Найти тему
О Сибири с любовью!

Елена ДАВЫДОВА: «Руки – наш второй мозг»

Сегодня наша гостья – Елена Васильевна ДАВЫДОВА, учитель технологии «Русской школы» г. Минусинска.

Вся ее трудовая деятельность посвящена детям, педагогический стаж более 25 лет. Она считает, что профессия учителя – самая важная, учитель создает будущее страны. Именно он дает детям не только знания по различным предметам, но и прививает духовные, нравственные понятия, учит, как стать достойным человеком, патриотом своей Родины.

– Вы, наверное, как и все девочки в детстве, играли в различные профессии – «примеряли» на себя роли учителя, врача. Часть этих игр перешла в вашу взрослую жизнь. Что и кто этому способствовал?

– Выбор жизненного пути непрост. Я понимаю моих учеников-выпускников, которые мечутся в поисках: кем стать, куда пойти учиться. Стараюсь помочь им в этом, согласно их способностям, наклонностям, характеру. В моей жизни было много замечательных учителей, многие мои родственники были педагогами. Как показало время, я сделала правильный выбор – это любимая работа, мне интересно работать с детьми. У нас уже педагогическая династия, старшая дочь тоже выбрала эту профессию.

– Какие пути-дорожки привели вас в эту школу?

– Впервые я пришла сюда много лет назад в качестве мамы – моя дочь училась здесь. Почувствовала себя комфортно, как будто вернулась в родной дом. Это чувство не покидало меня, и когда мне предложили работать в «Русской школе», с радостью согласилась. Было это в 2011 году, меня приняли завучем по воспитательной работе.

– Значит, это была, что называется, «любовь с первого взгляда». Не разочаровались?

– Нет, с годами это чувство только крепнет. У нас прекрасный, дружный коллектив, лучшие ученики, надеюсь, любовь взаимна.

– Работа спорится, со всех сторон, как говорят сейчас, «респект и уважуха», – но в 2020 году вы добровольно уходите с этой должности в преподаватели технологии?

– Да, действительно, всё было хорошо – работа интересная, нужная, но много времени отнимают различные отчеты, прочая «бумажная» круговерть. А мне хотелось больше заниматься с детьми, быть с ними в душевном и творческом контакте. Я люблю заниматься «рукотворчеством», придумывать, осваивать что-то новое, интересное. На первых порах моей наставницей была учитель технологии нашей школы Татьяна Ивановна Петрова. Она щедро делилась своим богатым опытом в этой области. Я и сейчас с нею частенько советуюсь.

– Лет 20 назад эти уроки назывались уроками труда. Что изменилось и чему вы сейчас учите детей на своих уроках?

– Изменилось многое. Школьники знакомятся с промышленным дизайном, технологиями цифрового моделирования и производства, нанотехнологиями, робототехникой, электротехникой и электро-энергетикой, биотехнологиями, «умным домом» и «интернетом вещей». У нас проводятся уроки-лекции, уроки-конкурсы и, конечно, практические занятия с использованием материальной базы школы. Вспоминаю слова А.И. Воробьева: «Учиться по учебникам и книгам необходимо, но то, что передает вам из рук в руки человек (учитель) – это важно».

– Порой от детей, да и от их родителей слышу: технология не главный предмет...

– Технология – обязательный предмет для изучения в школе, оценка по предмету идет в аттестат. Мое личное мнение – это одна из жизненно важных дисциплин. Кем бы ни стали наши ученики, чтобы стать счастливыми людьми, необходимо многое, в том числе успешная работа и уютный семейный очаг. Умение хорошо готовить, вести домашнее хозяйство, шить, иметь хороший вкус, создавать и видеть прекрасное в простых житейских буднях им всегда пригодится.

– Всех ли детей можно увлечь потребностью что-то мастерить?

– Все дети талантливы, но порой в них живет вредный зверёк по имени «нехочуха» – это я не умею, у меня не получится... Моя задача – втянуть их в творческий процесс, зарядить своей энергией и желанием что-то сотворить своими ручками. И когда они вначале неохотно, потом увлеченно из обычного куска ткани шьют красивый фартук или сухарницу для мамы, из простых продуктов готовят вкусненькое блюдо, создают оригинальную поделку, глаза их загораются, распирает гордость – они это смогли, сделали! Это самые радостные для меня моменты! Совместное творчество объединяет детей, учит их работать коллективно, советоваться друг с другом, как лучше сделать ту или иную деталь. Уроки проходят в непринужденной дружеской обстановке, появляются новые друзья по интересам. Все это важно для их развития, духовного становления.

– Правда ли, что различные виды рукоделия обладают лечебными свойствами?

– Это доказано научными исследованиями. Руки – наш второй мозг. Кончик каждого пальца имеет более трех тысяч нервных окончаний, развивается мелкая моторика, которая оказывает влияние на развитие речи, мышление, творческую активность, память и благотворно действует на весь организм. Великий русский физиолог И. Павлов писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука.

– Ваше жизненное кредо?

– Не умею – учусь сама, умею – учу других и совершенствую себя. Родилась я в Тольятти, там окончила школу, педагогический колледж. Позже, проживая в Минусинске, окончила абаканский Медико-психолого-социальный институт им. Н.Ф. Катанова, кафедру прикладной и социальной психологии. В 2021 году была участницей проекта «Содействие занятости населения» в Минусинском сельскохозяйственном колледже. Обучалась по компетенции «Технология моды». У нас были прекрасные педагоги, которые досконально объяснили все тонкости работы с изделиями и техникой. Эта учеба дала много новых знаний в работе модельера, теперь полученные знания передаю своим ученикам. Никогда не упускаю возможности научиться чему-то новому, интересному для меня и моей профессии.

– 2024 год объявлен Годом семьи. А как у вас обстоят дела с личной жизнью?

– У меня хорошая семья. С будущим мужем Евгением познакомились на дискотеке в моем родном педагогическом колледже, так что учебное заведение не только дало мне профессию, но и подарило супруга. Тогда еще просто Женя учился в военном училище, мы подружились и как-то быстро поняли: «свой человек!» После окончания учебы сыграли свадьбу и отправились по месту службы мужа в Тюмень. Стали жить-поживать, детей наживать... Их у нас двое – старшая уже самостоятельная, работает, младшая учится в школе. Обычная семья – со своими радостями, огорчениями, трудностями. Главное, как мы считаем, – должно быть уважение, умение понять и простить обиды, поддержать друг друга, детей, разделять интересы другого. Как говорят: счастье – это когда утром с радостью идешь на работу, а вечером спешишь домой. Так мы и стремимся жить.

– Елена Васильевна, я спросила свою внучку, каким должен быть хороший учитель. Она ответила: спокойным, способным не кричать на ученика, а объяснить и доказать ему, в чем он неправ, тогда он задумается и будет стараться исправиться. Если ученик что-то не понял на уроке, не упрекать его, а разъяснить еще раз, сказать, чтобы был внимательнее. Учитель – старший друг, и если возник конфликт, хочется, чтобы он разрешил его с учеником, в крайнем случае обратился к родителям. А как вы думаете?

– Полностью согласна, ведь школа – это вторая семья, и в ней надо строить отношения по принципам первой семьи. В основе обеих семей – любовь. У педиатров есть правило: прежде чем брать малыша, согрей руки. А мы, учителя, должны «согреть сердце». И соблюдать закон трех Т – Терпение, Труд и Творчество.

-2

Лариса КАЗАНЦЕВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

– Елена Васильевна – ответственный, исполнительный человек. У нее всегда масса интересных идей по обучению, воспитанию детей, которые она успешно реализует на практике. Она всегда на связи, готова прийти на помощь, разрулить любую ситуацию.

За высокое профессиональное мастерство, достигнутое в сфере образования, она была награждена почетной грамотой администрации г. Минусинска (2018) и благодарственным письмом (2017). В марте 2023 года получила благодарственное письмо от руководителя Управления образования администрации г. Минусинска за подготовку участников городской научно-практической конференции «Старт в науку», имеет множество других поощрений.

Даниил ПОПОВ, бывший ученик, выпускник ХГУ (факультет истории и археологии):

– Елена Васильевна – настоящий учитель! Она осталась в моей памяти как светлый, мудрый человек, готовый все объяснить, понять, помочь. Она не засиживалась в своем кабинете, ее можно было встретить в любом уголке школы. Провинившихся воспитывала строго, но делала это как-то по-доброму, не унижала, мы чувствовали, что она нас любит и «черненькими», и «беленькими».

Какая Елена Васильевна вне уроков, рассказала Светлана ЛИНЕВА, технический работник:

– Она приветлива, уважительна со всеми, независимо от должностей. Всегда готова помочь, дать дельный, искренний совет. Открытый человек – камень за пазухой не носит, от нее идет душевное тепло.

Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №9 (18.664) от 29.02.2024

Людмила КАМЕНСКАЯ