После февраля 2022 года все иностранные заводы остановились. Даже отечественный гигант АВТОВАЗ после потери моделей с французскими корнями LADA Largus и LADA XRAY с трудом сумел запуститься.
Многие с радостью восприняли эту новость. Ведь отечественный автопром блокирует тех требованиями и налогами доступ на рынок более желанных японцев и европейцев. Однако налоги не отменили и ввозимые автомобили стали стоять каких-то космических денег.
Если на кризисную ситуацию посмотреть глазами правительства, то начинаешь понимать почему так помогают любому автозаводу в России. Вся проблема кроется в пугающей безработице. Например, на АВТОВАЗе работает около 40 000 сотрудников, но от завода зависит еще огромная сеть поставщиков и безработица будет еще грозить порядком 500 000 человек. И это только пример одного завода! А сколько таких по по всей стране?
Лицензионная сборка
Массовую безработицу удалось избежать на некоторое время благодаря замороженным активам иностранных брендов. Люди просто сидят дома и получают минимум 2/3 от своей зарплаты.
Однако в 2024 году такая возможность прекратиться и, чтобы избежать массовых увольнений с потерей кадров правительство ищет новых иностранных партнеров: кто разрешит по лицензионной сборки собирать автомобиль из машинокомплектов. За поиском партнерства отправились в Китай.
Первым стал возрожденный "Москвич", который на бывшем заводе "Рено" начали собирать по лицензии JAC. Только если JAC в Китае стоит 800 000 рублей, то в России 2 500 000 рублей. Такова цена сохранения рабочих мест на заводах.
Завод в Петербурге
Один завод запустили. Теперь на очереди бывший завод Ниссана в Петербурге. По всей видимости Минпромторгу не понравилось самим заниматься организацией лицензионной сборки ,поэтому делегировали этот вопрос АВТОВАЗу.
Новым партнером должен был стать FAW. В торопях позвали СМИ и летом 2023 года показали старт серийного производства.
Так мы узнали в Петербурге началось производство автомобиля LADA X-Cross 5.
Знающие люди сразу в нем узнали FAW Bestune T77
Так что в новом отечественном кроссовере нет ничего "вазовского" кроме ладьи на решетке радиатора. По цене автомобиль повторяет судьбу Москвича, становясь прямым конкурентом.
Так где старт продаж?
Глава АВТОВАЗа анонсировал старт продаж в конце 2024 года, однако что-то пошло не так.
Сначала АВТОВАЗ попадает в список санкций. Потом LADA X-Cross 5 исчезает с сайта lada.ru. В крупных СМИ появляется информация, что партнерство не состоялось. Ну и наконец в СМИ появились фотографии, как заставлен завод в Петербурге автомобилями под новым брендом XCITE X-Cross 7, который крышует АВТОВАЗ.
В нем знающие люди сразу узнали китайский кроссовер Chery Tiggo 7 Pro. Получается, что АВТОВАЗ сменил партнера? Или АВТОВАЗ отошел от дел и теперь снова всем руководит правительство страны.
Так куда делись автомобили X-Cross 5? Со слов главы АВТОВАЗа — 60 автомобилей были проданы в Москве, а остальные 100 переданы в Тольятти в качестве служебного транспорта на АВТОВАЗ.
Теперь на дорогах Тольятти можно во многих местах встретить FAW Bestune T77 LADA X-Cross 5. А если автомобилей больше нет на самом заводе в Петербурге, то и в продаже мы его не увидим.
Я нашел в городе симпатичный экземпляр красного цвета и решил подробнее его рассмотреть.
Логотип Лады я увидел только спереди и сзади. На колесах лого FAW
На руле в интерьере также красуется лого FAW. Вообще автомобиль внешне смотрится красиво. Этот ажиотаж с партнерством повысил интерес россиян к бренду FAW и продажи китайцев пошли вверх.
На задней части авто отличия от китайца также минимально. Что это Лада, а не FAW выдают только шильдики X-Cross 5 и LADA.
При всей своей внешней красоты владельцы ругают китайца. Он плохо адаптирован к нашим погодным условиях, и ужасная эргономика сидений превращает любую дальнюю поездку в преодоление трудностей.
Так может и хорошо, что не сложилось партнерство с FAW. А вы как думаете?