О предложении денонсировать договор с Германией от 1990 года

280 прочитали
За этим было бы смешно наблюдать со стороны, но это печально.

Занятная новость пришла. Член Совета Федерации Сергей Цеков поддержал идею денонсировать договор 1990 года с Германией, которую ранее озвучил глава немецкой национально-культурной автономии Крыма Юрий Гемпель.

За этим было бы смешно наблюдать со стороны, но это печально.  Занятная новость пришла.

Прежде чем перейти к рассмотрению этой инициативы, я приведу слова её инициатора:

  1. С призывом денонсировать договор выступил глава немецкой национально-культурной автономии Крыма Юрий Гемпель. Он заявил РИА Новости, что соглашение "фактически не реализуется и подлежит денонсации". По его словам, это мнение разделяет вся немецкая община полуострова.

Обратите внимание: соглашение "фактически не реализуется и подлежит денонсации" - такую причину денонсировать договор называет Гемпель.

А теперь по существу.

Текст Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии, 12 сентября 1990 г. можно почитать. Он доступен в оригинале и в переводе на русский. К примеру, по ссылке можно почитать его текст, перевод, обстоятельства принятия.

Ирония ситуации в том, что инициатива о денонсации договора, которую поддержал сенатор, НЕРЕАЛИЗУЕМА.

Как повод привлечь к своей персоне внимание - это работает. Но это невозможно реализовать на практике, и это бессмысленно.

Еще ироничнее эта инициатива о денонсации Договора 1990 года выглядит в свете внесенного в Госдуму буквально вчера (20.02.2024 года) другого законопроекта - Законопроект "О геноциде многонационального российского народа в годы Великой Отечественной войны" - там в пояснительной записке говорится, что он "направлен на недопущение попыток фальсификации событий и пересмотра итогов Великой Отечественной войны".

В высказываниях Гемпеля и Цекова о денонсации Договора 1990 года можно даже разглядеть признаки нескольких составов преступлений, предусмотренных УК РФ. Впрочем, разбирать их высказывания в этом аспекте - точно не моё дело.

Я всего лишь хочу обратить внимание на то, что неосторожные и необдуманные призывы к пересмотру международных договоров могут представлять опасность.

Сразу успокою насчет перспектив этой инициативы.

Денонс́ация, денонс́ирование договора - это отказ государства от заключённого им международного договора.

Денонсация отличается от иных способов расторжения международных договорных обязательств тем, что право на денонсацию должно быть предусмотрено в самом договоре и осуществляется в строго установленном договором порядке.

Договор, который не содержит положений о его прекращении..., не подлежит денонсации. (Венская конвенция о праве международных договоров 23.05.1969, статья 56)

Поэтому, во-первых, Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, 12 сентября 1990 г. - не содержит положений о его прекращении и не подлежит денонсации.

Во-вторых, договор этот был заключен между ГДР, ФРГ, Великобританией, США, СССР и Францией. Из подписантов никто не собирается отказываться от этого договора.

То есть даже в том случае, если Россия каким-то другим способом (не денонсация) выйдет из этого договора, то этот факт вообще никак не повлияет на статус Германии. Вот на статус России это может повлиять - станет лишним поводом посмеяться над нашей дипломатией.

Теперь к самому Договору об окончательном урегулировании в отношении Германии 1990 года

Еще раз напомню, что текст Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии, 12 сентября 1990 г. можно почитать по ссылке.

У этого Договора интересная преамбула, отражающая дух того времени и содержание этого документа. Процитирую:

Германская Демократическая Республика, Федеративная Республика Германия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Союз Советских Социалистических Республик и Французская Республика, сознавая, что их народы с 1945 года живут в мире друг с другом;
принимая во внимание исторические изменения последнего времени в Европе, которые дают возможность преодолеть ее раскол;
учитывая права и ответственность четырех держав в отношении Берлина и Германии в целом, а также соответствующие соглашения и решения четырех держав военного и послевоенного времени;
преисполненные решимости в соответствии со своими обязательствами по Организации Объединенных Наций развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;
ссылаясь на принципы хельсинкского Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе;
признавая, что эти принципы заложили прочную основу для создания справедливого и надежного мирного устройства в Европе;
преисполненные решимости учитывать интересы безопасности каждого;
убежденные в необходимости окончательно преодолеть антагонизм и развивать сотрудничество в Европе;
подтверждая свою готовность укреплять безопасность, в особенности путем принятия эффективных мер по контролю над вооружениями, разоружению и укреплению доверия, свою готовность не рассматривать друг друга как противников, а работать над установлением отношений доверия и сотрудничества, и соответственно с этим свою готовность позитивно рассмотреть возможность принятия подходящих мер по институционализации в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе;
отмечая, что немецкий народ, свободно осуществляя право на самоопределение, изъявил волю к строительству государственного единства Германии, с тем чтобы служить делу мира во всем мире в качестве равноправного и суверенного члена идущей по пути объединения Европы;
убежденные в том, что объединение Германии в государство с окончательными границами является значительным вкладом в дело мира и стабильности в Европе;
имея целью достижение окончательного урегулирования в отношении Германии;
признавая, что тем самым и с объединением Германии в демократическое и мирное государство теряют свое значение права и ответственность четырех держав в отношении Берлина и Германии в целом;
представленные своими министрами иностранных дел, которые в соответствии с заявлением от 13 февраля 1990 года, принятым в Оттаве, встречались 5 мая 1990 года в Бонне, 22 июня 1990 года в Берлине, 17 июля 1990 года в Париже с участием министра иностранных дел Республики Польша, 12 сентября 1990 года в Москве,
договорились о нижеследующем:

И вот мне любопытно, от чего из вышеперечисленного призывает отказаться глава немецкой национально-культурной автономии Крыма Юрий Гемпель и поддержавшие его член Совета Федерации Сергей Цеков?

Этих двух уважаемых товарищей что не устраивает? Может быть, итоги Второй Мировой войны они решили пересмотреть? Или их не устраивает создание мирного устройства в Европе?

А может быть эти два уважаемых товарища жаждут нового конфликта между Германией и Польшей?

Напомню, что при заключении того Договора 1990 года не просто так участвовал министр иностранных дел Республики Польша. И также напомню, что этим Договором в 1990 году как раз окончательно урегулировали помимо прочего последствия одного конфликта, начавшегося в 1939 году аккурат между Германией и Польшей.

Уж не собрались ли эти два уважаемых товарища действительно устроить "можем повторить"?

Подписывайтесь на канал, если еще не подписаны
Ставьте "палец вверх", делитесь в соцсетях, оставляйте комментарии
Подписывайтесь на канал в Телеграме, чтобы не пропускать заметки
Найти меня можно на сайте: buro26.ru, если понадоблюсь