Фильм, уже получивший главный приз Каннского кинофестиваля, пять премий Европейской киноакадемии, и ставший одним из главных претендентов на «Оскар»-2024 в категории «лучший фильм».
Два с половиной часа, из которых почти все экранное время составляют диалоги. Камерная история, в которой практически нет воздуха, несмотря на то что произошло все в горном шале. Потому что от каждого слова ты задыхаешься, как и от осознания того, что жизнь именно такова – зачастую мы начинаем слушать, а не просто слышать, когда становится поздно. И человек, который так долго хотел достучаться, так и запомнится – на полуноте, без ответа.
Простой сюжет, четко раскрученная история, тонкая драматургия и умный финал, после которого нельзя сказать «ага, я так и думала». Идеальный пример настоящего фестивального кино в хорошем смысле этого слова. Каждый, кто посмотрит, сделает свои выводы. Сложит свою картинку. Потому что это не классический детектив, не стандартный триллер. Это сложная психологическая игра, в которой герои к финалу не переворачиваются с ног на голову, давая шанс прямолинейности расставить точки над i, а выворачиваются наизнанку – и вопросов становится едва ли не больше, чем в начале. Ответов нет вообще.
Потому что, говоря словами мальчика – главное не как, а почему?
🎬Анатомия падения
Anatomie d'une chute
Коротко о сюжете: в Альпах, недалеко от Гренобля, в четырехэтажном доме живет семья с ребенком Даниэлем. Сандра (Сандра Хюллер) и Сэмюэл (Сэмюэл Малески) – писатели. Правда Сандра много более успешна. Всё, как у всех, быт, школа, магазины, семейные неурядицы и ссоры. И вот в один прекрасный день ребенок, возвращаясь с прогулки, натыкается на тело отца, лежащее под окном чердака, где тот работал.
И пока мать и сын пытаются прийти в себя и осознать масштаб трагедии, следствие в свою очередь пытается понять, как погиб мужчина: несчастный случай, самоубийство или убийство. Самым интересным является третий вариант, за него-то и хватается обвинение. Сандра же уверена, что виной всему нелепая случайность – муж по неосторожности выпал из окна.
Это история семьи со множеством проблем, которые не решаются посредством языка через рот, а копятся на чердаке, чтобы однажды с грохотом вывалиться оттуда, сметая всё на своём пути, не оставляя шансов.
И основная идея - распутать клубок. И главная идея – показать, как из шкафов вылезают скелеты, как люди на это реагируют, как пытаются засунуть обратно в шкаф, но у них ничего не получается. Скелет уже заметили все остальные.
«Анатомия падения» — это история семьи, а которой трагедия, случившаяся семь лет назад, сломала всё. Сандра предпочла жить дальше. Самюэль оброс плесенью, погряз в депрессии и остался в том дне, где сыну 4 года и в результате аварии он остался инвалидом по зрению.
И это падение, эта анатомия падения – не столько буквальное физическое действие, сколько метафоричное. Падение моральное. Падение души.
И как теперь восстановить события? Никаких точных доказательств нет. Одни предположения. И судебный процесс, который показывают нам добрую часть фильма вскрывает все тайники, так долго скрытые под маской среднестатистической семьи, живущей уединенно в загородном доме.
«Любовь моя. Я просто хочу, чтобы ты знал: я не монстр, которого ты видишь перед собой. Всё, что ты услышишь на суде, всё это просто… это искажено. В реальности всё было не так...».
А как было?
Хочется отметить просто гениальную игру Сандры Хюллер. Вечно встрепанная, без макияжа, в безразмерных свитерах… она не просто показала разобранность чувств, она прожила целую жизнь на экране. Жизнь женщины, которая отстаивает свое имя в суде.
Так кто же Сандра? Убийца? Свидетель трагедии? Та, кто довел мужа до самоубийства или просто жертва обстоятельств?