Что нужно, чтобы ваш ребенок заговорил?
Часто родители сталкиваются с трудной ситуацией, когда их дети не говорят, и они ищут помощи у специалистов для развития речи. Однако, прежде чем начать работу над речью, необходимо наладить коммуникацию с ребёнком, особенно если у него есть особенности в развитии. Это важный аспект, который, к сожалению, иногда упускается.
Определение уровня коммуникации у ребёнка является первым шагом. Речь и коммуникация - это не одно и то же. Для успешного обучения речи необходимо умение общаться. Ребёнок должен уметь выражать свои желания и отказываться от нежелательных действий. Он может делать это с помощью жестов или слов.
В работе с детьми, особенно с аутизмом, я стараюсь создавать ситуации, в которых они могут проявить свою коммуникативную способность. Я предоставляю речевые образцы поведения, учу детей отказываться от деятельности при помощи слов или жестов. Подчеркиваю, что важно не настаивать на выполнении тех заданий, которые ребёнок не желает выполнять.
Почему это так важно?
Потому что коммуникация позволяет ребёнку понимать, зачем нужна речь, и дает ему чувство контроля над ситуацией. Для детей с нарушениями понимания речи это крайне важно, так как они часто чувствуют себя неуверенно в окружающем мире.
Часто коммуникация проходит мимо детей с особенностями в развитии. Например, родители решают, что нужно идти куда-то, и тащат ребёнка, не объясняя причины. Это может вызывать тревогу, агрессию или апатию у ребёнка. Поэтому важно выстраивать коммуникацию на любых действиях, которые позволены ребёнку, например, при выборе еды или одежды.
Специалисты, такие как логопеды, часто фокусируются исключительно на тренировке звуков или повторении слов, игнорируя этап коммуникации. Однако результаты таких занятий могут быть недостаточно эффективными. Именно поэтому первоочередной задачей должно стать установление коммуникации с ребёнком.
Каждый ребёнок имеет право отказаться от нежелательной деятельности. Важно помнить об этом, чтобы не подавлять волю и не лишать детей права на выбор.
Для появления речи ребенок должен коммуницировать на доступном ему уровне.