В детстве в фильмах о войне я не раз видел огромные аэростаты, которые плавали в небе. Но я даже не знал, как они называются и какую опасность представляют для вражеских самолётов. Возможно, и вы этого не знаете. Но раз вы кликнули по названию статьи, значит, эта тема вас заинтересовала. Поэтому попробую без занудства рассказать про то, что сам узнал. Хотя некоторые моменты так и остались покрыты тайной. Эти вопросы я озвучу, и если кто-то знает ответ на эти вопросы, напишите об этом в комментариях.
Этот солдат пытается удержать улетающий аэростат. Чем закончилась эта история, поведую в конце, а начнем мы с краткой истории защитных аэростатов.
История защитных аэростатов.
Аэростаты применялись для защиты от вражеской авиации в Англии ещё в первую мировую войну. Поэтому заградительные аэростаты и соответствующий род войск, входивший в состав ПВО. возник в СССР ещё до войны,
К началу войны было 6 полков заградительных аэростатов и 10 дивизионов. Полк состоял из 216 постов аэростатных заграждения, закрывая 200 кв. км. Дивизион включал от 54 до 81 поста и мог прикрыть 75 кв. км. Небо Москвы охраняли от 300 до 400 аэростатов. В середине 1943 года их было 440. Хотя к этому времени Москву уже не бомбили.
За годы войны аэростаты вывели из строя 120 самолётов.
В чем опасность аэростатов для самолетов
Опасность для самолётов представляет не баллон с газом, который, возможно, может даже взорваться, если в него врежется самолёт. Этот баллон наполнен водородом, который при определенных условиях взрывается. Что и произошло с дирижабле Гинденбург в 1937 году. После чего использовать дирижабли перестали.
Опасность для самолёта представляет трос, которым баллон крепиться к земле. Точнее, он крепится не к земле, а к лебедке, установленной на машине.
Толщина троса 5-8 мм. Эту цифру я нашел в одном источнике. В другом указывается цифра 3-4 мм.
Когда самолёт задевает трос, тот отсоединяется от баллона, но не падает вниз. На его конце раскрывается парашют. А ещё там есть подарочек в виде мины, которая съедет на самолёт по тросу. Хотя таких случаев было очень мало. Тем не менее, аэростаты применялись для защиты городов от вражеской авиации постоянно.
Причем, запускали их по ночам, поскольку днём их хорошо видно, и потому, что немцы предпочитали ночные бомбардировки. Ночью их наши зенитчики не видят, хотя прожектора работали, но видимость все же не очень..
При бомбежке всегда ставится какая-то цель. Нужно не просто сбросить бомбы на город, а на какие-то значимые объекты. Например, какой-то завод. А для этого нужно снизиться. Есть разница сбрасывать бомбы с высоты в 6 км или с высоты 1км.
И главной задачей аэростатов было не дать снизиться немецким бомбардировщикам.
Ночью аэростаты немецкие лётчики не видят, но знают, что они есть, поэтому они не рискуют снижаться до определенной высоты. А аэростат может подниматься на различную высоту. Т.е. аэростаты должны были в первую очередь внушать опасение немецким летчикам, чтобы они не рисковали спускаться низко.
Самолеты противника редко попадались в лапы аэростатов. Но тонкий тросик вместе с миной, если самолет все же врезался в него, приводил к печальному концу. Но при этом повреждалась и машина, к которой был привязан аэростат. Что очень удивительно - как тоненький тросик может опрокинуть машину. Но вот фото
Высота подъема аэростата
Одиночные аэростаты могли подниматься на высоту до 2,5 км. А если их запускали в паре, то этот тандем мог подняться на высоту до 4,5 км. На каждом посту находилось по два аэростата, но чаще всего запускали одиночный.
Из схемы следует, что нижний аэростат прикреплен 2-х километровым тросом к лебедке, а верхний таким же тросиком прикрепляется к нижнему аэростату.
Однако я так и не понял, почему одиночный аэростат не может подняться на высоту 4 км. Может, дело в том, что 4 км тросика в два раза тяжелее 2 км? Соответственно и высота подъема будет меньше. Вроде бы логично.
Устройство аэростата
Эта выдержка технического устройства и работы аэростата. Для любителей знать все тонкости. Остальным можно это место пропустить.
Оболочка аэростата, сделанная из прорезиненной баллонной материи, алюминированная снаружи, имела яркий серебристый цвет. Аэростат наполнялся водородом, каждый кубический метр которого имел подъемную силу 1,1 кг/м3. Устойчивость аэростату в воздухе обеспечивали три кормовых пневматических стабилизатора, наполняемых встречным потоком воздуха. К тросу аэростат присоединялся системой бортовых спусков и веревочных строп. Крепление аэростата к земле осуществлялось бивачными веревками с каждого борта, закрепляемыми к наземным штопорам. Кроме этого, аэростат прижимали к земле загрузочным балластом.
Аэростат, имея сплавную силу, поднимаясь в воздух, вытягивает за собой с земли разматываемый с механизма автолебедки стальной высокопрочный трос. Аэростат уравновешивается на той высоте, на которой сплавная сила будет равна массе вертикально поднятого троса. Это статический потолок!
Масса оболочки аэростата 150-240 кг. Оболочка компактно складывается в чехол и переносится шестью бойцами.
Наземная автолебедка ЛЗ-3 для сдачи аэростата была оборудована на шасси грузового автомобиля ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны.
На земле аэростаты наполняют водородом на 50—70 % газовместилища.
При подъеме на высоту за счет уменьшающегося наружного давления атмосферы примерно на 8— 10 % на каждый километр объем газа в аэростате автоматически увеличивается — за счет конструктивно упругого расширения оболочки или за счет вытеснения воздуха из баллонета.
При выбирании (опускании) аэростата происходит явление обратное: газовый объем водорода сжимается, но аэростат сохраняет свои упругость и форму за счет стягивающей системы или наполнения воздухом баллонета. В первом случае речь идет об аэростате заграждения со стягивающей системой, во втором — о баллонетном.
Что такое газгольдеры и чем они отличаются от аэростатов
Водород к аэростатам доставляли в похожих емкостях - в газгольдерах. Они были не тяжелыми, их нужно было лишь направить в нужном направлении. С такой работой справлялись даже девушки. Лишь бы ветра не было. Поэтому в 1942 году мужчин в аэростатных войсках стали менять на девушек. 4 девушки вполне справлялись с транспортировкой газгольдера. Но маленькая деталь. Транспортировать газгольдер нужно было на своих двоих от завода до поста аэростата. А Москва-то большая.
И вот тут у меня возникает вопрос. Почему же не взлетает газгольдер, наполненный водородом? А когда наполнят водородом оболочку аэростата, тот взлетает. Может быть, в газгольдеры закачивают газ под большим давлением, когда он почти сравнивается с удельным весом воздуха? Если баллон с водородом будет чуть-чуть легче воздуха, то он чуть-чуть поднимется над землей. Кажется, логично.
Хотя кое-где говорится о том, что газгольдеры были уравновешены балластом, но без подробностей. Можно построить такое предположение, что где-нибудь снизу газгольдера цепляли какой-нибудь груз. Но на фото ничего такого не видно.
В общем, тонкостей бло не мало. А еще нужно было постоянно проверять чистоту водорода. Когда он смешивался в определенной пропорции с воздухом, точнее, с кислородом, содержащимся в воздухе, то это образовывало взрывоопасную смесь. И этого нельзя было допустить. Когда газ в оболочке аэростата подходил к такой точке, его выпускали и закачивали новую порцию чистого водорода.
Пост аэростата
Постом аэростата называется место, откуда запускается аэростат. На этом месте команда из 10-12 человек обустраивает все необходимое для жизни и главное запуска аэростата.Тут нужно отрыть площадки, укрытия, возможно, блиндаж. Установить автомобильную бензиновую лебедку. Подумать про маскировку. Тут же нужно заправлять аэростаты газом. Для этого тут же находятся газгольдеры - очень похожие на аэростаты емкости для запасов водорода.
Охраняли небо аэростаты и в некоторых других городах.
Кроме охраны неба аэростаты выполняли и другие задачи такие как наблюдение за противником. И это была довольно опасная работа. Ведь и аэростат видно издалека.
Поэтому у немцев были специальные самолёты, которые охотились за аэростатами. И это у них получалось. За годы войны им удалось уничтожить 120 аэростатов.
Нужно заметить, что обычные пули были не особо опасны для аэростатов. При этом газ просто медленно выходил из оболочки. Гораздо страшнее было попадание в оболочку зажигательного снаряда. Тогда аэростат просто взрывался. Или просто горел? Ответа на этот вопрос я не нашел. В свое время, незадолго до войны, в США загорелся немецкий дирижабль Бранденбург, оболочка которого была наполнена водородом.
И напоследок одна невероятная история, связанная с аэростатами.
28 ноября 1941 года расчет аэростатного поста под командованием сержанта Дмитрия Велигура после ночного дежурства приступил к опусканию аэростата. Точнее, это была два аэростата спаренные. И вот один уже опустили на землю и приступили к его креплению.
Велигура отдал приказ мотористу лебедки выбирать трос второго аэростата. Помощник моториста в это время скалывал лед с троса, чтобы плотнее накручивался на катушку. И тут льдинка летит в лицо мотористу. Тот непроизвольно дергается, и трос обрывается.
Аэростат, который уже коснулся стропами земли, начинает подыматься вверх. Велигура машинально хватается за одну из строп и закручивает вокруг запястья. И тут же его ноги отрываются от земли, и он поднимается вверх.
Попытки подняться по веревке вверх ни к чему не привели. Но он сообразил привязаться веревкой вокруг талии. Как это ему удалось - из области фантастики. Ведь вокруг одной руки обвита веревка, а свободна только одна.
Попробуйте одной рукой обмотать вокруг себя веревку и крепко ее завязать. Держу пари, что это у вас не получится. А Велигура действует не только одной рукой, но еще висит в воздухе. Напрашивается только один рациональный вывод - ему помог ангел-хранитель, хоть он и был комсомольцем. Такие случаи бывали. Но редко.
И вот сержант сначала летит над Москвой, а потом его потащило к линии фронта. А тут снизу стали по нему стрелять, а он же не может крикнуть: "Ребята, я свой!" Но эти пули придали ему сил и прыти, и он стал карабкаться вверх.
Там на оболочке есть клапан, который нужно открыть, и тогда аэростат начнет снижаться. И он добрался-таки до этого клапана. И разглядев внизу подходящую для посадки поляну, сержант открыл клапан. До фронта оставалось 7 км.
Почти сразу подкатила полуторка, и сержанта увезли разбираться в штаб. На следующий день пришла машина из Москвы и Велигуру вместе с аэростатом увезли.
Дрейфовал Велигура в воздухе 3 часа и пролетел 110 км. И повезло выжить в такой ситуации только одному ему. И он не только выжил, но и сохранил аэростат. В марте 1942 года он был награжден орденом Красной Звезды.
За 1941–1944 годы в Москве улетело 563 аэростата. Из них 193, то есть больше трети, пропали безвозвратно. А в 1943 году в Москве действовало 440 постов аэростатов. Почитай больше, чем по одному аэростату с каждого поста.
Если статья понравилась и вы узнали что-то новое для себя, можно поставить лайк и подписаться на канал, если еще не подписаны