Аннотация. В статье выполнен теоретический анализ проблеме саморегуляции и совладания со стрессом, отражены результаты исследования взаимосвязи саморегуляции и способов совладания со стрессом у сотрудников организации.
Ключевые слова: саморегуляция, совладание со стрессом, способы совладающего поведения.
На протяжении всего жизненного пути человек сталкивается с трудными или экстремальными ситуациями, которые требуют от него способности успешно с ними справляться. Для того, чтобы сохранить внутренние ресурсы и преодолеть стресс, вызванный трудными ситуациями, существует совладающее поведение. Не менее важна в данном контексте саморегуляция, которая позволяет человеку управлять собственным поведением и сохранять баланс психоэмоционального состояния.
Как в отечественной, так и в зарубежной психологии феномен саморегуляции является предметом активного исследования. Л.Е. Прокофьев проследил общее в различных определениях, дающихся исследователями, и определил саморегуляцию как системный процесс, позволяющий субъекту адекватно изменяться в соответствии с различными условиями . В своих трудах, О.А. Конопкин, под саморегуляцией понимает важнейшую функцию психики личности . В.И. Моросанова дополняет определение автора и делает акцент на том, что саморегуляция позволяет достигать поставленных целей путем влияния на различные формы и виды произвольной активности . Саморегуляция как механизм поддержания и сохранения той или иной функционирующей системы рассматривалась в трудах И.П. Павлова и И.М. Сеченова. Именно в данном контексте была впервые исследована саморегуляция и ее функционал, процессы . Исследования показывают, что саморегуляция является сложной деятельностью личности и включает в себя неосознаваемые и осознаваемые явления. Такие исследователи как В.Н. Мясищев, М.Я. Басов, Б.Г. Ананьев и другие внесли значительный вклад в развитие представлений о саморегуляции. Например, М.Я. Басов полагал, что исследование саморегуляции возможно с учетом двух концепций: с позиции структуры процесса и методов ее организации и с позиции общей установки личности и вектора ее деятельности. В.В. Николаева осуществила попытку систематизировать имеющиеся сведения о саморегуляции и предложила следующие уровни саморегуляции. Первый уровень выделяет К.А. Абульханова-Славская и относит к нему уровень психологической саморегуляции, который дает возможность сохранить и укрепить оптимальный уровень психической деятельности . О.А. Конопкин выделяет второй уровень – операционно-технический, который несет в себе функцию коррекции и организации действий личности . Ф.Е. Василюк и Б.С. Братусь выделяют третий уровень саморегуляции – личностно-мотивационный, который отвечает за осознание личностью мотивов собственной деятельности и позволяющий координировать мотивационно-потребностную сферу. Саморегуляцию с позиции сознательного процесса рассматривает Б.В. Зейгарник, выделяя два уровня саморегуляции: - мотивационный. На данном уровне формируется целостная направленность деятельности, которая опосредована мотивационно-потребностной сферой; - операционно-технический. На данном уровне происходит сознательное формирование действий при воздействии средств оптимизации. На деятельностную и личностную саморегуляцию также подразделяет А.К. Осницкий. Под деятельностной саморегуляцией автор понимает изменения прилагаемых усилий и предметные изменения. Под личностной саморегуляцией подразумевается коррекция и осознание собственных позиций, а также наделения деятельности определенным смыслом .
Таким образом, стресс, воздействующий на человека, увеличивает требования к копинг-стратегиям и саморегуляции личности. Л.А. Китаев-Смык считает, что именно это оказывает воздействие на то, какой уровень, деятельностный или личностный, будет использован для эффективного разрешения конфликта. Однако, эффективность будет всецело зависеть от того, насколько оба этих уровня сформированы. Исходя из этого можно сказать, что саморегуляция и совладающее поведение, в контексте адаптации, реализуются при участии различных уровней и явлений психики, а также ее процессов.
В эмпирическом исследовании приняли участие сотрудники ООО «Ареал» г. Саратова в возрасте от 21 до 50 лет (из них 25 мужчин и 25 женщин). Были применены следующие методики: опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазарус (адаптация Т.Л. Крюковой и др.), опросник «Стилевой саморегуляции поведения – ССПМ» В.И. Моросанова, «Методика измерения психологической защиты» (МИПЗ) Е.Р. Пилюгина, Р.Ф. Сулейманов.
В результате исследования способов совладающего поведения сотрудников было выявлено, что для исследуемой выборки характерна выраженность таких способов совладающего поведения, как планирование решения и самоконтроль. Наименее выраженной стратегией является конфронтация. Также маловыраженной стратегией поведения является бегство-избегание.
В ходе анализа стиля саморегуляции поведения у сотрудников было выявлено, что наиболее выраженным стилем саморегуляции поведения в исследуемой выборке является самостоятельность. Меньше всего у респондентов выражен такой стиль саморегуляции поведения как гибкость. Остальные стили саморегуляции поведения характеризуются средней выраженностью.
Анализ результатов исследования групп психологических защит показал, что наиболее выраженной группой психологических защит является адаптивная. Наименее выражена группа психотических психологических защит. Две остальные группы: инфантильные и невротические не имеют выраженности.
Для изучения взаимосвязи саморегуляции и способов совладания у сотрудников организации проведен корреляционный анализ, который представлен ниже:
Взаимосвязь Кф p
Оценивание результатов и поиск социальной поддержки 0,29* 0,05
Самостоятельность и поиск социальной поддержки -0,45** 0,01
Общий уровень саморегуляции и конфронтация -0,29* 0,05
Общий уровень саморегуляции и самоконтроль 0,30* 0,05
Регрессия и конфронтация 0,47** 0,01
Регрессия и положительная переоценка -0,28* 0,05
Замещение и положительная переоценка -0,31* 0,05
Пассивная агрессия и самоконтроль -0,48** 0,01
Рационализация и самоконтроль -0,32* 0,05
Избегание и планирование решения -0,29* 0,05
Компенсация и планирование решения 0,40** 0,01
Сублимация и самоконтроль 0,29* 0,05
Инфантильная группа механизмов и бегство-избегание 0,44** 0,01
Адаптивная группа механизмов и положительная переоценка 0,38** 0,01
Примечание: для n= 50, критические значения уровней достоверности колеблются в пределах r ≥ 0,28 (* при p=0,05), r ≥ 0,36 (** при p=0,01).
Таким образом, выявленные взаимосвязи и различия свидетельствуют о том, что:
- между выраженностью стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях и саморегуляцией существуют значимые статистические связи;
- между выраженностью стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях существуют значимые различия в зависимости от уровня саморегуляции. Между саморегуляцией и способами совладающего поведения существуют статистически значимые взаимосвязи.
Выводы. Анализ психологической литературы, посвященной проблеме исследования саморегуляции показал, что данный феномен характеризуется осознанностью и оказывает влияние на деятельность человека. Существует множество подходов к изучению саморегуляции, а также предлагаются разные модели и структура. Исследователи сходятся во мнении, что саморегуляция оказывает существенное влияние на разного рода формы активности личности. В данном контексте были рассмотрена такие компоненты саморегуляции как воля и эмоции.
Анализируя научную литературу, посвященную изучению способам совладающего поведения можно отметить, что данный феномен позволяет сохранить баланс между ресурсами личности и требованиями, которые предъявляет внешняя среда. Совладающее поведение является неотъемлемой частью в преодолении стресса, а также объектом множества исследований, проводимых с позиций различных личностных особенностей и характеристик.