Найти в Дзене

Афганская война наложила свой отпечаток на судьбу воина-интернационалиста Азата Файзуллина из с. Демский.

Детство и юность Азата Асгатовича, который родился в с. Азнаево, прошли в Мургабском районе Марыйской области Туркменистана. Оттуда он был призван в армию, и физически крепкий юноша стал совершенствовать свое военное мастерство. Служил в мотострелковом полку в Чехословакии. В мае 1979 года юноша, с честью исполнивший свой долг перед страной, вернулся на родину к родителям. Однако в октябре его снова призвали на военную службу. В это время сообщили о вводе ограниченного контингента советских войск в Афганистан.
— Сегодня я самый старший среди воинов-интернационалистов, но тогда был самым молодым, — вспоминает Азат-абый. — В то время война еще не была официально объявлена. Мы первыми вошли в Афганистан охранять перевал, который находился в 20 км от города Герата. Через него шли и афганцы, и наши. Был приказ: прежде чем афганцы начнут стрелять, не открывать огонь. В нашей группе было большинство 40—45-летних солдат. Узбеки, татары, таджики, русские — всего 31 человек. Честно говоря, многие из них служили в стройбатах, они не умели даже разбирать и собирать автомат. Если пролетала ворона, пробовали стрелять по ней. У меня спрашивали: «Почему ты не стреляешь?». Я отвечал: «Если я буду стрелять, то у вас не останется мишеней». Мне, как единственному, прошедшему полную боевую подготовку, приходилось выполнять и роль командира взвода.
Во время службы Азат Файзуллин полгода находился на территории Афганистана. Он был рядовым пулеметчиком. Их увольняли в запас с предупреждением — никому об этом не рассказывать. Очень хорошо помнит воин-интернационалист свой первый бой.
— Мы готовились к встрече Нового года. Но нам не суждено было собраться за столом. Началась перестрелка. Разные мысли приходят в голову, и перед глазами, как в кинокадрах, проходят радостные мгновения моей жизни. К счастью, в этом бою никто из нас не пострадал, — вспоминает события 46-летней давности воин-интернационалист. — За время службы противник всего несколько раз обстреливал наш сектор. Но и этого было достаточно. Если кто-то не очень задумывался о жизни и смерти, то один из наших товарищей, который ежедневно пил до полного опьянения, после этого бросил. Был такой стресс. Однажды часовой, стоявший на посту, крикнул: «Смотрите, среди баранов люди идут!». Оказывается, среди стада шли моджахеды (душманы), направив на нас автоматы. После небольшой перестрелки они отступили. Афганский язык схож с таджикским, поэтому они общались с местным населением без переводчика. Выполняя свой воинский долг, мне довелось поближе познакомиться с местными жителями. Помню, приходил к нам 80-летний старик. Они жили очень бедно, но были сильными, выносливыми, могли пешком преодолевать расстояние до 200 км за день, с ношей за плечами — по 40—50 км. Были очень рады спичкам или другим вещам. Бывали случаи, когда их обменивали на мясо или другую еду.
Сегодня грудь 66-летнего воина-афганца украшают медали «20 лет вывода советских войск из Афганистана», «30 лет вывода советских войск из Афганистана», «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа».
Что касается трудовой биографии Азата Асгатовича, то сначала он освоил в Таджикистане профессию переработчика хлопка в технологическом техникуме и четыре года проработал на заводе. А когда переехал в совхоз «Демский», пять лет был бессменным сварщиком, затем вышел на заслуженный отдых, работая оператором в нефтяной организации. Супруга Эльвира Коммунаровна по профессии кондитер, работает поваром в детском саду. К нашей беседе в уютной домашней обстановке присоединяется и хозяйка:
— Я родом из Казахстана. Мы познакомились, когда Азат приехал в гости, поженились. Прошло 33 года, как мы переехали в совхоз «Демский». Вырастили и воспитали двух сыновей, которые сейчас живут со своими семьями в Уфе. Нас радуют четверо внуков, мы с нетерпением ждем их летом и в праздники, — говорит добрая и общительная хозяйка дома.
— Наше поколение воспитывалось в духе преданности Родине, с честью выполняло свой интернациональный долг. Оба наших сына служили в Вооруженных силах России: Рустам два года в танковых войсках в Чите, а младший Ринат — в Хабаровском Государственном разведывательном управлении. По моему мнению, чтобы стать настоящим солдатом, пройти серьезную военную подготовку, мало одного года, — делится своими мыслями ветеран афганской войны Азат Асгатович.
Ляйля ГУМЕРОВА.
Фото автора.