Использование плейбэка (подложки) в составе группы в настоящее время не редкость. Это помогает творческим коллективам более полно раскрыть свои идеи, развить структуру треков и даже заменить отсутствующих музыкантов во время живых выступлений.
Способов технического подключения и применения плейбэка великое множество. Каждый из способов, конечно, имеет свои достоинства и недостатки.
В этой инструкции я хочу поделиться собственным опытом по подключению и применению плейбэка в составе группы «Маски Илона». Читающим данную статью должно быть понятно, что для синхронизации плейбэка и ритм-секции требуется специальная техническая связь. Так барабанщику важно слышать клик (метроном), плейбэк и остальных участников группы. В то же время «в зале» должен звучать плейбэк без клика. Это основополагающая и понятная вещь, которую примем за аксиому.
Данная инструкция не имеет целей прорекламировать тот или иной продукт, а техника и ПО, упоминаемые в инструкции, демонстрируют техническую составляющую по подключению и настройке плейбэка в моём варианте.
Следует упомянуть, что ранее на канале YouTube я уже демонстрировал способ подключения плейбэка и использовании его на репетиции или выступлении. Тогда еще в отсутствии опыта и технических возможностей я показывал подключение через аудиоинтерфейс с одной парой выходов. Это, конечно, на практике доставляло ряд неудобств. Таких, например, как отсутствие клика в одном из наушников, отсутствие мониторинга и прочее. С тех пор техническая начинка и подход к подключению и настройке претерпели значительные изменения.
Сразу оговорюсь, что предлагаемая мною система не учитывает особенности продукции Apple.
Итак. Начать следует со списка «железа», которое нам потребуется для подключения:
1. Ноутбук (Windows)
2. Аудиоинтерфейс с 2мя парами выходов (Behringer UMC204HD)
3. Пара наушников
4. Мобильный телефон (Android)
Для коммутации потребуется следующее:
1. Кабель 5 м 2xRCA-2xJACK 6.3mm («тюльпаны» подключаем к выходам 3-4 аудиоинтерфейса, «джеки» - в D-Box или микшер звукорежиссёра)
2. Удлинитель для наушников 3 м JACK 6.3 (male) - JACK 3.5 (female)
3. Кабель 1-2 м USB A - USB B (для подключения аудиоинтерфейса Behringer UMC204HD к ноутбуку; рекомендую заменить штатный из коробки на более качественный)
4. Кабель для мониторинга 3 м JACK 6.3 (stereo-male) - 2xJACK 6.3mm (mono-male). На концертной площадке может быть заменен, как правило, на кабель с коннектором XLR от напольного монитора.
Общая схема подключения выглядит так:
Программное обеспечение, которое используем:
С «железом», коммутацией и ПО разобрались. Кстати, чтобы всё это дело можно было возить с собой, оперативно подключать и безопасно использовать на выступлениях, рекомендую упаковать в алюминиевый кейс. У меня всё компактно помещается в кейс Dexter LD-FS001 455x330x152 мм. При этом подключение периферии к ноутбуку между выступлениями и репетициями я не разрываю, что значительно сокращает время на включение плейбека в работу.
Коммутация мониторинга от общего микшера барабанщику может меняться. Например, на выступлениях дают мониторинг в напольную колонку, которая подключена через кабель с коннектором типа XLR. То есть в данном случае вам будет выведен мониторинг инструментов в моно сигнале. Тогда подключаете XLR от напольного монитора в один из разъемов IN на аудиоинтерфейсе, а в микшере FL Studio разводите баланс сигнала мониторинга в правый и левый канал.
Теперь самое интересное. Перейдем к настройкам FL Studio. Я изначально решил, что мне нужен такой интерфейс, где я мог бы управлять функциями DAW дистанционно, переходить от трека к треку быстро, буквально одним-двумя кликами. Поэтому мой выбор FL Studio не случайный, так как данный DAW имеет довольно удобный и гибкий в настройках MIDI-контроллер в виде приложения на смартфон IL Remote.
В качестве плейбэка можно иметь одну или несколько параллельно идущих аудиодорожек. Желательно в формате MP3, чтобы не слишком нагружать ресурсы ноутбука. При этом, если вы используете несколько аудиодорожек в плейбэке на один трек, то данный вариант настройки позволит вам также регулировать уровень громкости, баланс и другие параметры каждой отдельной аудиодорожки на саундчеке, что может быть важно.
Для начала подготовим проект FL Studio к работе.
1. Откройте FL Studio и сохраните проект в удобном месте
2. Выберите из меню Options > Audio Settings. В пункте Preview Mixer Track колесом мыши выберите «1» (канал для для штатного метронома)
3. Выберите из меню Tools > Macros > Prepare for performance mode (приготовить к режиму выступления).
4. Вставьте все аудиодорожки плейбека и Tempo Map (аудиодорожку или MIDI-файл клика) вашего трека под один маркер
5. В настройках Track в окне Playlist выбираем для каждого используемого Track щелчком правой кнопки мыши настройку Perfomance Settings > Motion > One Shot (исключаем цикличное повторение плейбэка)
6. Каждой аудиодорожке, которую вы подгружаете в FL Studio, нужно назначить свой канал в разделе ChannelRack. Назначаем от 5го и далее, так как первые 4 канала нам ещё пригодятся.
Далее работаем в окне Mixer:
1. Master - назначаем выходы на каналы аудиоинтерфейса Out 3-4 (с этого канала будет идти сигнал плейбэка в микшер звукорежиссера)
2.1й канал - назначаем выходы на каналы аудиоинтерфейса Out 1-2 (в наушники барабанщику). Можно сделать посыл на Master и замутировать его. Иногда на репетициях необходимо выдать клик другим участникам, тогда просто добавляется звук на посыле.
3. 2й канал - назначаем выходы на каналы аудиоинтерфейса Out 1-2 (в наушники барабанщику). На этот канал будем направлять плейбэк.
4. 3й канал - назначаем входы с аудиоинтерфейса In 1-2 и выходы на каналы аудиоинтерфейса Out 1-2 (в наушники барабанщику). В этот канал идёт сигнал с пульта звукорежиссёра, то есть мониторится весь инструментал.
5. 4й канал - посыл на Master и 2й канал. Это «ручка громкости» плейбэка одного трека.
6. Все остальные аудиодорожки на 5м и далее канале, которые относятся к одному треку, перенаправляем на 4й канал. Во время саундчека можно выравнивать как общий уровень громкости, так и уровень отдельных аудиодорожек.
7. Если вы используете Tempo Map записанный в виде аудиодорожки, то канал данного трека не нужно перенаправлять на «ручку громкости», а сделать посыл напрямую на 1й канал.
8. Не забудьте сохранить проект!
Всего в режиме Perfomance в рамках одного проекта можно добавить плейбэк до 16 разных треков. Для каждого трека создайте отдельную «ручку громкости» по типу 4го канала и создайте на неё посыл аудиодорожек, посаженных в соседние справа каналы. Не пренебрегайте цветовыми и текстовыми пометками в маркерах, названиями каналов Mixer, доступными интерфейсе FL Studio, чтобы не запутаться.
Для сопряжения MIDI-контроллера IL Remote и FL Studio я использую приложение виртуального роутера Mars WiFi. После того как Mars WiFi запустится и смартфон подключится к созданной WiFi сети, можно выполнить сопряжение IL Remote и FL Studio:
1. Откройте проект FL Studio
2. Выберите Options > MIDI Settings или нажмите F10
3. В нижнем правом углу появившегося окна должен гореть зеленым индикатор Enable Imagine-Line Remote
4. В приложении IL Remote в правом верхнем углу также должен гореть зеленым значок WiFi. Если мигает оранжевым, значит сопряжение отсутствует.
5. Если индикатор Enable Imagine-Line Remote горит зелёным, но сопряжения не произошло, попробуйте нажать дважды на этот индикатор или проверить соединение по WiFi. В окне Input должна появиться строчка FL Studio Remote.
Теперь настроим MIDI-контроллер на телефоне.
1. Откройте приложение IL Remote на телефоне, нажмите кнопку «FL Studio»
2. Свайпните влево значок в правом верхнем углу
3. Выберите Layouts > New Layout, задайте имя и нажмите Create
4. Нажмите на «+» и в меню выберите Clip Launcher. На появившемся интерфейсе для переключения между плейбэками нас интересует только самая верхняя строчка с надписями Scene, поэтому можно в настройках (значок шестеренки) указать ROWS - 3, а COLS по количеству плейбэков в вашем проекте.
5. Нажмите на «+» и в меню выберите PAD, в настройках выберите MODE > SYSCMD, MSG > PLAY/PAUSE. Это добавит кнопку «PLAY/PAUSE» с помощью которой можно включать плейбэк.
6. Аналогично действиям в пункте 5 добавьте кнопки «STOP», «METRONOME» и «SONG/PATTERN MODE»
7. Нажмите на «+» и в меню выберите FADER. Чтобы привязать фэйдер в приложении к фейдеру Mixer в FL Studio, необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши на нужном фейдере, выбрать Link to controller… и пошевелить фейдером на телефоне (прежде нужно выйти из режима редактирования Layout, щелкнув по зеленой кнопке в правом верхнем углу)
8. Настройте Clip Launcher, фейдеры и кнопки на рабочем пространстве так, как вам удобно. Можно применять цвета отельным элементам, названия, изменять размер.
9. Вызовите меню Layouts и нажмите Save Layout, сохранив созданное рабочее пространство.
Все настройки завершены и теперь можно использовать плейбэк.
Чтобы выбрать нужный плейбэк достаточно в приложении IL Remote нажать на Scene в Clip Launcher, который соответствует нужному плейбэку, и затем нажать на PLAY/PAUSE. Если всё настроено верно, в наушниках у барабанщика будет звучать клик, плейбэк и мониторинг инструментала. В то же время «в зал» от собранной системы будет выдаваться только плейбэк. Переключайтесь свободно между плейбэками, нажимая на соответствующую Scene.
Нужно отметить, что поставить на паузу плейбэк в отдельном месте при таком варианте не получится. В режиме Perfomance плейбэк будет запускаться каждый раз с самого начала после его остановки
На этом всё.
Буду признателен всем за обратную связь, кому помогла данная статья, а также вашим советам и комментариям по доработке предложенной системы!