С праздником, уважаемые читатели!
Преподобный Пахомий Великий был одним из основателей монашества. Имя его означает "сокол", жил он на рубеже третьего и четвёртого веков. Согласно преданию, родился он в Фиваиде (сейчас регион Египта) в г. Латополь (ныне Исна) в семье египтян-язычников. Первая его встреча с христианами состоялась, когда его мобилизовали на войну, но Божиим Промыслом война к моменту прибытия этой группы новобранцев закончилась. Его поразила доброта и милосердие христиан, поэтому Пахомий вернулся на родину, но не домой. Тогда в регионе было много заброшенных деревень, и в одной из них он, новокрещённый христианин, поселился. Он учился монашеской жизни у отшельника Паламона. Потом к нему стали приходить другие христиане для совместной благочестивой жизни.
Пахомий Великий был смиренным и аскетичным. Он носил власяницу для усмирения плоти, мало спал, даже пил умеренно, ел через день немного хлеба с солью. Всё его время было занято молитвой и трудом. Поднимая руки для молитвы, он долго держал их, не опуская, как на кресте, молился ночью. Из его трудов описывают, что он готовил пищу, выращивал овощи, открывал ворота, а если кто-нибудь был болен, заботился о нём, носил глину, рубил тростник, плёл циновки.
Наряду с уже существовавшим отшельническим монашеством святой Пахомий создал общежительное. В Египте того времени было много заброшенных деревень, так как налоговое бремя было не под силу крестьянам. Поэтому найти место жительства монахам было просто. Строительство, возделывание земли, различные ремесла - всё это было знакомо приходившим в монастырь. Они могли обеспечить свою жизнь всем необходимым и одновременно выбирать ту ступень аскезы, которая была доступна каждому по его духовному возрасту. Всё же избыточное, что монахи получали от своих трудов, они обменивали на необходимые вещи и раздавали нуждающимся.
Скончался он среди трудов в возрасте около пятидесяти трёх лет, как свидетельствует предание, и оно же сообщает, что его мощи были скрыты учениками.
За такое долгое время почитания святой изображался по-разному. Из-за его манеры молиться с воздетыми руками его часто так и писали, одет он был в длинном, орнаментированном крестами одеянии, напоминающем саккос, с неким подобием омофора на поднятых руках. В Египте как правило, его образ - это образ старца с бородой, в монашеских одеждах и в куколе, Седым старцем с остроконечной бородой, с непокрытой головой, с волосами на прямой пробор он изображен в монастырских храмах Византии. Облачение его - хитон, аналав и мантия, в руке он часто держит крест. Именно таков первый пример из приведенных ниже. Второй пример - это уже образ святого на Балканах. Голова святого покрыта синим, украшенным тремя белыми крестами куколем. Хотя следующие примеры говорят о том, что на Балканах преподобный мог быть изображён на византийский манер.
Регулярно изображали святого в Афонских храмах, и на Руси его образ тоже был актуален. Наиболее часто его образ был частью образов основателей монашеской жизни.
В лицевом подлиннике семнадцатого века преподобный изображен в монашеских одеждах - в длинной мантии, концы которой перевязаны узлом на уровне коленей, с куколем на плечах; его борода длинная, до середины груди, заостренная. Святой поднимает благословляющую правую руку на уровень груди перед собой, левая опущена. Интересно, что его изображают старцем, хотя до старости он не дожил.
Во время ученичества преподобного Пахомия произошло событие, которое стало излюбленным для изображения у иконописцев: святому Пахомию было явление ангела. Ангел в монашеском одеянии передал святому медную доску, на которой были написаны правила монашеской жизни, а именно: скромность в одежде, одна и та же пища и умеренный сон. Также явление ангела в монашеском куколе стало указанием на высшую ступень монашеского подвига, на схимничество. Считается, что эта традиция взяла начало именно от этого события. Вообще всё, преподобный предпринимал, было следствием тех или иных видений, которые сопровождали его всю жизнь. В них ему было велено создать все свои монастыри (всего десять), открыто будущее общины после его смерти. Поэтому явлению ангела придаётся большое значение. Именно значимость события и стала важной для иконописцев, которые выбирали из всех событий жизни преподобного именно это.
В сохранившихся весьма многочисленных примерах ангел правой рукой указывает на свой куколь, в левой держит развернутый свиток с правилами общежительного монашества.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!