Чего не надо делать во время портретной съемки людей?

3,3K прочитали

С постоянной периодичность мои ученики и фотолюбители во время вебинаров спрашивают: «Как лучше взаимодействовать с «моделью» во время съемки? О чем с ней говорить?».

Фото: Николай Казаков
Фото: Николай Казаков

Ответа в виде шаблона или готовой таблицы на этот вопрос нет, хороший результат зависит от многих причин, а не только от того о чем говорить с моделью и как ее поставить.

Сегодня в статье поделюсь своим опытом портретной съемки и расскажу, что лучше не делать на фотосъемке .

Что не надо делать во время фотосессии:

  1. Смотреть большую часть съемки в видоискатель камеры, используя фразы-указания.

Для многих людей находиться перед камерой огромная психологическая проблема и напряжение, как часто и для фотографа.

Самое эффективное средство для того, чтобы « растопить лед» - это общение. Не существует конкретных тем или заготовок фраз для «успокоения» человека и получения в итоге естественных снимков.

Каждый человек уникален и общайтесь с ним так, как вы это делаете с незнакомыми людьми на работе, отдыхе или в путешествии. В большинстве случаев можно найти точки соприкосновения и общее интересы с человеком. Главное не молчать.

Фото: Екатерина Казакова
Фото: Екатерина Казакова

Если человек слышит только «выстрелы» затвора (или не слышит на цифровиках) и фразы типа «посмотрите вправо», «поверните голову влево», «встаньте боком», то большинство людей не смогут избавиться от дискомфорта. Как результат - вы не передадите на снимке настоящего человека.

Общайтесь и создавайте доверительную атмосферу на съемке. Проще будет и вам и «модели».

2. Показывать фотографии во время съемки.

Часто фотографа просят сразу показать фотографии в процессе съемки на экране камеры. Я не рекомендую этого делать по двум причинам:

  1. Вы покажите первый раз снимок, людям понравится и каждые 5 минут они будут обращаться с той же просьбой. В итоге вы будите отвлекаться и потеряете время, а время это кадры.

2. Вы можете показать «не фотогеничный» кадр (который при отборе улетит в корзину), человек напридумывает себе, что все кадры такие и он не фотогеничный. Как итог - закрытость и напряжение на оставшееся время съемки.

Если очень хотите показать, то можно показать какой-нибудь один супер кадр, сказав при этом, что покажите только один снимок, а остальной материал после обработки.

3. Планировать несколько творческих съемок подряд.

В моей практике были случаи, когда я подряд одну за другой проводил 4 полноценные творческие фотосессии (про коммерцию я не говорю в данной статье). Скажу вам, что эффективность заметно снижается уже в конце второй съемки. А во время 3 и 4 съемки уже думаешь: «Скорей бы домой, зачем я столько набрал!».

С постоянной периодичность мои ученики и фотолюбители во время вебинаров спрашивают: «Как лучше взаимодействовать с «моделью» во время съемки? О чем с ней говорить?».-3

Лучше в спокойном режиме с удовольствием провести одну съемку и поехать домой тут же ее обрабатывать, чем нагружать себя 2, 3, 4 съемками.

4. Делать фон резким.

Очень часто при съемке портрета фотолюбители чрезмерно закрывают диафрагму и в результате получают , как на большинстве пейзажных снимков, в резкости все объекты на фотографии.

Использовать закрытую диафрагму ( f 8-16) целесообразно только в том случае , если вы снимаете человека на фоне памятника, здания или пейзажа из серии «я тут был» , когда действительно по законам жанра желательно показать все планы резкими.

При съемке портрета психологического лучше использовать открытую диафрагму ( f 1.8-2.8), чтобы получить при правильном выборе дистанции «боке» на заднем плане.

5. Фотографировать портреты широкоугольным объективом .

Звонит мне заказчик и серьезным голосом спрашивает: « Николай, вы делаете портретные фотографии, чтобы головы были большие, а ноги маленькие ?».

После такого вопроса я понимаю, что после какой-то съемки клиент получил от фотографа порцию фотографий , снятых на «ширик» с близкого расстояния. Я его успокоил, что без просьбы человека сделать ему лицо , как у инопланетянина, я так не снимаю.

На широкоугольные объективы можно снимать портреты, но это портреты в полный рост, с соблюдением дистанции, которая не искажает пропорции человека. Не стоит забывать и о точке съемке ( при полноростном портрете объектив на уровне пояса человека ).

Для создания арт-портретов в фэшн индустрии с осознанными и продуманными искажениями «ширик» подходит, но это отдельная тема для обсуждения.

6. Глаза вне резкости.

Vultus est index animi (глаза — это зеркало души).

К сожалению , просматривая фотоальбомы фотографов в ВК очень часто встречаю снимки , когда фокус вместо глаз получается на задней стене или на спинке кровати. Фокус должен быть на главном объекте снимка, а никак не на фоне.

В 99 % случаев надо фокусироваться на глаза при съемке портретов. Я рекомендую очень внимательно и ответственно подходить к отбору фотографий по фокусу. Не попали по каким-то причинам в фокус- удаляйте кадр, снимете новый. Приучайте себя к качественной картинке.

Когда возникает проблемы с фокусировкой :

  1. На открытой диафрагме при съемке на бюджетный полтинник. Рекомендация: при съемке на объектив 50 mm 1.4 советую вам использовать диафрагму, начиная со значения 1.8-2.0 ; при использовании объектива 50 mm 1.8 - диафрагму начиная со значения 2.2-2.5.

2. При съемке на открытой диафрагме в контровом свете.

3. При бэк-фокусе или фронт-фокусе. В этом случае необходимо сдавать объектив на юстировку в сервис-центр, тк это уже проблемы с объективом.

Хороших снимков!

С уважением,

Николай Казаков.