За этим было бы смешно наблюдать со стороны, но это печально.
Занятная новость пришла. Член Совета Федерации Сергей Цеков поддержал идею денонсировать договор 1990 года с Германией, которую ранее озвучил глава немецкой национально-культурной автономии Крыма Юрий Гемпель.
Прежде чем перейти к рассмотрению этой инициативы, я приведу слова её инициатора:
- С призывом денонсировать договор выступил глава немецкой национально-культурной автономии Крыма Юрий Гемпель. Он заявил РИА Новости, что соглашение "фактически не реализуется и подлежит денонсации". По его словам, это мнение разделяет вся немецкая община полуострова.
Обратите внимание: соглашение "фактически не реализуется и подлежит денонсации" - такую причину денонсировать договор называет Гемпель.
А теперь по существу.
Текст Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии, 12 сентября 1990 г. можно почитать. Он доступен в оригинале и в переводе на русский. К примеру, по ссылке можно почитать его текст, перевод, обстоятельства принятия.
Ирония ситуации в том, что инициатива о денонсации договора, которую поддержал сенатор, НЕРЕАЛИЗУЕМА.
Как повод привлечь к своей персоне внимание - это работает. Но это невозможно реализовать на практике, и это бессмысленно.
Еще ироничнее эта инициатива о денонсации Договора 1990 года выглядит в свете внесенного в Госдуму буквально вчера (20.02.2024 года) другого законопроекта - Законопроект "О геноциде многонационального российского народа в годы Великой Отечественной войны" - там в пояснительной записке говорится, что он "направлен на недопущение попыток фальсификации событий и пересмотра итогов Великой Отечественной войны".
В высказываниях Гемпеля и Цекова о денонсации Договора 1990 года можно даже разглядеть признаки нескольких составов преступлений, предусмотренных УК РФ. Впрочем, разбирать их высказывания в этом аспекте - точно не моё дело.
Я всего лишь хочу обратить внимание на то, что неосторожные и необдуманные призывы к пересмотру международных договоров могут представлять опасность.
Сразу успокою насчет перспектив этой инициативы.
Денонс́ация, денонс́ирование договора - это отказ государства от заключённого им международного договора.
Денонсация отличается от иных способов расторжения международных договорных обязательств тем, что право на денонсацию должно быть предусмотрено в самом договоре и осуществляется в строго установленном договором порядке.
Договор, который не содержит положений о его прекращении..., не подлежит денонсации. (Венская конвенция о праве международных договоров 23.05.1969, статья 56)
Поэтому, во-первых, Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, 12 сентября 1990 г. - не содержит положений о его прекращении и не подлежит денонсации.
Во-вторых, договор этот был заключен между ГДР, ФРГ, Великобританией, США, СССР и Францией. Из подписантов никто не собирается отказываться от этого договора.
То есть даже в том случае, если Россия каким-то другим способом (не денонсация) выйдет из этого договора, то этот факт вообще никак не повлияет на статус Германии. Вот на статус России это может повлиять - станет лишним поводом посмеяться над нашей дипломатией.
Теперь к самому Договору об окончательном урегулировании в отношении Германии 1990 года
Еще раз напомню, что текст Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии, 12 сентября 1990 г. можно почитать по ссылке.
У этого Договора интересная преамбула, отражающая дух того времени и содержание этого документа. Процитирую:
Германская Демократическая Республика, Федеративная Республика Германия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Союз Советских Социалистических Республик и Французская Республика, сознавая, что их народы с 1945 года живут в мире друг с другом;
принимая во внимание исторические изменения последнего времени в Европе, которые дают возможность преодолеть ее раскол;
учитывая права и ответственность четырех держав в отношении Берлина и Германии в целом, а также соответствующие соглашения и решения четырех держав военного и послевоенного времени;
преисполненные решимости в соответствии со своими обязательствами по Организации Объединенных Наций развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;
ссылаясь на принципы хельсинкского Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе;
признавая, что эти принципы заложили прочную основу для создания справедливого и надежного мирного устройства в Европе;
преисполненные решимости учитывать интересы безопасности каждого;
убежденные в необходимости окончательно преодолеть антагонизм и развивать сотрудничество в Европе;
подтверждая свою готовность укреплять безопасность, в особенности путем принятия эффективных мер по контролю над вооружениями, разоружению и укреплению доверия, свою готовность не рассматривать друг друга как противников, а работать над установлением отношений доверия и сотрудничества, и соответственно с этим свою готовность позитивно рассмотреть возможность принятия подходящих мер по институционализации в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе;
отмечая, что немецкий народ, свободно осуществляя право на самоопределение, изъявил волю к строительству государственного единства Германии, с тем чтобы служить делу мира во всем мире в качестве равноправного и суверенного члена идущей по пути объединения Европы;
убежденные в том, что объединение Германии в государство с окончательными границами является значительным вкладом в дело мира и стабильности в Европе;
имея целью достижение окончательного урегулирования в отношении Германии;
признавая, что тем самым и с объединением Германии в демократическое и мирное государство теряют свое значение права и ответственность четырех держав в отношении Берлина и Германии в целом;
представленные своими министрами иностранных дел, которые в соответствии с заявлением от 13 февраля 1990 года, принятым в Оттаве, встречались 5 мая 1990 года в Бонне, 22 июня 1990 года в Берлине, 17 июля 1990 года в Париже с участием министра иностранных дел Республики Польша, 12 сентября 1990 года в Москве,
договорились о нижеследующем:
И вот мне любопытно, от чего из вышеперечисленного призывает отказаться глава немецкой национально-культурной автономии Крыма Юрий Гемпель и поддержавшие его член Совета Федерации Сергей Цеков?
Этих двух уважаемых товарищей что не устраивает? Может быть, итоги Второй Мировой войны они решили пересмотреть? Или их не устраивает создание мирного устройства в Европе?
А может быть эти два уважаемых товарища жаждут нового конфликта между Германией и Польшей?
Напомню, что при заключении того Договора 1990 года не просто так участвовал министр иностранных дел Республики Польша. И также напомню, что этим Договором в 1990 году как раз окончательно урегулировали помимо прочего последствия одного конфликта, начавшегося в 1939 году аккурат между Германией и Польшей.
Уж не собрались ли эти два уважаемых товарища действительно устроить "можем повторить"?
Подписывайтесь на канал, если еще не подписаны
Ставьте "палец вверх", делитесь в соцсетях, оставляйте комментарии
Подписывайтесь на канал в Телеграме, чтобы не пропускать заметки
Найти меня можно на сайте: buro26.ru, если понадоблюсь