Недооцененные фильмы: «Прикосновение»

Постсоветский мистический триллер с философским подтекстом.

Милицейский следователь Андрей (Александр Зуев) сталкивается со странным и страшным происшествием – молодая женщина, мать-одиночка, убивает своего сына, а затем себя. Нет никаких зацепок, кроме странных слов «бойфренда» погибшей – что её преследовал дух покойного отца, который требовал последовать за ним на тот свет, и что всякого, кто узнал об этом, ждёт гибель. Вскоре после допроса мужчину находят в петле. Андрей, вопреки предупреждению, решает во что бы то ни стало раскрыть загадочное дело.

Андрей, главный герой фильма.
Андрей, главный герой фильма.

Он подозревает младшую сестру погибшей, Марину (Марьяна Полтева) – та по образованию психолог, и следователь считает, что она могла расправиться с сестрой-соперницей из-за наследства с помощью гипноза. Но вскоре Андрей выясняет – сверхъестественное зло реально. А в придачу влюбляется в Марину, и теперь обречен противостоять так называемому «форзи» – духу, который стремится умертвить своих родственников, чтобы переселить их в загробный, лучший, по мнению форзи, мир.

Первое, пока "деловое" свидание Андрея с Мариной.
Первое, пока "деловое" свидание Андрея с Мариной.

«Прикосновение» – с одной стороны, типичный фильм, отражающий свою эпоху: начало 90-х с повальным увлечением парапсихологией, оккультизмом и нью-эйдж. Гипноз, призраки, спиритизм – популярные в то время темы. Здесь же и характерная атмосфера тревоги и упадка, правда, социальная и экономическая разруха в картине не отражена (впрочем, показан разгул преступности), зато отражен кризис идеологический, но об этом немного позже.

С другой стороны, «Прикосновение» получилось парадоксально советским кино. Снято оно очень интеллигентно и старомодно, без ненормативной лексики, обнажёнки, смакования кровавых подробностей. Поэтому думаю, лучше все-таки называть «Прикосновение» триллером, а не фильмом ужасов – всё в нём строится на саспенсе, гнетущей атмосфере, ощущении угрозы и безнадёжности, а не на кучах трупов.

Слабое место фильма - спецэффекты. Впрочем, они тут неособо и нужны.
Слабое место фильма - спецэффекты. Впрочем, они тут неособо и нужны.

Картина начинается как детектив, но постепенно превращается в мистическую притчу, страшную сказку для взрослых. Иронично: при том, что в «Прикосновении» не упоминается (что даже странно) ни религия, ни церковь, ни Христос, этот фильм, как ни парадоксально, о том, как важна вера – он показывает, что бывает при её полном отсутствии. В этом он созвучен повести Н. В. Гоголя «Вий» (знаковой для советского кинематографа!) – и там и там героев губит неверие, а еще точнее, вера в могущество зла.

Впрочем, я бы поостерегся назвать «Прикосновение» христианским фильмом – ведь герои потеряли веру скорее не в Бога, а наоборот – во всемогущество материализма. Как и многие жители нашей страны в начале 90-х, герои картины лишились идейной опоры, чёткой картины мира – и тут их души начинают прибирать к рукам то ли бесы, то ли безумные завистливые мертвецы… Дезориентированные, они не бегут к священнику (как сделал бы христианин) или к психиатру (как сделал бы материалист), а вступают в смертельную игру с непонятными силами.

Туннель - важный для фильма символ.
Туннель - важный для фильма символ.

Завуалированные гоголевские мотивы чувствуются в «Прикосновении» повсюду. И договор с нечистой силой, и отчаянный поединок «неверующего Хомы» со всемогущим мертвецом, и вкрапления фольклора – в данном случае, современного, городского. И налёт убийственной, грустной иронии – чисто гоголевской. Наконец, не случайно, наверное, Андрей переносится после общения с нечистью из Москвы в Киев, на Малороссийскую землю? Может быть, это всё мои измышления, но, мне думается, создатели фильма вдохновлялись творчеством Николая Васильевича.

Противостояние.
Противостояние.

Почему «Прикосновение» остаётся недооцененным фильмом? Ну, фильмы ужасов вообще часто отвергаются массовым зрителем. Да, в этой картине нет кровищи, но депрессии и безнадёги – через край. Фильм действительно очень мрачный и тяжелый, несмотря на попытки создателей добавить в него, хотя бы чёрного, юмора. Есть в нём и некий характерный для перестроечного и раннего постсоветского кино налёт кустарщины, смешения «французского с нижегородским», попыток совмещать наследие советской школы с Голливудом и европейскими влияниями. Хотя мне «Прикосновение» вообще больше всего напомнило… японские фильмы ужасов, такие как «Звонок» или «Тёмные воды» Хидео Накаты.

Так или иначе, если вы любите старые мистические триллеры или просто странное мрачное кино, и не чураетесь фильмов, снятых в те непростые для нашей страны времена – не проходите мимо. Ну, а если у вас фобия на депрессивное кино и перестроечную чернуху – «Прикосновение» вам не понравится.

Моя оценка - 8 из 10.

Навигатор по рубрике "Недооцененные фильмы"
Субъективное обозрение4 ноября 2021