Расскажем, в каких случаях грозит блокировка счёта налоговой, что делать, если счёт заблокировали и как можно защититься от блокировок.
Когда налоговики могут заблокировать счёт
Налоговики имеют право заблокировать счёт при неуплате обязательных платежей, а также при нарушении сроков предоставления деклараций и некоторых других документов. Рассмотрим все ситуации по порядку.
Текущая недоимка по налогам, сборам, взносам
В этом случае налоговики сначала направляют налогоплательщику требование об уплате с указанием срока. Если он не исполнит требование в установленный срок — приостанавливают операции и направляют в банк поручение о взыскании долга (п. 2 ст. 76 НК РФ).
При недоимке деньги заблокируют на счёте не полностью, а только в размере суммы задолженности, т.е. отрицательного сальдо по единому налоговому счёту (ЕНС).
Обеспечение взыскания сумм, доначисленных в результате проверки
Чтобы гарантировать взыскание налогов по итогам проверки, налоговики могут принять обеспечительные меры. В первую очередь — это запрет на продажу имущества: недвижимость, транспорт, оборудование, готовая продукция и т.п. Но если стоимости имущества не хватает, то налоговики имеют право применить блокировку расчётного счёта (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Здесь, как и при недоимке, используется частичная блокировка — в размере разности между суммой доначислений и бухгалтерской стоимостью имущества, на продажу которого наложен запрет.
Нарушение сроков сдачи декларации, расчёта по страховым взносам или формы 6-НДФЛ
Блокировка счёта в этом случае применяется при просрочке сдачи декларации по итогам налогового периода более чем на 20 рабочих дней (пп. 1 п. 3 и п. 3.2 ст. 76 НК РФ).
За просрочку при сдаче промежуточных налоговых отчётов, например, за 6 или 9 месяцев, блокировать счёт нельзя (письмо Минфина РФ от 19.08.2016 № 03-11-03/2/48777). Также нельзя блокировать счёт и за просрочку по сдаче бухгалтерской отчётности (письмо Минфина от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590).
За просрочку по по налоговым декларациям и форме 6-НДФЛ применяется полная блокировка счёта.
Налогоплательщик, обязанный вести электронный документооборот с ИФНС, не организовал его ведение
Налоговики могут заблокировать счёт, если налогоплательщик не обеспечил получение от них документов в рамках электронного документооборота (ЭДО) в течение 10 дней после появления такой обязанности (пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ). Обязаны вести ЭДО с налоговиками организации и ИП, у которых выполняется хотя бы одно из следующих условий:
- Все плательщики НДС, кроме налоговых агентов, если они не платят НДС по иным основаниям (п. 5 ст. 174 НК РФ).
При нарушении правил ведения ЭДО применяется полная блокировка счёта.
Налогоплательщик в течение 10 рабочих дней не передал налоговикам по ЭДО квитанцию о приеме документов
Это ещё одна ситуация, в которой налоговики могут заблокировать счёт из-за нарушений при ЭДО. Здесь речь идёт о квитанции не по любому документу, а только по одному из трёх видов (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ):
- требование о представлении документов;
- требование о представлении пояснений;
- уведомление о вызове в ИФНС.
При нарушении порядка работы с ЭДО применяется полная блокировка счёта.
Как избежать блокировки счёта налоговиками
В целом — не нарушать НК РФ: платить вовремя налоги, сдавать в срок декларации и соблюдать все обязанности налогоплательщиков по электронному документообороту.
Если речь идёт о просрочке по декларации или отчёту 6-НДФЛ, то налоговики могут заранее уведомить налогоплательщика о возможной блокировке счёта за две недели до неё (п. 3.3 ст. 76 НК РФ). Но здесь важно помнить, что такое предупреждение — это право, а не обязанность налоговиков. Поэтому всё-таки лучше самостоятельно контролировать сроки сдачи отчётности.
В рамках проверки налогоплательщик, получив акт, может заранее, до вынесения решения по нему, обсудить с налоговиками обеспечение предполагаемых доначислений. И если окажется, что материальных активов компании недостаточно, то сразу предложить дополнительное обеспечение, например, гарантию или поручительство. Тогда блокировка счёта не потребуется.
Как снять блокировку счёта
При недоимке или нарушениях порядка работы с документами
Налоговики должны принять решение о разблокировке счёта не позднее следующего рабочего дня после выполнения налогоплательщиком обязанности, а именно:
- Формирования положительного или нулевого сальдо по ЕНС, либо получения налоговиками документов подтверждающих оплату налогов (п. 8 ст. 76 НК РФ).
- Предоставления документов, подтверждающих возможность вести электронный документооборот с налоговиками, например, копии договора с оператором ЭДО (пп. 1.1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).
- Передачи квитанции, либо предоставления документов и пояснений, или явки представителя налогоплательщика в ИФНС (пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).
Ещё один рабочий день закон даёт налоговикам на передачу решения в банк в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ).
Для ускорения разблокировки счёта можно направить заявление с приложенными документами через личный кабинет на сайте ФНС.
Те налогоплательщики, у которых нет личного кабинета, могут воспользоваться специальным сервисом ФНС «Оперативная помощь при разблокировке счёта».
С теми, кто подаст заявку через сервис, в течение суток свяжется специалист ФНС и даст всю информацию, необходимую для того, чтобы быстро разблокировать счёт.
По результатам налоговой проверки
Если налоговая заблокировала счёт по итогам проверки, то есть очевидный путь — погасить все задолженности с учётом штрафов и пени и выслать налоговикам копии платёжек. Налоговики примут решение о разблокировке на следующий день после получения документов, как и при текущей недоимке.
Однако суммы доначислений по итогам проверки могут быть существенными, кроме того, нередко налогоплательщик не согласен с выводами проверяющих и собирается их оспорить. А счёт уже заблокирован, и компания не может нормально работать.
В этом случае есть такие варианты:
- Погасить задолженность частично, в пределах той суммы, с которой согласна компания. Возможно, что при этом остаток суммы уже будет в пределах стоимости имущества и необходимости в дополнительных обеспечительных мерах не будет. Тогда можно запросить у налоговиков отмену блокировки счёта.
- Предложить налоговикам замену обеспечения (п. 11 ст. 101 НК РФ). Заменить обеспечение в виде блокировки счёта можно на:
При незаконной блокировке счёта
Блокировку счёта можно обжаловать в вышестоящей налоговой инспекции, а при отказе — в суде. Но это не самый быстрый путь. Ведь только рассмотрение жалобы в этом случае может занять от 15 до 30 дней (п. 6 ст. 140 НК РФ).
Если налоговики заблокировали счёт без законных оснований или нарушили сроки разблокировки, то налогоплательщик имеет право на компенсацию из бюджета. Компенсация считается за каждый день незаконной блокировки, исходя из суммы замороженных средств и текущей ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).
Но добровольно налоговики её вряд ли заплатят, придётся обращаться в суд. Решения в пользу налогоплательщиков по таким делам есть, например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 № 02АП-9806/2019.