все то, что было?

И, кто научит нас любить?

А жизнь ЯНКОВСКОГО красива.

Его героям вечно жить.

Он к нам вернётся из полёта.

Ведь без него другая жизнь.

И будет звёздная погода.

И он нам снова говорит :

"Что улыбайтесь Господа!

Какой бы жизнь нам не казалась,

Что улыбайтесь Господа.

И будет все о чем мечталось!"

22.05.2009 г.